Классный час на тему: «Правовая азбука» 3 класс
Цели: Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству.
Задачи:
Образовательные: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе; с «Конвенцией о правах ребенка»
Развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности, наблюдательности; умение находить решение проблемы, используя знания и дополнительную литературу. Воспитательные: развитие нравственного, гражданско-правового воспитания; формирование толерантного сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения.
Формирование УУД.
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с гостями. Обернитесь назад и поприветствуйте наших гостей улыбками и присаживайтесь.
2. Ситуация – сценка.
- Вашему вниманию представляем сценку-ситуацию.
Сценка: Стол, на столе настольная лампа, подставка для книг. Девочка одета, как мама. За столом сидит ребенок и учит уроки.
Мама: Сынок, я ухожу, приберись у себя в комнате, помой после себя посуду,
сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
- Давайте разберем ситуацию и найдем верные решения. Прав ли был ребенок? (Ответы детей.)
- Да, вы правы. Помощь родителям не является нарушением, никаким препятствием не служит.
- Мальчик знает свои права, но о чем он забыл? (О своих обязанностях)
- Как вы думаете о че мы сегодня будем говорить?
- Да. Сегодня мы с вами будем говорить о правах и обязанностях. Каждый ребенок имеет определенные права и обязанности.(2 слайд.)
- Как вы думаете, кто является первым защитником прав ребенка (Родители, семья.)
-Вы правы. В первую очередь это – родители. Но иногда участия родителей бывает недостаточно и тогда заботу о ребенке возьмет на себя государство.
- И все-таки, именно семья должна быть главным защитником ребенка. Вы каждый день возвращаетесь домой, к мамам, папам, бабушкам и дедушкам, близким к вам людям.
- Как вам в семье? Как вы себя чувствуете рядом с близкими?
- Да, вам тепло, уютно, хорошо. Вот поэтому цените свои семьи, прислушивайтесь к их советам.
3. Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка».
Слайд 3.
- Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. (показ книги или слайда)
- 20 ноября 1989 года была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
- В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
На доске развешены статьи обратной стороной. Переворачивают каждую и дети начинают давать объяснение.
Слайд 4.
Слайд 5…
- Молодцы.
4. Практическая часть.
- А сейчас мы попробуем разобраться ситуациями из литературных произведений.
- На ваших столах лежат опорные таблицы, раскрывающие права детей. В каждой из групп есть сюжет из сказки. Ваша задача – назвать произведение и обсудить, какие права нарушены героями сказок.
- Ребята, на это вам дается 3 минуты. И от каждой группы отвечает 1 представитель. Решайте сами. Но прежде вспомним правила работы в группах. (Дети поднимают руку и дают определение правилу)
- Молодцы. Время пошло!
(Дети работают в группах. Затем выходят к доске и комментируют предложенные ситуации из литературных произведений.
Слайд 14. «Колобок» Лиса, съела Колобка.
Правильный ответ. Нарушено право на жизнь
Слайд 15.«Маша и медведь» (слушаем ответы детей)
Правильный ответ. Право на отдых и досуг; запрет на использование тяжёлого детского труда, право на жизнь, жестокое обращение к детям)
Слайд 16. «Буратино» (слушаем ответы детей)
Правильный ответ. Право на бесплатное образование.
Слайд 17«Заюшкина избушка» Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из избушки.
Правильный ответ. Нарушено право на неприкосновенность жилища
Слайд 18. «Айболит» Правильный ответ. Право на бесплатное медицинское обслуживание.
В помощь детям предлагается минимальный набор, раскрывающий права детей:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.)
- Молодцы. Спасибо за работу.
Вывод:
- Когда люди не соблюдают свои права и обязанности, становится трудно жить. Начинается беспорядок в жизни. Пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности! Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав! (21слайд)
Показ слайдов, где написаны обязанности.
19 слайд - Ребята, я еще хочу напомнить слова Конфуций
- Кто прочитает? (Никогда не делай того, что не пожелал бы себе) Как вы понимаете значение этого выражения?(Ответы детей).
- Да, мы же себе никогда не желаем плохого и остальным тоже мы не должны желать.
20 слайд - Давайте вспомним, какие у нас есть обязанности
5. Физминутка ( Упражнение на закрепление темы)
- Ребята, давайте отдохнем и выполним некоторые упражнения. Если я называю права, то вы топаете ножками. Если я называю обязанности, то вы хлопаете в ладоши.
Подведение итогов и рефлексия.
- У вас на партах лежат лепестки. Я предлагаю вам подумать и продолжить предложение: «Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
… когда ребенок маленький, он беззащитный и ничего не может сделать против взрослого человека, не может себя защитить.
…он маленький и многое не понимает.
…дети- цветы жизни. Родители говорят, что дети – это их будущее.
…ребёнка могут украсть, его нужно охранять.
…он маленький, не может за себя постоять
…он солнце будущего
…ребёнок еще маленький и не может защититься. Поэтому ему нужна защита не только родителей, но и государства.
… Взрослые сильнее, а ребёнок слабый.
- Отлично. Молодцы.
- Закончить наш разговор я хочу на светлой ноте. Говорят, что желания, которые идут из глубины души, от самого сердца обязательно сбываются. Напишите только одно желание, но пусть оно будет светлым и принесёт в мир немного тепла. (Дети работают по составлению цветка, записывая свои желания на лепестки).
…Я желаю, чтобы все дети были здоровы.
…я желаю, чтобы в мире не было зла, а было только добро.
…Чтобы на земле все были добрыми, не было бы войны и зла. Чтобы все были счастливыми и радостными. Это мое искреннее желание.
…Я желаю, чтобы весь мир был счастлив.
…Я думаю, что надо помогать всем…
…Я хочу, чтобы мама и папа были вместе с нами.
…Чтобы на земле не было больше войны
…Чтобы всегда на Земле были мир и красота. Чтобы наши дети были счастливы.
- Ну, а сейчас, я попрошу вас на свободном месте лепестка нарисовать свое настроение в виде любого предмета.
(Работа детей в группах)
- Закончили работу. Свои рисунки показали нашим гостям.
- А теперь из каждой группы 1 представитель зачитывает свое предложение.
- Сейчас мы по группам будем проходить к доске и прикреплять лепестки к серединке цветка.
1 группа выходим и прикрепляем лепестки.
2 группа, 3 группа, 4 группа, 5 группа…
- У нас получилась целая полянка доброты.
Говорят, сказка – это, иными словами, правда жизни. Сегодня мы с помощью сказки вспомнили и повторили наши права. Ребята, я думаю, что вы хорошо их запомнили, знаете свои обязанности. И когда вы вырастите, станете взрослыми и самостоятельными, будете их соблюдать и расскажете о правах своим детям.
- Всем спасибо! Классный час закончен.
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.)
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.)
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»
«Ребенок нуждается в особой защите, потому что…»