8

Урок 3 Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
План урока 3:
Правовые нормы, относящиеся к информации
Вступление преподавателя
Перенос схемы со слайда «Право собственности», и перенос компонентов права собственности в тетрадь
Перенос таблицы со слайда «Правовые нормы, относящиеся к информации»
Виды правонарушений в сфере информационных технологий.
Запись со слайдов определения «Правонарушение» и виды правонарушений, обсуждение схем, доклад студента
«Виды атак», обсуждение диаграммы
Правовая защита информации в РФ.
Информация является объектом правового регулирования. Информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал. Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты.
Право собственности состоит из трех важных компонентов: право распоряжения, право владения, право пользования.
Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.
Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.
Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.
Любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.
Любой закон о праве собственности регулирует отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем.
Законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Нормативно-правовую основу юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Правовые нормы правового регулирования информации
"Об информации, информационных технологиях и защите информации" №149-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: регулирует отношение, возникающее при осуществлении права: поиск, получение, передачу и производство информации. Применение информационных технологий. обеспечение защиты информации.
Уголовный кодекс раздел "Преступления в сфере компьютерной информации" № 63-ФЗ Дата принятия: 13.06.1996 г. (ред. от 02.08.2019). Краткое содержание: определяет меру наказания за "Компьютерные преступления". Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ или сети.
Федеральный закон "О персональных данных" №152-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Его целью является обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных и обеспечить право на защиту частной жизни.
Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации была подписана в Будапеште. №ЕТS 185 от 23.10.2001г. Краткое содержание: дала классификацию компьютерным преступлениям, рассмотрела меры по предупреждению компьютерных преступлений, заключила согласие на обмен информацией между странами Европы по компьютерным преступлениям.
Федеральный закон "Об электронной подписи" № 63-ФЗ от 06.04.2011. Краткое содержание: регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ от 29.12.2010. Краткое содержание: регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции
Виды правонарушений в сфере информационных технологий
Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению). Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.
Преступления в сфере информационных технологий включают:
распространение вредоносных вирусов;
взлом паролей;
кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг);
распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.
Доклад 1
В зависимости от способа использования компьютера при совершении преступлений выделяют категории:
1. Компьютер является объектом правонарушения, когда цель преступника - похитить информацию или нанести вред интересующей его системе.
2. Компьютеры используются как средства, способствующие совершению такого преступления как, например, попытка преодоления защиты системы (атака), или более традиционного преступления (например, мошенничества), совершаемого с помощью электронных средств.
3. Компьютер используется как запоминающее устройство.
Основные виды преступлений, связанных с вмешательством в работу компьютеров
1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере.
Несанкционированный доступ осуществляется, как правило, с использованием чужого имени, изменением физических адресов технических устройств, использованием информации, оставшейся после решения задач, модификацией программного и информационного обеспечения, хищением носителя информации, установкой аппаратуры записи, подключаемой к каналам передачи данных
2. Ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определённых условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему.
Логическая бомба (англ. Logic bomb) — программа, которая запускается при определённых временны́х или информационных условиях для осуществления вредоносных действий (как правило, несанкционированного доступа к информации, искажения или уничтожения данных).
Многие вредоносные программы, такие как вирусы или черви (разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные (Интернет) компьютерные сети), часто содержат логические бомбы, которые срабатывают в заранее определённое время (логические бомбы с часовыми механизмами) или при выполнении определённых условий, например, в пятницу 13-го, день смеха.
К логическим бомбам как правило относят код, который приводит к несообщённым заранее последствиям для пользователей.
3. Разработка и распространение компьютерных вирусов.
4. Преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приведшая к тяжким последствиям.
5. Подделка компьютерной информации.
6. Хищение компьютерной информации.
Предупреждение компьютерных преступлений
При разработке компьютерных систем, выход из строя или ошибки в работе которых могут привести к тяжёлым последствиям, вопросы компьютерной безопасности становятся первоочередными. Известно много мер, направленных на предупреждение преступления.
К техническим мерам относят:
защиту от несанкционированного доступа к системе,
резервирование особо важных компьютерных подсистем,
организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев,
установку оборудования обнаружения и тушения пожара, оборудования обнаружения воды,
принятие конструкционных мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания,
оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.
К организационным мерам относят:
охрану вычислительного центра,
тщательный подбор персонала,
исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком,
наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя,
организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией или лицами, незаинтересованными в сокрытии фактов нарушения работы центра,
универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство),
возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра.
К правовым мерам относят:
разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления,
защита авторских прав программистов,
совершенствование уголовного, гражданского законодательства и судопроизводства.
общественный контроль за разработчиками компьютерных систем и принятие международных договоров об ограничениях, если они влияют или могут повлиять на военные, экономические и социальные аспекты жизни стран, заключающих соглашение.
Результаты опроса представителей служб безопасности 492 компаний, дает представление о наиболее опасных способах совершения компьютерных преступлений.
Виды атак, выявленные за последние 12 месяцев
Вирус 83%
Злоупотребление сотрудниками компании доступом к Internet 69%
Кража мобильных компьютеров 58%
Неавторизованный доступ со стороны сотрудников компании 40%
Мошенничество при передаче средствами телекоммуникаций 27%
Кража внутренней информации 21%
Проникновение в систему 20%
Допускалось несколько вариантов ответов.
Правовая защита информации в РФ. (Доклад)
В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:
Акты федерального законодательства:
Международные договоры РФ;
Конституция РФ;
Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
Указы Президента РФ;
Постановления Правительства РФ;
Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.
Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:
Комитет Государственной думы по безопасности;
Совет безопасности России;
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия
Служба экономической безопасности;
Служба безопасности персонала (Режимный отдел);
Кадровая служба;
Служба информационной безопасности.
Базовым документом по информационной безопасности в России является утвержденная Президентом Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина понимает под информационной безопасностью Российской Федерации состояние защищенности национальных интересов России в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Доктриной выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Угрозы национальным интересам Российской Федерации в данных сферах признаются Доктриной угрозами информационной безопасности:
соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею;
информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации;
развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации;
защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.