Тема: «Праздник русской народной сказки»
Цели: 1. Расширить знания учащихся о русских народных сказках.
2. Развивать читательский интерес, творческие способности учащихся.
3. Воспитывать нравственные нормы поведения.
Оборудование: «телеграмма», предметы «из сказок», «медали», костюмы для
инсценировки сказки.
Литература: «Русские народные сказки».- Москва. «Детская литература».- 1991.
Сценарий праздника:
1. Появление сказки.
(Стук в дверь, входит «бабушка»).
- Здравствуйте, ребята.
- А вы знаете, кто я?
- Отгадайте.
- Я родилась много веков назад. Прихожу я в каждый дом. Меня любят бабушки и
дедушки, мамы и папы, и, конечно, дети. Я мудрая и учу всех добру. Так кто же я?
2. Разговор о сказке.
- Ребята, давайте вспомним, какими бывают сказки?
(Народные и литературные).
(Волшебные, о животных и бытовые).
- Сегодня у нас праздник. Только вот какой сказки? «Сказка», помоги нам.
«Сказка»:
- В каких сказках встречаются такие слова и выражения:
«жили-были», «братец», «сестрица», «дед», «баба», «избушка»?
(В русских народных сказках)
3. Представление команд.
(Каждой команде раздаётся набор рисунков героев из сказки, по нему ребята определяют название сказки и своей команды).
«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
4. Конкурс сказочных телеграмм.
- «Сказка», а что это у тебя за конверты?
- Это телеграммы от сказочных героев. Отгадайте, кто их прислал?
1) Съел петушок бобовое зёрнышко и подавился. Помогите петушку!
(Курочка, «Бобовое зёрнышко»).
2) Приходил волк, съел шестерых козлят. Спасите моих братьев!
(Козлёнок, «Волк и коза»).
3) Выгнала меня лиса из моей избушки. Помогите вернуться домой!
(Заяц, «Лиса и заяц»).
4) Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Спасите меня!
(Петушок, «Петушок-золотой гребешок»).
5) Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Как же съесть пирожок?
(Медведь, «Маша и медведь»).
6) Сижу в избушке у Бабы-Яги, играю серебряными яблочками. А так хочется домой!
(Братец, «Гуси-лебеди».)
«Сказка»:
- Скажите, ребята, что общего во всех этих сказках?
(Персонажи-животные).
-А вы знаете, что хотя в сказках говорится о животных, а воспроизводятся похожие
человеческие ситуации?
5. Конкурс капитанов.
- Назовите как можно больше сказок, в которых есть
1) персонаж-лиса.
«Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лиса и дрозд», «Кот и
лиса», «Лиса и козёл», «Колобок», «Теремок».
2) персонаж-медведь.
«Мужик и медведь», «Маша и медведь», «Медведь и лиса», «Три медведя», «Звери в яме», «Теремок», «Колобок».
3) персонаж-заяц.
«Лиса и заяц», «Колобок», «Теремок», «Заяц-хваста», «Зайцы и лягушки».
«Сказка»:
- А вы знаете, что каждое животное наделено человеческими качествами?
Давайте вместе подумаем, какими?
Лиса – хитрая, изворотливая, обманщица;
заяц – трусливый, хвастливый;
медведь – неуклюжий, ленивый.
6. Спортивная разминка.
- Давайте, изобразим их в танце.
(танец «Если нравится тебе, то делай так» на новый лад (изображения животных:
зайца, лисы, волка, медведя).
7. «Сказочные жмурки».
- Узнайте, из какой сказки данный предмет.
(Горошек, пирожки, молоко, бобовое зёрнышко, мука, репа, рыба, яйцо, коса).
«Петушок-золотой гребешок», «Маша и медведь», «Волк и коза», «Бобовое зёрнышко»,
«Колобок», «Мужик и медведь», «Лисичка-сестричка и волк», «Курочка Ряба»,
«Лиса и заяц».
8. Музыкальная пауза.
- Вспомните и исполните песню из русской народной сказки.
Например: песня «Колобка» («Колобок»)
песня «Мамы-Козы» («Волк и коза»)
песня «Петушка» («Петушок-золотой гребешок»)
9. Сказочная викторина. В какой сказке произошло такое событие:
1) «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, а печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю». («По щучьему велению»).
2) «Влезет девочка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано,
и побелено, и в трубы покатано»
(«Хаврошечка»).
3) «Сестра с братцем добежали до молочной реки, попили её простого киселька, река
укрыла их под кисельным бережком».
(«Гуси-лебеди»).
4) «Не послушался братец и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком».
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
5) «Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, и в избу идёт падчерица – в злате-
серебре, так и сияет».
(«Морозко»).
6) «Принесла старуха топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай
варить».
(«Каша из топора»).
10. Инсценирование сказки
1 команда: «Теремок»
2 команда: «Колобок»
3 команда: «Волк и семеро козлят»
4 команда: «Репка»
Вопрос «Сказки»: Подумайте, чему учит нас каждая сказка?
(«Нельзя быть хвастливым, как Колобок»,
«Курочка помогает дедушке с бабушкой»,
«Самая малая сила (мышки) в деле не лишняя, а случается, что её-то и не хватает,
чтобы добиться результата»).
11. Прощание со «Сказкой».
- Ребята, я теперь знаю, что вы любите русские народные сказки и учитесь быть
добрыми, честными, отзывчивыми.
- А вы знаете, что сказки разных народов очень похожи между собой? Они все учат
гостеприимству, дружбе, добру, честности, отзывчивости. Но при всём том, у
каждого народа сказки особенные.
- Я хочу вас наградить (вручает медали «Знаток русской народной сказки»)!
- А хотите к вам в гости придёт другая «Сказка» - литературная?
- Но для этого вам надо прочитать как можно больше сказок русских писателей.