В.П. Канакиной, В.Г. Горецского («Школа России»).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности |
I Целеполагание к деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою - Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. | - Здравствуйте! Слушают учителя. Правильно садятся за столом. | Фронтальная |
II Актуализация знаний | Минутка чистописания - Откройте ваши тетради. Отступите от предыдущей записи две рабочие строки и запишите: Двадцать первое апреля. Классная работа. - Обратите внимание на ваши столы. Перед вами карточки со словами. Ваша задача распределить их в три столбика. В первый столбик - имена существительные, во второй столбик - имена прилагательные, в третий столбик - глаголы. Слова из карточки: Пень, быстрый, из, бегут, о, грустные, без, стоит, роль, в, ель с, темный, прыгать, даль, при, у, красивый, лист, перед, осень, до, сидит, смотрит, зеленый, грусть. - Кому задание понятно, поднимите руки. - Отлично. Приступайте! - Ребята, еще минуту и заканчиваем. - Давайте проверим, какие слова у вас написаны в первом столбике? - Молодцы. Все верно. - Какие слова во втором столбике? - Умницы. Правильно. - Какие слова в третьем столбике? - Какие слова вы не отнесли ни в какой столбик? - Ребята, скажите, а что это у нас осталось? | Открывают тетради. Записывают. Слушают задание. Выполняют задание. Закончили задание. - Пень, роль, ель, даль, лист, осень, грусть. - Быстрый, грустные, темный, красивый, зеленый. - Бегут, стоит, сидит, смотрит. - Из, о, без, в, при, у, до. - Предлоги. | Фронтальная Индивидуальная |
III Постановка темы, задач урока | - Чтобы узнать правильное ли предположение вы высказали. Составьте слово из первых букв тех слов, что вы занесли в первый столбик. - Что это за слово? - Значит, вы все сделали правильно. Молодцы! - Исходя из нашей работы, как вы думаете, какова тема нашего урока? - Молодцы! Тема сегодняшнего урока звучит так: «Предлог как часть речи». - Что бы вы хотели узнать о предлогах? Открывает доску, на которой написаны задачи урока. - Конечно! Все это мы узнаем сегодня на уроке. - Прочитайте задачи, написанные на доске. 1. Узнать, что такое предлог. 2. Узнать, зачем нужны предлоги. 3. Узнать, с какими частями речи употребляются предлоги. 4. Узнать, как пишутся предлоги со словами. | - Предлог. Предполагают. - Для чего нужны предлоги в русском языке. - Как они пишутся с другими словами. - Как правильно их использовать в речи. Читают задачи. | Фронтальная |
IV Открытие новых знаний | - Ребята! Откройте, пожалуйста, учебник на странице 108, найдите упражнение 183. Прочитайте стихотворение. О чем в стихотворении идет речь? - По каким признакам вы определили, что это весна? - Найдите в этом стихотворении предлоги со словами, с которыми они написаны. Запишите их. - Назовите предлоги, которые вы записали. - С какой частью речи в этом стихотворении используются предлоги? - Как вы записали предлоги со словами? - Попробуйте сформулировать определение, что же такое предлог. - А теперь проверим ваши предположения, открываем учебник на странице 109, прочитайте правила. Раздает карточки. - Ребята, обсудите в паре, кто, где находится. - Составьте предложения, объяснив, кто, где находится, с помощью предлогов. Запишите эти предложения. - Попробуйте задать вопрос к каждому предлогу. - Какой вывод можно сделать? - Умницы! Все верно. Предлоги являются частью речи, к которой нельзя задать вопрос. | Открывают учебники. - О Весне. - Травинки пробиваются, ручей бежит. - На полянке. - У березы. - С бугорка. - Под елкой. - На, у, с, под. - С именами существительными. - Раздельно. Предполагают. Жужжащее чтение. - Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает. Выполняют задание. Составляют предложения. Записывают предложения. Выполняют. - К предлогам нельзя задать вопрос. | Фронтальная Парная |
V Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи) | - Откройте, пожалуйста, учебник на странице 108, упражнение 184. Прочитайте стихотворение. - Напомните мне. Что такое предлог? - Найдите предлоги в стихотворении. - С какими частями речи употребляются предлоги? - Для чего служат предлоги? - Как пишутся предлоги со словами? - А кто может привести примеры предлогов? Поднимайте ручки. - Молодцы! - Есть еще множество разных предлогов: без, при, перед, между, около, над, про, под, через. - Откройте учебник на странице 109, упражнение 185. Посмотрите, как эти предлоги пишутся. Физкультминутка - Я вижу, вы уже устали сидеть. Давайте разомнемся и отдохнем. Если я говорю правду, то нужно присесть, а если – шутка – то прыгаем. - Дед в печи, дрова на печи. - На столе лепешки, под столом сапожки. - Овечки в речке, караси у печки. - Под столом портрет, над столом табурет. - Какие предлоги вам встретились? | Открывают учебники. Читают стихотворение. - Предлог – это часть речи. - Без, по, к, у, в. - С существительными. - Для связи слов в предложении. - Раздельно. Приводят примеры. Слушают учителя. Смотрят упражнение. Выполняют физкультминутку. - В, на, под, у, над. | Фронтальная |
VI Самостоятельная работа | - Ребята, а сейчас вы поработаете самостоятельно. - Откройте свои конверты. В них ваше задание. Читайте внимательно. Делайте самостоятельно. - Кому непонятны задания, поднимите руку. - Начинайте выполнять. 1 задание. Предлог это… а) звуки б) часть речи. К предлогу можно задать вопрос? а) нет б) да. Предлог служит для… а) для уточнения направления, места расположения предметов б) для связи слов в предложении. Сколько предлогов в предложении: Вместе с мамой мы пошли в магазин за продуктами. а) 2 б) 1 в) 3. 2 задание. Предлоги со словами… а) всегда пишутся слитно б) пишутся и слитно, и раздельно в) всегда пишутся раздельно. Вставь нужные предлоги. - Ребята. Еще несколько минут. Завершаем работу. | Слушают учителя. Открывают и читают задания. Выполняют работу. Заканчивают работу. | Фронтальная Индивидуальная |
VII Включение в систему знаний и повторение | - А теперь мы немного поиграем. - Ребята, по очереди передавайте коробочку с предлогами. - Вам нужно будет выбрать наугад предлог и связать пару слов, написанных на доске. Повторяться нельзя. Записи на доске: Добежал …ворот. Подошел… школе. Въехал …гараж. Идет…зонта. Отъехал … дома. Наехал … камень. Перепрыгнул… канаву. Скатился…горы. Взял… соседа. Стоял… магазином. Достала… сумки. Подарок… мамы. Пролетел… нами. Сидел… родителями. Воды было… пояс. Рассказ… зайца. Рос… луга. Нашел… столом. Стеснялся… посторонних. - Молодцы! - Ребята, на странице 109 у нас появилось новое словарное слово. - Проговорим его в слух по слогам. - Произнесем его с ударением. - Запишите это слово в словарь. - Составьте и запишите со словом апрель предложение в тетрадь. | Слушают учителя. Выполняют задание. - До. - К. - В. - Без. - От. - На. - Через. - С. - У. - Перед. - Из. - Для. - Над. - Между. - По. - Про. - Около. - Под. - При. - Ап-рель. - Апре́ль. Записывают слово в словарик. Придумывают предложения. Записывают составленные предложения. | Фронтальная |
VIII Рефлексия деятельности | Открывает часть доски, где написаны задачи урока. - Ребята, все ли задачи урока мы решили? - Ребята, закончите предложения, написанные на доске. Кто хочет начать? - Мне было трудно… - Мне было интересно узнать… - Теперь я умею… - Теперь я знаю… - Мне понравилось… - Мне было легко… - Я знал… - У вас на столах лежат смайлики, поднимите смайлик, если вам было легко работать (улыбающийся смайлик), у вас возникли затруднения, с которыми вы справились (нейтральный смайлик), мне было трудно (грустный смайлик). | Слушают учителя. Читают задачи. - Все выполнили. Дополняют предложения. Поднимают нужный смайлик. | Фронтальная |
IX Постановка домашнего задания | - Ребята, послушайте домашнее задание. - Дома выполните упражнение 186 на странице 109. - Спасибо за прекрасную работу! | Слушают. | Фронтальная |