СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому учебному занятию по русскому языку в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы»

 Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы Урок русского языка в 11 классе

Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы

Урок русского языка в 11 классе

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, русский язык в умелых руках и опытных устах певуч, русский язык в умелых руках и опытных устах выразителен, русский язык в умелых руках и опытных устах гибок, русский язык в умелых руках и опытных устах послушен, русский язык в умелых руках и опытных устах ловок, русский язык в умелых руках и опытных устах вместителен.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив,

русский язык в умелых руках и опытных устах певуч,

русский язык в умелых руках и опытных устах выразителен,

русский язык в умелых руках и опытных устах гибок,

русский язык в умелых руках и опытных устах послушен,

русский язык в умелых руках и опытных устах ловок,

русский язык в умелых руках и опытных устах вместителен.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И. Куприн

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн

Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы

Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы

Цели урока ПОВТОРИТЬ  СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ  ЗАКРЕПИТЬ

Цели урока

  • ПОВТОРИТЬ
  • СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
  • ЗАКРЕПИТЬ
Трёхбуквенный диктант и Пр __ дорожный пр__ успевать пр__встать пр__тензия пр__клеить пр__градить п р__крыть пр__школьный пр__своить пр__имущество При, пре, при, пре, при, пре, при, при, при, пре е и е и е и и и е

Трёхбуквенный диктант

и

  • Пр __ дорожный
  • пр__ успевать
  • пр__встать
  • пр__тензия
  • пр__клеить
  • пр__градить
  • п р__крыть
  • пр__школьный
  • пр__своить
  • пр__имущество

При, пре, при, пре, при, пре, при, при, при, пре

е

и

е

и

е

и

и

и

е

Игра «Да-нетка

Игра «Да-нетка"

утверждение

да

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения

нет

Между собой однородные члены связываются с помощью перечислительной интонации или с помощью сочинительных союзов

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

Однородными могут быть только главные члены предложения

Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи

В предложении однородные члены могут быть связаны подчинительными и сочинительными союзами

В предложении может быть несколько рядов однородных членов

Запятая ставится при однородных членах в предложении перед противительными союзами, перед повторяющимися, перед второй частью двойных союзов, перед союзом да и, обозначающим добавочное действие

Запятая не ставится при однородных членах в предложении перед одиночным соединительным или разделительным союзом, во фразеологизмах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, и день и ночь

Обобщающее слово и однородные члены предложения не являются одним членом предложения

Игра «Да-нетка"

утверждение

да

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения

нет

Между собой однородные члены связываются с помощью перечислительной интонации или с помощью сочинительных союзов

+

+

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

Однородными могут быть только главные члены предложения

Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи

+

+

+

В предложении однородные члены могут быть связаны подчинительными и сочинительными союзами

В предложении может быть несколько рядов однородных членов

+

+

Запятая ставится при однородных членах в предложении перед противительными союзами, перед повторяющимися, перед второй частью двойных союзов, перед союзом да и, обозначающим добавочное действие

+

Запятая не ставится при однородных членах в предложении перед одиночным соединительным или разделительным союзом, во фразеологизмах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, и день и ночь

+

Обобщающее слово и однородные члены предложения не являются одним членом предложения

+

Графический диктант  Составить схемы однородных членов, которые вы встретите в предложениях. 1) Ни ранения, ни боль, ни смерть не пугали этого мужественного человека. 2) Доктриной называют как научную теорию, так и связную концепцию во внешней или внутренней политике. 3) В марте прилетают не только грачи, но и первые ранние скворцы. 4) Метель то подталкивала нас в спину, то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы. 5) Брат был умен, легко решал задачи и легко научился делать фокусы. 6) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо, то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней тумане. 7) Ласточку можно увидеть под крышами разных построек: в сенях, в сарае, в хлеву, под навесом для сена, на чердаке дома. 8) Мне пришлось читать Ане и стихи, и сказки, и потешки .  9) Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил. 10) Все замерло удрученно и растерянно.

Графический диктант

Составить схемы однородных членов, которые вы встретите в предложениях.

1) Ни ранения, ни боль, ни смерть не пугали этого мужественного человека.

2) Доктриной называют как научную теорию, так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

3) В марте прилетают не только грачи, но и первые ранние скворцы.

4) Метель то подталкивала нас в спину, то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.

5) Брат был умен, легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

6) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо, то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней тумане.

7) Ласточку можно увидеть под крышами разных построек: в сенях, в сарае, в хлеву, под навесом для сена, на чердаке дома.

8) Мне пришлось читать Ане и стихи, и сказки, и потешки .

9) Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.

10) Все замерло удрученно и растерянно.

Графический диктант  Составить схемы однородных членов, которые вы встретите в предложениях. 1) Ни О, ни О, ни О. 2) Как О, так О……О или О . 3) Не только О, но и О. 4) То О, то О и О. 5) О, О и О. 6) То О, то О. 7) : О, О, О, О, О. 8) И О, и О, и О .  9) О, О, но О, О. 10) О и О.

Графический диктант

Составить схемы однородных членов, которые вы встретите в предложениях.

1) Ни О, ни О, ни О.

2) Как О, так О……О или О .

3) Не только О, но и О.

4) То О, то О и О.

5) О, О и О.

6) То О, то О.

7) : О, О, О, О, О.

8) И О, и О, и О .

9) О, О, но О, О.

10) О и О.

 Физкультминутка Найдите и соедините парные союзы

Физкультминутка

Найдите и соедините парные союзы

 Физкультминутка Приведите пример предложения с использованием парных союзов

Физкультминутка

Приведите пример предложения с использованием парных союзов

        Письмо с пробелами       Восстановите обобщающие слова. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.  Многие великие деятели культуры учёные писатели художники композиторы высоко ценили собирали изучали народные сказки и использовали их в своём творчестве в музыке литературе живописи. 

  Письмо с пробелами 

Восстановите обобщающие слова. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

Многие великие деятели культуры учёные писатели художники композиторы высоко ценили собирали изучали народные сказки и использовали их в своём творчестве в музыке

литературе живописи.

        Письмо с пробелами       Восстановите обобщающие слова. Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Многие великие деятели культуры : учёные , писатели , художники , композиторы – высоко ценили , собирали , изучали народные сказки и использовали их в своём творчестве : в музыке , литературе , живописи.

  Письмо с пробелами 

Восстановите обобщающие слова. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

Многие великие деятели культуры : учёные , писатели , художники , композиторы высоко ценили , собирали , изучали народные сказки и использовали их в своём творчестве : в музыке , литературе , живописи.

        Синтаксические ошибки       Найдите синтаксические ошибки в предложениях. Исправьте их. 1. Комната мне нравится, потому что в ней светло, уютно, большая и чистая. 2. Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату. 3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный. 4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка. 5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. 6. Родители были очень веселые и радующиеся. 7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

  Синтаксические ошибки 

Найдите синтаксические ошибки в предложениях. Исправьте их.

1. Комната мне нравится, потому что в ней светло, уютно, большая и чистая.

2. Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату.

3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный.

4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.

5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.

6. Родители были очень веселые и радующиеся.

7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

        Синтаксические ошибки       1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая. 2. Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату. 3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный. 4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка. 5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. 6. Родители были очень веселые и радующиеся. 7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

  Синтаксические ошибки 

1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.

2. Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату.

3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный.

4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.

5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.

6. Родители были очень веселые и радующиеся.

7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

        Синтаксические ошибки       1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая. 2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату. 3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный. 4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка. 5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. 6. Родители были очень веселые и радующиеся. 7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

  Синтаксические ошибки 

1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.

2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.

3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный.

4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.

5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.

6. Родители были очень веселые и радующиеся.

7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

        Синтаксические ошибки       1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая. 2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату. 3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный. 4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка. 5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. 6. Родители были очень веселые и радующиеся. 7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

  Синтаксические ошибки 

1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.

2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.

3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.

4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.

5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.

6. Родители были очень веселые и радующиеся.

7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

        Синтаксические ошибки       1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая. 2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату. 3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный. 4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у . 5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. 6. Родители были очень веселые и радующиеся. 7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

  Синтаксические ошибки 

1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.

2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.

3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.

4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у .

5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.

6. Родители были очень веселые и радующиеся.

7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

        Синтаксические ошибки       1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая. 2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату. 3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный. 4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у . 5. В шкафу стоят книги и стеклянная посуда , на полках лежат газеты. 6. Родители были очень веселые и радующиеся. 7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

  Синтаксические ошибки 

1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.

2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.

3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.

4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у .

5. В шкафу стоят книги и стеклянная посуда , на полках лежат газеты.

6. Родители были очень веселые и радующиеся.

7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

        Синтаксические ошибки       1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая. 2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату. 3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный. 4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у . 5. В шкафу стоят книги и стеклянная посуда , на полках лежат газеты. 6. Родители были очень веселые и радостные . 7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

  Синтаксические ошибки 

1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.

2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.

3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.

4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у .

5. В шкафу стоят книги и стеклянная посуда , на полках лежат газеты.

6. Родители были очень веселые и радостные .

7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

        Синтаксические ошибки       1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая. 2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату. 3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный. 4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у . 5. В шкафу стоят книги и стеклянная посуда , на полках лежат газеты. 6. Родители были очень веселые и радостные . 7. Тревога и тоска застыл и в их глазах.

  Синтаксические ошибки 

1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.

2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.

3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.

4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у .

5. В шкафу стоят книги и стеклянная посуда , на полках лежат газеты.

6. Родители были очень веселые и радостные .

7. Тревога и тоска застыл и в их глазах.

            Тест Определите предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно . Запишите буквенный код. О ) Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его. Н) Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной. А) Отношения наши были, хотя и просты, но холодны. В) Немало вдохновенных строк о любви к Родине находим мы у Лермонтова, и Островского, Тургенева, и Пушкина. Ч) Блеск солнца, блеск экипажей, лошади – всё это так поразительно ново, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения. И) Да этот твой знакомый – ни рыба ни мясо. Л) На столе не осталось ни рыбы, ни мяса. К) Научные теории должны, как объяснять уже известные факты, так и предсказывать результаты будущих экспериментов. Т) Всё кругом: солнце над головой, зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях – выглядело несказанно радостным. О) Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.   В результате правильного выполнения теста должно получиться слово, которое можно прочитать справа налево.

 

Тест

Определите предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно . Запишите буквенный код.

О ) Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его.

Н) Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.

А) Отношения наши были, хотя и просты, но холодны.

В) Немало вдохновенных строк о любви к Родине находим мы у Лермонтова, и Островского, Тургенева, и Пушкина.

Ч) Блеск солнца, блеск экипажей, лошади – всё это так поразительно ново, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения.

И) Да этот твой знакомый – ни рыба ни мясо.

Л) На столе не осталось ни рыбы, ни мяса.

К) Научные теории должны, как объяснять уже известные факты, так и предсказывать результаты будущих экспериментов.

Т) Всё кругом: солнце над головой, зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях – выглядело несказанно радостным.

О) Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.

В результате правильного выполнения теста должно получиться слово, которое можно прочитать справа налево.

            Тест О ) Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его. Н) Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной. Ч) Блеск солнца, блеск экипажей, лошади – всё это так поразительно ново, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения. И) Да этот твой знакомый – ни рыба ни мясо. Л) На столе не осталось ни рыбы, ни мяса. Т) Всё кругом: солнце над головой, зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях – выглядело несказанно радостным. О) Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.   ОТЛИЧНО  слово, которое можно прочитать справа налево.

 

Тест

О ) Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его.

Н) Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.

Ч) Блеск солнца, блеск экипажей, лошади – всё это так поразительно ново, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения.

И) Да этот твой знакомый – ни рыба ни мясо.

Л) На столе не осталось ни рыбы, ни мяса.

Т) Всё кругом: солнце над головой, зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях – выглядело несказанно радостным.

О) Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.

ОТЛИЧНО

слово, которое можно прочитать справа налево.

            «Вредный совет»  И в сочинениях и в домашних упражнениях и в творческих работах будьте аккуратны со знаками препинания!

 

«Вредный совет»

И в сочинениях и в домашних упражнениях и в творческих работах будьте аккуратны со знаками препинания!

            «Добрый совет»  И в сочинениях , и в домашних упражнениях , и в творческих работах будьте аккуратны со знаками препинания!

 

«Добрый совет»

И в сочинениях , и в домашних упражнениях , и в творческих работах будьте аккуратны со знаками препинания!

            Подведение итогов  ПОВТОРИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАЛИ ЗАКРЕПИЛИ

 

Подведение итогов

  • ПОВТОРИЛИ
  • СОВЕРШЕНСТВОВАЛИ
  • ЗАКРЕПИЛИ

            Рефлексия  Все заработанные баллы сложите и поделите на 5. Средний балл и есть ваша отметка за урок.

 

Рефлексия

Все заработанные баллы сложите и поделите на 5. Средний балл и есть ваша отметка за урок.

            Домашнее задание § 12, упр. 139 (1-5 предложения) Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Однородные члены подчеркните как члены предложения.

 

Домашнее задание

§ 12, упр. 139 (1-5 предложения)

Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Однородные члены подчеркните как члены предложения.