Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы
Урок русского языка в 11 классе
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив,
русский язык в умелых руках и опытных устах певуч,
русский язык в умелых руках и опытных устах выразителен,
русский язык в умелых руках и опытных устах гибок,
русский язык в умелых руках и опытных устах послушен,
русский язык в умелых руках и опытных устах ловок,
русский язык в умелых руках и опытных устах вместителен.
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И. Куприн
Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы
Цели урока
- ПОВТОРИТЬ
- СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
- ЗАКРЕПИТЬ
Трёхбуквенный диктант
и
- Пр __ дорожный
- пр__ успевать
- пр__встать
- пр__тензия
- пр__клеить
- пр__градить
- п р__крыть
- пр__школьный
- пр__своить
- пр__имущество
При, пре, при, пре, при, пре, при, при, при, пре
е
и
е
и
е
и
и
и
е
Игра «Да-нетка"
утверждение
да
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения
нет
Между собой однородные члены связываются с помощью перечислительной интонации или с помощью сочинительных союзов
Однородными могут быть только второстепенные члены предложения
Однородными могут быть только главные члены предложения
Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи
В предложении однородные члены могут быть связаны подчинительными и сочинительными союзами
В предложении может быть несколько рядов однородных членов
Запятая ставится при однородных членах в предложении перед противительными союзами, перед повторяющимися, перед второй частью двойных союзов, перед союзом да и, обозначающим добавочное действие
Запятая не ставится при однородных членах в предложении перед одиночным соединительным или разделительным союзом, во фразеологизмах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, и день и ночь
Обобщающее слово и однородные члены предложения не являются одним членом предложения
Игра «Да-нетка"
утверждение
да
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения
нет
Между собой однородные члены связываются с помощью перечислительной интонации или с помощью сочинительных союзов
+
+
Однородными могут быть только второстепенные члены предложения
Однородными могут быть только главные члены предложения
Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи
+
+
+
В предложении однородные члены могут быть связаны подчинительными и сочинительными союзами
В предложении может быть несколько рядов однородных членов
+
+
Запятая ставится при однородных членах в предложении перед противительными союзами, перед повторяющимися, перед второй частью двойных союзов, перед союзом да и, обозначающим добавочное действие
+
Запятая не ставится при однородных членах в предложении перед одиночным соединительным или разделительным союзом, во фразеологизмах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, и день и ночь
+
Обобщающее слово и однородные члены предложения не являются одним членом предложения
+
Графический диктант
Составить схемы однородных членов, которые вы встретите в предложениях.
1) Ни ранения, ни боль, ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2) Доктриной называют как научную теорию, так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3) В марте прилетают не только грачи, но и первые ранние скворцы.
4) Метель то подталкивала нас в спину, то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.
5) Брат был умен, легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
6) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо, то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней тумане.
7) Ласточку можно увидеть под крышами разных построек: в сенях, в сарае, в хлеву, под навесом для сена, на чердаке дома.
8) Мне пришлось читать Ане и стихи, и сказки, и потешки .
9) Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.
10) Все замерло удрученно и растерянно.
Графический диктант
Составить схемы однородных членов, которые вы встретите в предложениях.
1) Ни О, ни О, ни О.
2) Как О, так О……О или О .
3) Не только О, но и О.
4) То О, то О и О.
5) О, О и О.
6) То О, то О.
7) : О, О, О, О, О.
8) И О, и О, и О .
9) О, О, но О, О.
10) О и О.
Физкультминутка
Найдите и соедините парные союзы
Физкультминутка
Приведите пример предложения с использованием парных союзов
Письмо с пробелами
Восстановите обобщающие слова. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.
Многие великие деятели культуры учёные писатели художники композиторы высоко ценили собирали изучали народные сказки и использовали их в своём творчестве в музыке
литературе живописи.
Письмо с пробелами
Восстановите обобщающие слова. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.
Многие великие деятели культуры : учёные , писатели , художники , композиторы – высоко ценили , собирали , изучали народные сказки и использовали их в своём творчестве : в музыке , литературе , живописи.
Синтаксические ошибки
Найдите синтаксические ошибки в предложениях. Исправьте их.
1. Комната мне нравится, потому что в ней светло, уютно, большая и чистая.
2. Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату.
3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный.
4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.
5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.
6. Родители были очень веселые и радующиеся.
7. Тревога и тоска застыла в их глазах.
Синтаксические ошибки
1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.
2. Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату.
3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный.
4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.
5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.
6. Родители были очень веселые и радующиеся.
7. Тревога и тоска застыла в их глазах.
Синтаксические ошибки
1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.
2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.
3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный.
4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.
5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.
6. Родители были очень веселые и радующиеся.
7. Тревога и тоска застыла в их глазах.
Синтаксические ошибки
1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.
2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.
3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.
4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.
5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.
6. Родители были очень веселые и радующиеся.
7. Тревога и тоска застыла в их глазах.
Синтаксические ошибки
1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.
2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.
3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.
4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у .
5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.
6. Родители были очень веселые и радующиеся.
7. Тревога и тоска застыла в их глазах.
Синтаксические ошибки
1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.
2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.
3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.
4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у .
5. В шкафу стоят книги и стеклянная посуда , на полках лежат газеты.
6. Родители были очень веселые и радующиеся.
7. Тревога и тоска застыла в их глазах.
Синтаксические ошибки
1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.
2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.
3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.
4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у .
5. В шкафу стоят книги и стеклянная посуда , на полках лежат газеты.
6. Родители были очень веселые и радостные .
7. Тревога и тоска застыла в их глазах.
Синтаксические ошибки
1. Комната мне нравится, потому что она светлая, уютная, большая и чистая.
2. Весной в ясный день солнце освещает всю мою комнату.
3. Мальчик был лобастый и очень серьёзный.
4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариков ую ручк у , капиллярн ую ручк у .
5. В шкафу стоят книги и стеклянная посуда , на полках лежат газеты.
6. Родители были очень веселые и радостные .
7. Тревога и тоска застыл и в их глазах.
Тест
Определите предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно . Запишите буквенный код.
О ) Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его.
Н) Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.
А) Отношения наши были, хотя и просты, но холодны.
В) Немало вдохновенных строк о любви к Родине находим мы у Лермонтова, и Островского, Тургенева, и Пушкина.
Ч) Блеск солнца, блеск экипажей, лошади – всё это так поразительно ново, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения.
И) Да этот твой знакомый – ни рыба ни мясо.
Л) На столе не осталось ни рыбы, ни мяса.
К) Научные теории должны, как объяснять уже известные факты, так и предсказывать результаты будущих экспериментов.
Т) Всё кругом: солнце над головой, зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях – выглядело несказанно радостным.
О) Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.
В результате правильного выполнения теста должно получиться слово, которое можно прочитать справа налево.
Тест
О ) Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его.
Н) Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.
Ч) Блеск солнца, блеск экипажей, лошади – всё это так поразительно ново, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения.
И) Да этот твой знакомый – ни рыба ни мясо.
Л) На столе не осталось ни рыбы, ни мяса.
Т) Всё кругом: солнце над головой, зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях – выглядело несказанно радостным.
О) Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.
ОТЛИЧНО
слово, которое можно прочитать справа налево.
«Вредный совет»
И в сочинениях и в домашних упражнениях и в творческих работах будьте аккуратны со знаками препинания!
«Добрый совет»
И в сочинениях , и в домашних упражнениях , и в творческих работах будьте аккуратны со знаками препинания!
Подведение итогов
Рефлексия
Все заработанные баллы сложите и поделите на 5. Средний балл и есть ваша отметка за урок.
Домашнее задание
§ 12, упр. 139 (1-5 предложения)
Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Однородные члены подчеркните как члены предложения.