СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметные недели в школе как эффективный ресурс самореализации учащихся и педагогов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье автор делится опытом проведения Недели истории, обществознания и МХК в 1-11 классах, которая не ограничивается выпуском газет или нетрадиционными формами уроков. Данное событие в школе становится дополнительным средством самореализации учащихся, ресурсом метапредметного аспекта образования. Здесь педагогическая концепция исходит из принципов системности, синергии, а также человекосообразности, сформулированного научной школой А.А. Хуторского. Статья напечатана в учебном пособии "Мой любимый урок: метапредметность глазами педагогической теории и школьной практики".- М.: 5 за знания, 2015

Просмотр содержимого документа
«Предметные недели в школе как эффективный ресурс самореализации учащихся и педагогов.»

Кузьмина А.В. Предметные недели в школе как эффективный ресурс самореализации учащихся и педагогов.


Проведение предметных недель – давняя традиция школы, т.к. позволяет учителям проявить творческую инициативу, а учащимся – повысить познавательный интерес к изучению конкретных предметов. Мы стремимся, чтобы предметные недели не ограничивались выпуском газет или нетрадиционными формами уроков. Мы стремимся к тому, чтобы они стали дополнительным средством самореализации учащихся, ресурсом метапредметного аспекта образования. Здесь наша педагогическая концепция исходит из принципов системности, синергии, а также человекосообразности, сформулированного научной школой А.А. Хуторского. «Образовательная деятельность с позиции человекосообразности предполагает, что ученик имеет мотивацию, желание, вызывающее его активность. Своей деятельности он придает смысл, подразумевает цель – предвосхищаемый результат своей деятельности. Отсюда следует, что учителю недостаточно предложить ученикам деятельность, нужно позаботиться, чтобы она была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика».1

В этом году интересно прошла неделя истории, обществознания и МХК, синергетический эффект которой сказался и на уроках математики, а также русского языка. Каждый день проводился под определенным девизом – и все учителя на своих уроках должны были ему следовать. Понедельник прошел под девизом «Я – исследователь». В разделе представлены конспекты уроков-исследований: «Традиционные общества в XIX веке: проблемы модернизации», педагог Кузьмина А.В; «Даосизм и конфуцианство в китайском искусстве», педагог Виденек Я.А.; урок истории в 6 классе по теме «Столетняя война»,педагог

педагог Кириллов Д.А.

Вторник проходил под девизом «Я – патриот». В этот день дети сами составляли викторины по теме «Моя Россия», а затем ( после поверки учителем) отгадывали их. Учащимися 11 классов в этот день была проведена авторская экскурсия для учащихся начальной школы. Она называлась «Кунсткамера школьной жизни» и основывалась на материалах проектной работы одной из выпускниц школы, которая предложила модель музея школы «Олимп-Плюс». Экскурсия проходила по четырем экспозициям: «История музеев», «Школы разных времен и народов»; «Зал славы России», «Зал славы школы». Также в этот день был проведен кинолекторий «Лучшие фильмы о войне», где педагоги рассказывали учащимся о своих любимым фильмах о войне, кратко рассказывали сюжет и показаны самые яркие фрагменты из фильмов.

В течение недели вторая половина дня проходила под девизом «Учимся, играя…» Дети играли в экономическую игру «Монополия» (1 день – оригинальная версия, 2 день русская версия; 3 день – версия ученика 5 класса, которую он планирует защищать на конференции общешокльных проектных работ учащихся)

Среда прошла под девизом «Я – пацифист». В этот день учащиеся старших классов проводили в 6 классе урок математики, интегрированный с историей. Он был посвящен 70-летию Победы в ВОВ. А в 9 классах состоялась конференция по теме «Итоги и уроки войны».

Лозунг четверга «Я – творец истории». В этот день в 9 классах тема войны была продолжена на уроке русского языка. Тема сложноподчиненных предложений обрела еще более глубокий смысл. Также в этот день учащиеся школы на уроках защищали творческие работы по трем номинациям на выбор. Интересно, что задания для конкурсов мы взяли из метапредметных сборников А.В. Хуторского, но они были одинаково интересны как для учащихся начальной школы, так и для ребят постарше.

Работы оценивались по следующим критериям:

1.Нестандартность(отличие от известного, общепринятого, оригинальность, самобытность)

2.Творческая продуктивность (объем и разнообразие представленных вариантов, идей)

3.Эстетика оформления работы.

Содержание и итоги мероприятия в приложении 1.

Пятница проходила под лозунгом «Я – гражданин», в этот день проходили открытые уроки по обществознанию в 7, 9 и 11 классах. На уроках поднимались проблемы становления правового государства в РФ, прав и обязанностей гражданина, а также для чего нужна дисциплина.

На 5 уроке учащиеся 4 классов провели для начальной школы игру по станциям «Путешествие в прошлое». Интересно, что задания по станциям разрабатывали сами дети (некоторые по аналогии с логическими пятиминутками).

Итоги недели были подведены на общешкольной тематической линейке. Она в нашей школе проводится еженедельно по пятницам. Ребята поделились своими впечатлениями от недели (что больше запомнилось, понравилось), самые активные участники недели получили свои награды.


Приложение 1. Номинации конкурса мини-проектов «Я – творец истории»

  1. Предметное письмо. В истории возникновения письменности существовал период дописьменных средств передачи информации – предметное письмо. Например, древнегреческий историк Геродот рассказывает о послании, которое скифы направили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию. Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противоположный тому, который вкладывали скифы. И следствием стала гибель персидского войска. Каков был смысл предметного письма скифов? Какой смысл вложили в него персы? Приведите примеры применения предметного письма в современной жизни человека. Придумай свое символическое послание потомкам или любому публичному человеку современности. Не забудь сообщить его правильный «перевод».

  2. Бабушкин комод. Сейчас, как и раньше, во многих семьях бережно сохраняют вещи, предметы мебели, интерьера, доставшиеся по наследству. Это не просто память о дорогих людях, это – хранители старых семейных историй, преданий. Посмотрите внимательно, что в вашем доме, или в доме ваших родственников стало или может стать семейной реликвией. Как связан этот предмет с историей вашей семьи/страны. Прислушайтесь к рассказам таких вещей и запишите один из них. Ответьте: как история этого предмета/вещи повлияла на историю вашей семьи.

  3. Конкурс классных летописцев. Напишите краткую историю своего класса, используя стиль древнерусских летописцев. Постарайтесь описать наиболее яркие события, в том числе отметьте и свою историческую роль в этих событиях.

Больше всего ребят выбрали вторую номинацию (90 человек), поэтому о нем поподробнее. Здесь хочется представить отзывы самих учителей, а также некоторые выдержки из сообщений учащихся.

Волох Н.П., классный руководитель 2А (класса девочек)

Все девочки нашего класса вместе с родителями приняли активное участие в подготовке классного часа. Хочу отметить, что родители задумались: а что же действительно является ценностью в их семье? Выбор для некоторых был сложным, ведь в связи с переездами многие вещи потерялись. Многие девочки признались, что не знали до этого дня о существовании таких семейных памятных ценностей, более того, значение слова «реликвия» некоторые девочки узнали впервые. С большим интересом и любовью каждая ученица рассказывала о своей семейной реликвии. Принесенные работы можно разделить на несколько групп:

1) украшения, посуда, предметы интерьера, предметы рукоделия;

2) альбомы, старые открытки, иконы;

3) медали, спортивные кубки.

Особенно интересными, на мой взгляд, были рассказы, составленные от имени самого предмета или вещи. Например, заговорил 60-летний перламутровый сервиз из знаменитого немецкого фарфора в семье Сони М. Теперь этот сервиз служит украшением в доме. На вопрос: а пьют ли чай из этого сервиза?, Соня ответила, что нет, ведь они боятся разбить память о прабабушке.

А вот старая шкатулка, сделанная после I мировой войны пра-прадедушкой Маши и Миши П., на просит беречь её, ведь она очень старая, но до сих пор хранит тепло рук мастера.

А в семье Комаревцевых рассказала историю удивительная ваза – подарок известного московского купца Перлова (владельца чайного дома на Мясницкой) пра- прадедушке и пра-прабабушке Уваровым –Богоявленским.

Из рассказа старого альбома для марок семьи В. мы узнали, что в нем еще так много места, что он будет очень рад, если о нем не забудут и пополнят коллекцию для внуков и правнуков.

Многие девочки не только рассказали о своих семейных ценностях, но и принесли их. У всех присутствующих была возможность прикоснуться руками к вышитому рушнику с запахом вкусных ватрушек бабушки Даши Т., рассмотреть старые открытки времен Великой Отечественной войны, которые присылал прадед со службы дедушке Алины К., перелистать пожелтевшие страницы тяжелого альбома с марками и самым старым рублем 1898 года. Мы увидели связанные руками прабабушки Маши З. малюсенькие носочки для её мамы. Это вызвало улыбки на наших лицах: неужели наши родители были такими маленькими? Клубочек шерсти до сих пор хранится у Маши как напоминание о семейной традиции – вязать своим деткам носочки. Так же были рассказы с фотографиями о старинной иконе прапрабабушки; о наградах за Победу деда-ветерана; о 200 прыжках с парашютом деда-десатника; о кубках папы-хоккеиста; о статуэтке старого мудрого китайца, которая досталась от прабабушки; О свадебном мамином ожерелье и серьгах; о старинных карманных часах, которые хранятся в рамке, сделанной из части упряжки рабочего скота.

Кристина С. так хотела принести семейную ценность в школу, что пришлось слукавить, чтобы родители согласились. В итоге, обручальное кольцо, которое передается из поколения в поколение, весь учебный день хранилось на ленточке под сердцем у Кристины. Кольцо рассказало, что ждет новую хозяйку и надеется на бережное отношение.

Час общения прошел на одном дыхании. На следующий день мы оформили стенд, и нашу работу имели возможность увидеть все. Очень интересный и познавательный мини-проект позволил узнать девочкам настоящие ценности своей семьи, а родителям задуматься о необходимости почаще вспоминать своих предков и рассказывать об этом своим детям. Спасибо Анастасии Викторовне за идею.

Амбарцумова А.А., классный руководитель 3Б

В рамках недели истории в моем классе был проведён классный час под девизом «Это моя история». Детям было предложено вместе с родителями подумать и подготовить сообщение о том, что дорогого для семьи, что хранится и передается из поколения в поколение. Сначала у детей и родителей это задание вызвало недоумение. Все дружно сказали, что ничего нет. Я попросила не торопиться, подумать и поспрашивать у бабушек и дедушек. Дала это как творческое задание на выходные, больше ничего не задавала, чтобы не отвлекались от темы. И результат был, что очень порадовало. Самое интересное, что сделали все, конечно не всегда придерживались моих рекомендаций. Один мальчик просто сфотографировал старинную книгу. Но так ничего и не рассказал, к сожалению. Но все остальные подготовились хорошо. Говорили о многом- о старинных вещах, фотографиях. Но хочу отметить с каким все же трепетом и гордостью мальчишки говорили о наградах и орденах своих бабушек и дедушек. Немного конечно жалко, что не все вспомнили о военных наградах, ведь наверняка война коснулась всех семей, но думаю ещё дело в том, что почти все бабушки и дедушки ребят живут в других городах и дети мало с ними общаются. Наверное, можно попробовать дать задание на каникулы – узнать о военных подвигах своих бабушек и дедушек. Но так как задание все же было просто о семейных реликвиях и ребята подготовились все, я довольна результатом, получился замечательных урок, дети слушали друг друга с большим интересом и получился замечательный стенд.

Щербинина И.В., классный руководитель 3а (класс девочек)

В нашем классе прошел классный час на тему «Тайны бабушкиного комода». Каждая ученица приготовила интересную информацию о «ценностях своей семьи». Почти все девочки писали о марках, кубках, картинах , медалях и книгах. Больше всего мне запомнился рассказ Тумар С. и Екатерины Ш. В этих семьях самым драгоценным являются не вещи, а люди. В семье Тумар все очень любят и гордятся папой, ведь « он получил много наград, в том числе «Отличник Здравоохранения». В семье Кати очень любят и гордятся дедушкой. Он прошел Великую Отечественную войну, и получил Орден Красного Знамени. В их семье самым важным считается здоровье и любовь близких, для них нет ничего важнее, чтобы дедушка прожил еще много лет в добром здравии.

Кусмарова С.Н., классный руководитель 2Б (класс мальчиков)

В неделю истории и обществознания очень интересно прошла в классе презентация детьми истории своей семьи. Миша П. рассказал о том, что его папа тоже учился во 2 «Б» классе и был отличником. Об этом свидетельствует подлинник – ведомость отметок и благодарность родителям за воспитание сына. Вилли и Герман рассказали о том, что их прадедушка был купцом и имел именную печать. Саша Е. принес вырезку из газеты, где рассказывается о его прабабушке. Она во время войны охраняла склад боеприпасов одна в лесу и отпускала их солдатам, приехавшим на грузовиках. Самое главное, что дети поняли из часа общения, что самое дорогое для каждой семьи - это память о своих родных.



Что такое реликвия? Никогда раньше я не задумывалась над смыслом этого слова. Мама объяснила мне, что это вещи, которые хранятся как память о прошлом. В нашей семье тоже есть реликвии – это старые открытки, которые прадед присылал со службы моему дедушке Толе. Бумага уже немного пожелтела от времени, но я все равно с удовольствием разглядываю картинки и читаю добрые слова. Сколько же им лет? Уже больше 65!

Мой прадедушка – Сысоев Григорий Иванович был военным летчиком. Весной 1945 года он штурмовал Берлин, где встретил Великую Победу. Там же он познакомился со своей будущей женой – моей прабабушкой. После войны он служил в Германии, где и родился мой дедушка Анатолий Григорьевич. К сожалению, мой прадедушка погиб совсем молодым при испытании нового самолета, но благодаря этим старым открыткам, я узнала о его жизни и подвиге, а также истории своей Родины.

Алина К., 2 А класс



«Здравствуйте, мои друзья! Прошу Вас быть со мной поаккуратнее, ведь я - очень старая шкатулка. А сделал меня Ваш прапрадедушка! О-о-о-о! Это было еще после первой мировой войны! Звали его Иваном. Он был мастеровым человеком и работал прорабом на стройке в городе Петрограде. Потом этот город переименовали в Ленинград, а теперь он стал называться как в старые времена Петербургом. Жил он в районе Лигово. У него была жена Антонина, и росли две маленькие дочки. Одна из них – Тамара - стала вашей прабабушкой. Когда началась Великая Отечественная война, мой хозяин ушел а фронт и смог вернуться с войны живым. Но в блокадном Ленинграде погибли его жена и одна из дочерей. Тамару спасли, ее отправили в эвакуацию в деревню, и после войны отец нашел ее, они стали жить вместе».


«…Посмотрите на меня, несмотря на мой почтенный возраст, я очень элегантна: мои бока украшены народным узором из соломки, а в уголках приклеены розочки. Меня сделали из самых простых, подручных материалов: деревянной фанерки и соломки, а цветочки вырезаны из старой коробки из-под шоколадных конфет. На меня так весело смотреть, ведь мои розы совсем не поблекли, а узор заботливо восстановлен! Подумайте, как сидя по вечерам после рабочей смены, при тусклом свете лампы, Иван тщательно приклеивал соломки на мои бока! Я стала украшением его небогатого дома!

Прошу Вас, берегите меня! Ведь все, что осталось из воспоминаний о Вашем прапрадедушке – это я, да тусклая фотография. Но я все еще храню тепло его рук. Может и Вы сможете передать своим правнукам что-то красивое и ценное?..»

Семья Кати Ш.

Сегодня из бабушкиного комода мы достали рушник. Рушник – это полотенце из домотканого холста, украшенное вышивкой. В старые времена рушник широко использовался в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Им украшали иконы, вывешивали на кресты, окна, двери, ворота. Этот рушник – память о моей прабабушке-мастерице. Она сама его вышивала. Бабушка Таня очень любила заниматься рукоделием. Своими вышивками и кружевами она украшала и скатерти, и покрывала. Бабушка Таня была очень хорошей хозяйкой. Ни одни праздник не обходился без ее плюшек, кренделей и ватрушек с ягодами. Каким же красивым был стол с вышитой скатертью, самоваром и вкуснейшими пирогами.



Я – старинная ваза, созданная на уникальном фарфоровом заводе имени Т.Я. Кузнецова, основанном в 1832 году в селе Дулево Владимирской губернии Московской области. В семье Павловых-Комаревцевых я появилась как подарок прапрадедушке Семену Яковлевичу Уварову Богоявленскому и прапрабабушке Надежде Константиновне Уваровой-Богоявленской. Меня подарил известный купец Перлов – владелец чайного дома на Мясницкой. Семен Яковлевич Уваров-Богоявленский был служителем в ранге Протоирея Русской Православной церкви, создателем русской православной газеты «Глас России». Купец Перлов сдавал в аренду прапрадедушке дом (брат-близнец чайного дома). Деловые отношения переросли в дружбу. И вот на одни из праздников я была отдана в эту замечательную семью.

В моей семье есть старинная икона. Эта икона досталась мне от прабабушки Анны. Она родилась в 1902 году и прожила долгую, тяжелую жизнь. Я видела свою прабабушку только на фотографии, поэтому очень приятно иметь икону, которая досталась от нее. С этой иконой мою прабабушку венчали в церкви, а потом икона была всегда с ней. Даже во время войны бабушка молилась перед этой иконой. Я всегда буду ценить эту старинную икону как важную реликвию нашей семьи.

Алена З., 2А

«…Я хотел бы рассказать о поясе моего прапрадедушки Архакаса Терхукаса. Пояс попал к нему во времена второй мировой войны. Ему подарил этот пояс один из освобождённых им пленных. Как рассказывала моя бабушка, мой прадедушка гнался за поездом с пленными, ему пришлось прыгнуть на вагон и отцепить его от поезда. Среди спасенных был человек, который позже отблагодарил деда эти ценным подарком. Пояс был изготовлен задолго до войны, он сделан из серебра и отделан разными драгоценными камнями .На сегодняшний день этот пояс лежит у меня, я его очень берегу ведь мне нужно будет передавать его своим сыновьям и рассказывать об истории своих предков. И знаете, я горжусь своим прапрадедушкой так как он настоящий герой». Андрей А., 7 класс

В нашей семье есть старинная картина. Это – оригинальная копия работы «Лунная ночь в Колизее» известного русского художника XIX века Никанора Чернецова. Автор копии – художник Федор Заболотин. Необычность копии в том, что на ней есть ряд деталей, отсутствующих у Чернецова. Например, на ней изображен день, а не ночь. Кроме того, на переднем плане нарисована молодая женщина, которой нет на оригинале. В нашей семье мы называем картину «Лунный день в Колизее». Меня заинтересовало, почему художник принес свои детали в готовый и тщательно прорисованный пейзаж. Что могла бы рассказать нам эта картина? Мы не узнаем ответа на эти вопросы. Однако можем порассуждать. Мне кажется, Заболотин решил передать более радостное и солнечное настроение, а женщина с корзиной могла быть возлюбленной автора. В любом случае «Лунный день в Колизее» смело можно считать самостоятельным произведением. По семейной легенде картину подарил моей пра-пра-пра-пра-бабушке Марии Николаевне сам художник. Я думаю, что с этим связана некая романтическая история, и что женщина на переднем плане, возможно, она и есть. С другой стороны, оригинал и копия написаны в 1842, когда в России было еще сильно крепостное право, и тяжелое положение крестьян отражалось многими художниками и поэтами (Некрасов, Шевченко, Репин и другие). Возможно, что, изображая на переднем плане улыбающуюся итальянскую крестьянку, Заболотин хотел увести зрителя от суровой русской действительности.Эту картину мы, по праву, считаем семейной реликвией. Она была свидетельницей бурных и трагических событий в истории нашей Родины, пережила войны, революции. В далеком 1917 году во время Революции мой пра-пра-дедушка спрятал картину на чердаке своего дома в Мариуполе, где она пролежала несколько лет. Она, как будто, стала живой свидетельницей потрясений: краски поблекли и потрескались, а с рамы облетела позолота. А впереди была Великая Отечественная Война.Осенью 1941года семья моего пра-пра-дедушки, Александра Михайловича, оказалась в оккупированном Харькове. Александр Михайлович был главным инженером завода и должен был ехать с эвакуированным заводом за Урал. Однако он остался со своей семьей, которой не удалосьпокинуть город, захваченный немцами. В его семье были маленькие дети, моя прабабушкаи ее годовалый брат. Харьковское движение сопротивления организовало взрыв немецкого штаба, который находился на улице Дзержинского, где жила семья. Погибли высокопоставленные немецкие военные. Взрыв был настолько сильным, что в некоторых домах выбило окна, а картина упала со стены на пол, как будто предвещая дурное событие. Однако, когда моя пра-пра-бабушка Гелена Иосифовна подняла картину, то не увидела никаких повреждений. В тот же вечер немцы арестовали всех мужчин, живших на улице Дзержинского, в том числе и моего пра-пра-дедушку. Всех поставили в ряд и расстреляли каждого пятого. Александр Михайлович вернулся домой утром совершенно седой. Он был четвертым…Вот так картина стала своеобразным талисманом-хранителем. После войны картина долгие годы висела в гостиной у моей прабабушки, создавая в любую погоду радостное ощущение летнего дня. Моя мама рассказывала мне, как часто она любовалась ею и даже писала школьное сочинение про эту картину. В 1991 году, когда мама поступила в Университет, прабабушка подарила ей картину, зная как маме она нравится. С тех пор «Лунный день» украшает нашу гостиную. Недавняя реставрация вдохнула в нее новую жизнь. Но под слоем свежего лака все-таки видны трещинки, напоминающие о далеком и непростом прошлом картины. Милена К., 7 класс





1 Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся.[Электронный ресурс]// Вестник Института образования человека; 29.03.2012 г.- http:// eidos-institute.ru/journal/2012/0329.html