СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметные результаты по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья

Просмотр содержимого документа
«Предметные результаты по физике»

Предметные результаты по физике

Частными предметнымирезультатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются: • понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия...

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

• умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).



Предметные результаты представлены по темам.

Введение

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

•физические величины и их условные обозначения: длина (l), температура (t), время (t), масса (m); единицы этих величин: м, °С, с, кг;

•физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы;

•методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.

Воспроизводить:

•определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы измерительного прибора.

II уровень

Воспроизводить:

•определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;

•формулу относительной погрешности измерения.


На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

•физических и астрономических явлений, физическихсвойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязифизики и техники.

Объяснять:

•роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы ихуменьшения.

II уровень

Приводить примеры:

•связи между физическими величинами, физических теорий.

Объяснять:

•существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

•измерять длину, время, температуру;

•вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры,

времени; погрешность измерения малых величин;

•записывать результат измерений с учетом погрешности.

II уровень

Уметь:

•соотносить физические явления и физические теории,

их объясняющие;

•использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

•полученные при изучении темы знания, представлятьих в структурированном виде.

II уровень

Обобщать:

•на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы.


Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

1. Изготовление перископа.

2. Изготовление простейшего электроскопа.

3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на

различных ее участках.

4. Сборка электромагнита и испытание его действия.

5. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.

6. Сборка детекторного радиоприемника.

7. Изучение работы трансформатора.

Формирование коммуникативных и регулятивных УУД не определяется содержанием предмета, а обеспечивается используемыми методическими приемами.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности, они имеют «сквозной» характер и пронизывают коммуникативные, личностные и познавательные. Формирование УУД идет в процессе самостоятельной деятельности учащихся.

Для коммуникации (общения и совместной деятельности) необходимы специально созданные ситуации общения. Поэтому приоритетными методическими приемами для формирования этих УУД будут работа в парах и малых группах по изучению нового материала, решению задач, выполнению проектных и исследовательских работ дискуссии; публичное представление результатов работы;оппонирование и рецензирование результатов работы одноклассников.

О сформированности тех или иных действий можно судить на основании наблюдения за деятельностью учащихся. Здесь важно понимать, на что необходимо обращать внимание:

для коммуникативных УУД:активность и инициативность, конфликтность (роль в возникновении и разрешении конфликта), ориентация на партнера (учет позиции партнера), лидерство, грамотность речи, содержательная корректность при представлении результатов работы;

для регулятивных УУД:целеполагание, составление плана работы, распределение функций в группе, соответствие исполнения плану, контроль продвижения по плану, самооценка.