ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Марковская Е.В., учитель начальных классов.
Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании — проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения ее связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Современные подходы к решению данной проблемы получили широкое освещение в психолого-педагогических исследованиях (Н.Ф. Виноградова, Т.С. Комарова, В.Н. Просвиркин, В.И. Слободчиков и др.), нашли свое отражение в нормативно-методических документах («Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы», резолюция Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием (1999 г.) и др.), а также в практической работе педагогов.
Несомненно, преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны — дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства» (Н.Н. Подъяков). С другой — школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Следует уточнить понятие «готовность ребенка к школе». Проблема готовности к школе отражена как в работах зарубежных исследователей, так и отечественных. В зарубежных исследованиях (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Иирасек и др.) традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсо- моторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина и др.). Так выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относится физическая, личностная, интеллектуальная. К специальной — подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.).
Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребенка и, тем более, не ухудшать его здоровье.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «...примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению...».
По данным Министерства образования РФ, от 80 до 90% поступающих в I класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% — пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем.
Уровень морфологического и функционального развития («школьная зрелость») позволяет говорить о зрелых и незрелых детях. Так, среди 6-летних детей зрелые дети составляют 49%, в 6,5 лет — 68%, в 7 лет — 87%, в 7,5-8 лет — 98%. Причем девочки существенно обгоняют мальчиков в достижении «школьной зрелости» на полгода.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что ключевым моментом преемственности является не столько укрепление здоровья (его осталось 20%), сколько его возвращение, причем как физического, так и психического. К сожалению, ни в одной из образовательных программ начальной школы не ставится задача обеспечения эмоционального благополучия школьников.
Личностная готовность охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе.
Следует отметить, что в личностной готовности ребенка особое значение имеет мотивационный план или так называемая «внутренняя позиция школьника» (Л.И. Божович), включающая познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения.
Центральным показателем интеллектуального развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность образного и основ словесно-логического мышления (А.В. Запорожец, Н.Н. Подъяков и др.).
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Здесь следует упомянуть о том, что Л.С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.
Специальная подготовка ребенка к школе уделяет внимание тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе — чтению, письму, математике. Единство счета, чтения и письма рассматриваются как общекультурные навыки.
Современные школьные программы составлены таким образом, что они отражают некий средний уровень актуального развития, которого достигает ребенок к концу дошкольного детства, а если у некоторых детей этот уровень ниже (в классе 20-30 учеников), то обучение не попадает в их «зону ближайшего развития», и они сразу же становятся отстающими.
К сожалению, общественность, родители и даже педагоги, считают специальную подготовку к школе приоритетной по отношению к общей готовности ребенка, что является явным заблуждением.
Правильнее было бы считать, что готовность к школе, а значит, к систематическому обучению есть комплексная характеристика развития ребенка, включающая социальные умения (общение со сверстником, взрослым); развитие познавательных функций, обходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память); уровень личностного развития (мотивация, самооценка); здоровье ребенка (физическое, психическое).
Таким образом, некоторые положения преемственности нуждаются в тщательной разработке (особенно содержание учебно-воспитательного процесса). Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой.