СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прелюдия 7 класс урок музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прелюдия

Цели урока: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся;  формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Прелюдия 7 класс урок музыки»

Урок № 15 _________________

Прелюдия

Цели урока: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Задачи урока: Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. Развитие общих и специальных музыкальных способностей. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

знать музыкальные традиции своего края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.


Метапредметные:

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования. выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; Овладение универсальными регулятивными действиями самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, принимать себя и других, не осуждая;



Личностные:

1. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны.

2. Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусств.


Ход урока.

1. Запишите в тетрадь тему урока:

Музыкальные жанры прелюдия и этюд

2. Прочитайте текст, послушайте музыку.

Продолжаем знакомиться с различными музыкальными жанрами. Сегодня в центре нашего внимания такие музыкальные жанры, как прелюдия и этюд. В этом нам поможет творчество композиторов С.В. Рахманинова и Ф. Шопена.

Прелюдия - вступление к какому-либо музыкальному сочинению, или небольшая самостоятельная пьеса (с 19 века), раскрывающая, как правило, один образ.

Познакомимся с прелюдиями, которые сочинили Сергей Рахманинов и Фридерик Шопен.

Мы уже знаем, что Рахманинов бесконечно любил Россию и посвятил ей всё лучшее. Россия пела в его мелодиях.

С раннего детства он владел игрой на фортепиано. У Рахманинова обнаружился большой талант. В девять лет Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. Рахманинов писал в различных жанрах. Получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своем творчестве он создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.

"Прелюдия до диез минор" С.Рахманинова стала любимой и популярной в разных странах мира. Эту пьесу композитор сочинил в 19 лет. Её называют «маленькой трагедией», «схваткой человека с судьбой». Звучит прелюдия меньше 3 минут. А сыграть её может только опытный пианист.

На портрете художника Б.Шаляпина мы видим композитора изображённым в процессе работы, думающим, сосредоточенным.

Послушаем «Прелюдию до-диез минор» С.В. Рахманиновав исполнении замечательного пианиста Евгения Кисина.

Мелодия - основа музыкального мышления композитора С. Рахманинова.

Характер музыки патетический, суровый, волнующий; слышны и тревожные, и лирические интонации.

Вступление воплощает главную идею этого сочинения - идею грозной, богатырской силы, идею судьбы.

Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой.

Мрачный, тревожный характер Прелюдии Рахманинова как бы предвещает «неслыханные перемены, невиданные мятежи» конца 19-нач. ХХ вв. в России и показывает свое отношение к тому, что происходит на его Роди­не.

Мы слышим, что 1-я часть звучит мерно, без особых волнений. Средняя часть звучит взволнованно, напряжённо, возбуждённо и, одновременно, мягко, глубоко. В заключительной части прослушиваются темповые изменения – быстрее, чем в 1-й части. Заканчивается прелюдия очень тихими аккордами. Таким образом, Прелюдия написана в трёхчастной форме.

В «Прелюдии» композитор даёт клятву «не отступать от заветных помыслов». Клятву - сдержал. В своём искусстве «он оставался певцом больших чувств и неугасимых надежд".

«В каждой ноте Россия»! Уехав в 1917 году, Сергей Васильевич сердцем оставался с Родиной.

Рахманинов умер 28 марта 1943 г. и похоронен на кладбище Кенсико в городке Валхалла штат Нью-Йорк. Американский пианист Ван Клиберн привез землю с могилы П.И. Чайковского и посадил куст белой сирени, которую Сергей Васильевич очень любил.

Родину Рахманинов любил всей душой и воспевал в музыке.

«Я русский композитор. Моя музыка это плод моего характера, и поэтому это русская музыка». С. Рахманинов

Каждое произведение великого польского композитора Фредерика Шопена - это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника.

Исповедь - это откровенное признание в чём-либо.

Шопен сочинил 25 прелюдий. В них он откровенно рассказывал обо всех своих мыслях, сокровенных чувствах.

Посмотрите видеоурок на тему "Исповедь души" (до 4. мин. 25 сек.)

и послушайте две прелюдии Ф.Шопена

А вот другая страница из музыкального дневника Шопена - "Этюд №12", который современники композитора назвали "Революционный". Он был написан как отклик на события польского национально-освободительного восстания 1830 года. Этюд - в музыке это пьеса для развития беглости пальцев.

В "Этюде №12" технические сложности помогают раскрыть художественный образ произведения, помогают понять, о чём хотел поведать нам композитор. Стремительный темп, страстное и пламенное звучание музыки выражают боль, гнев, отчаяние, которые испытывал Шопен, находясь в разлуке с Родиной.

Послушаем "Этюд №12" Ф.Шопена в исполнении замечательного пианиста Евгения Кисина.

Домашнее задание:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!