Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе
Чтение - важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителю важно обладать такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты. Проблемой обучения пониманию текста занимаются многие отечественные и зарубежные специалисты Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Е.Н. Ильина, Г.И. Белинский, М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Л.А.Виролайнен, О,Ф. Хузе, Рыжкова Т.В. и другие. В настоящее время преобладают логопедические методики обучения чтению, делающие акцент на «формальных» приемах звукослияния и звукосочетания. Это ведет к тому, что количество детей, которые могут достаточно быстро читать, плохо понимая прочитанное, постоянно увеличивается. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учеников как вдумчивых читателей - одна из важных задач обучения на уроках литературного чтения.
Для того чтобы научить детей понимать текст, нужно сформировать специальные читательские умения:
чтение текстов про себя,
отработки навыка выразительного чтения,
формирование умения составлять диалоги, строить монолог в соответствии с речевой задачей,
работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника,
находить информацию в справочниках, словарях и энциклопедиях,
формирование читательской компетентности,
овладение техникой чтения и приёмами работы с текстом,
работа над пониманием прочитанного и прослушанного произведения.
Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы для того, чтобы в основной школе учащиеся умели понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы различных жанров.
Поскольку у детей 7-9 лет преобладает наглядно-образное мышление, нужно в процессе обучения использовать практические действия детей. С этой целью используются задания, предполагающие самостоятельные действия учеников. Главное, чтобы они представляли, что читают связный текст. Их внимание обращается на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Конечно, проводить это нужно в доступной форме, без использования каких-либо определений.
Если рассматривать работу над пониманием текста, то её можно разделить на 3 этапа:
1. До начала чтения.
2. Во время чтения.
3. После прочтения текста.
Можно начинать с заглавия и темы текста. По ним проще всего определить, о чем говорится. Постоянное использование заголовка и темы воспитывает внимание у детей к целому произведению. Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляется с помощью следующих заданий: выбор заголовка из представленных вариантов и соотнесение его с текстом. Порядок выполнения задания: сначала прочитать текст, затем ответить на вопросы по его содержанию (что случилось), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них более подходит, почему; проверить себя (перечитать текст); подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста. Такие задания способствуют формированию умения ориентироваться в теме текста. Умение определять смысловую структуру произведения, связи смысловых частей можно формировать с помощью таких заданий: работа с планом текста, детям необходимо к каждому пункту выбрать соответствующую часть текста. Обязателен самоконтроль.
В простейших рассказах дети сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно должны выделять главное в тексте. Это выполняется после совместного анализа, который выполняется учителем вместе с учениками. Способствует пониманию текста прием структурирования. Ученик обозначает структуру текста, устанавливает его модель и сопоставляет текст с моделью. Ученики рисуют структуру текста, отметив каждую часть кружком; кружков столько, сколько частей. Например, при чтении рассказа Ю.И. Ермолаева «Два пирожных» ребятам можно предложить изобразить текст графически. Затем учащиеся получают задание: выбрать к модели сказки текст и подготовиться доказать свой ответ на обобщающий вопрос: «Чему хотел научить нас автор?».
Тут главным приемом, способствующим пониманию смысла текста, является определение его подтекста. Ученики с помощью учителя приходят к выводу: если мама просит помочь, то необходимо уважительно и внимательно к этому относиться. Нужно с заботой и любовью относиться к членам своей семьи. Прием проверки подтекста применяется и тогда, когда читаются более сложные произведения. В произведениях, где осмыслению событий, поступков и действий персонажей способствуют эмоции, главное внимание должно быть обращено на них.
Следующий прием, который используется для осмысления текста - подчеркивание слов, передающих смысл произведения. Рассмотрим с этой точки зрения сказку Э. Успенского «Чебурашка». Сказку читает учитель. В первом чтении учителю надо передать неторопливость, плавность, выделить словесные украшения. Задача учителя - указать детям интонационные особенности.
После проверки первичного восприятия задаются вопросы к предметному содержанию сказки: «Назовите главных героев сказки? Как появилось у забавного зверька имя? Что оно означает? Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? Как он оказался в магазине уценённых товаров? Где жил Чебурашка? Нравится ли он вам?». Такие вопросы разрешат перечитать весь текст по порядку, в перечитывание включить как можно больше учащихся, акцентировать их внимание на событиях. Затем обращаемся к словам, в которых и заключается основное содержание. Какие слова мы подчеркнем в первом, втором абзацах? Ученики называют слова и записывают их в тетрадь. Когда содержание усвоено, можно предложить детям придумать ещё вопросы, которые могли бы помочь пересказать сказку. Приходилось ли вам придумывать имена необычным предметам, если да, то расскажи о них? А что вы думаете о других героях? Эти вопросы помогут понять детям смысл сказки и характерные черты героев. Можно сделать акцент на звеньях композиционной цепочки, проследить, как шаг за шагом проходят события. Затем можно перейти к пересказу текста сказки.
Итак, работая над сознательным чтением, надо принимать во внимание три уровня освоения текста: восприятие фактического содержания, т. е. сюжетной, событийной основы; осознание причинно-следственных связей между событиями, мотивами, действиями ключевых и второстепенных героев, т. е. подтекста; понимание ведущей идеи произведения, его общего настроения, авторской оценки описываемых событий и личного отношения учащегося к нему.
Чтобы сформировать у учеников способность сознательного чтения, необходимо учить их выяснять смысл неизвестных им слов и выражений, что считается основой осознания реального содержания текста; воссоздавать в воображении то, что описано в произведении; сравнивать факты, действия, события для нахождения причинно-следственных отношений между ними; понимать все возможные оттенки значений слов и синтаксических конструкций, что основано на анализе языковых средств; понимать ключевую мысль произведения; осознавать оценку автора, его отношение к описанным действиям и героям; определять и высказывать личное мнение о героях, их действиях и произведении в целом; осмысливать факты окружающей жизни через призму прочитанного. Имеющаяся практика разбора слов мало эффективна, так как ребенку бывают непонятны обычные на первый взгляд слова. Вследствие этого, не исключая словарную работу перед чтением, у учеников следует создать установку на самостоятельное выявление при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается упор на то, чтобы любое непонятное ученику слово было будто запрещающий сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению вперёд.
Ведущий способ работы над осознанием произведения - беседа. Для отработки осознанного чтения анализ прочитанного идет по этапам, начинать следует с вопросов и заданий, обеспечивающих первый уровень осознания текста, т. е. таких, которые могут помочь ученикам верно понимать фактическое содержание, детальный план прочитанного. К примеру, к сказке Г. Остера «Будем знакомы». О ком данная сказка? Где жили герои сказки? Чем они как правило занимались? Почему они приняли решение «разойтись и разбежаться»? Одним из действенных приёмов работы по усвоению содержания считаются задания, когда педагог предлагает ученикам самостоятельно сформулировать вопросы к прочитанному. По вопросам, которые составили дети, возможно довольно объективно судить о качестве работы над произведением. Таким образом, способность к образному анализу и синтезу художественного текста сама по себе не формируется. Поэтому необходимо учить детей ''вдумчивому'' восприятию, умению думать над книгой, а значит о людях и о жизни вообще, применяя рассмотренные нами выше основные методы и приемы обучения пониманию текста.