СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Анна Ахматова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация включает в себя цитаты стихов и биографию поэтессы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Анна Ахматова»

Я – голос ваш,  жар вашего  дыханья,  Я – отраженье  вашего лица.   Анна Ахматова

Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Анна Ахматова

Великий поэт, говоря о своем я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живо человечество. И потому в его грусти всякий узнаёт и свою и видит в нём не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству.  В.Г.Белинский
  • Великий поэт, говоря о своем я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живо человечество. И потому в его грусти всякий узнаёт и свою и видит в нём не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству.

В.Г.Белинский

Ключевые вопросы урока: • что это за явление в русской литературе – Анна Ахматова? • чем особенна лирика Анны Ахматовой?  • можно ли Анну Ахматову назвать великим поэтом?

Ключевые вопросы урока:

что это за явление в русской литературе – Анна Ахматова?

чем особенна лирика Анны Ахматовой?

можно ли Анну Ахматову назвать великим поэтом?

  Анна Андреевна Ахматова  (1889 – 1966)

Анна Андреевна Ахматова

(1889 – 1966)

Имя Аня Горенко – гимназистка Мариинской женской гимназии. Царское Село. 1904 г. Мне дали имя при крещенье –  Анна,  Сладчайшее для губ людских  и слуха.  1913  Татарское, дремучее  Пришло из никуда,  К любой беде липучее,  Само оно – беда.  1958

Имя

Аня Горенко – гимназистка Мариинской женской гимназии.

Царское Село. 1904 г.

  • Мне дали имя при крещенье –

Анна,

Сладчайшее для губ людских

и слуха.

1913

  • Татарское, дремучее

Пришло из никуда,

К любой беде липучее,

Само оно – беда.

1958

Семья И женщина с прозрачными глазами (Такой глубокой синевы, что море Нельзя не вспомнить, поглядевши в них), С редчайшим именем и белой ручкой, И добротой, которую в наследство Я от нее как будто получила, - Ненужный дар моей жестокой жизни… Анна Горенко с братьями Андреем (стоит рядом), Виктором и сестрой Ией. В центре – мать Инна Эразмовна. Киев. 1909 г.

Семья

И женщина с прозрачными глазами

(Такой глубокой синевы, что море

Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),

С редчайшим именем и белой ручкой,

И добротой, которую в наследство

Я от нее как будто получила, -

Ненужный дар моей жестокой жизни…

Анна Горенко с братьями Андреем (стоит рядом), Виктором и сестрой Ией.

В центре – мать Инна Эразмовна. Киев. 1909 г.

Царское Село Здесь столько лир повешено на ветки… Но и моей как будто место есть…

Царское Село

Здесь столько лир повешено на ветки… Но и моей как будто место есть…

Псевдоним По настоянию отца юная Анна Горенко взяла своим литературным именем фамилию прабабушки по материнской линии – татарской княжны Ахматовой.   Мне от бабушки-татарки  Были редкостью подарки;  И зачем я крещена,  Горько гневалась она.  А пред смертью подобрела  И впервые пожалела,  И вздохнула: «Ах, года!  Вот и внучка молода»…  З.Е.Серебрякова. Портрет А.Ахматовой. 1922

Псевдоним

  • По настоянию отца юная Анна Горенко взяла своим литературным именем фамилию прабабушки по материнской линии – татарской княжны Ахматовой.

Мне от бабушки-татарки

Были редкостью подарки;

И зачем я крещена,

Горько гневалась она.

А пред смертью подобрела

И впервые пожалела,

И вздохнула: «Ах, года!

Вот и внучка молода»…

З.Е.Серебрякова. Портрет А.Ахматовой. 1922

Начало поэтического  творчества Первый сборник «Вечер» (1912) с посвящением Н.Гумилеву … новый женский голос, отличный от других и слышимый, несмотря на очевидную, как бы желаемую обладателем его слабость тона, присоединился к общему хору русских поэтов… Итак, судари и сударыни, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его Анна Ахматова.  М.Кузмин. Предисловие к книге «Вечер»  Н.Альтман. Портрет А.Ахматовой. 1914

Начало поэтического творчества

Первый сборник «Вечер» (1912) с посвящением Н.Гумилеву

новый женский голос, отличный от других и слышимый, несмотря на очевидную, как бы желаемую обладателем его слабость тона, присоединился к общему хору русских поэтов… Итак, судари и сударыни, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его Анна Ахматова.

М.Кузмин. Предисловие к книге «Вечер»

Н.Альтман. Портрет А.Ахматовой. 1914

 Иннокентий Анненский   Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете.  А.Ахматова     А тот, кого учителем считаю, Как тень прошел и тени не оставил, Весь яд впитал, всю эту одурь выпил, И славы ждал, и славы не дождался, Кто был предвестьем, предзнаменованьем Всего, что с нами после совершилось, Всех пожалел, во всех вдохнул томленье – И задохнулся…  «Учитель», 1945  «Учитель», 1945  «Учитель», 1945  «Учитель», 1945

Иннокентий Анненский

Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете.

А.Ахматова

А тот, кого учителем считаю,

Как тень прошел и тени не оставил,

Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,

И славы ждал, и славы не дождался,

Кто был предвестьем, предзнаменованьем

Всего, что с нами после совершилось,

Всех пожалел, во всех вдохнул томленье –

И задохнулся…

«Учитель», 1945

  • «Учитель», 1945
  • «Учитель», 1945
  • «Учитель», 1945

Встреча с Н.Гумилевым Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у него в пылкую влюбленность, Ахматова называла 1903, когда ей, следовательно, было 14, а ему 17 лет, то есть они находились в возрасте Джульетты и Ромео. Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Николаевичем Гумилевым. 1960-е гг. Анна Ахматова и Николай Гумилев с сыном Львом. 1915

Встреча с Н.Гумилевым

Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у него в пылкую влюбленность, Ахматова называла 1903, когда ей, следовательно, было 14, а ему 17 лет, то есть они находились в возрасте Джульетты и Ромео.

Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Николаевичем Гумилевым. 1960-е гг.

Анна Ахматова и Николай Гумилев с сыном Львом. 1915

Признание поэта Ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт…    Н.Гумилев Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века… Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу.  О.Мандельштам, 1922

Признание поэта

Ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт… Н.Гумилев

Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века… Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу.

О.Мандельштам, 1922

  Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках: При общем охвате всех впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору завидовать, гордые и свободные соотношения людей, и все это в осиянии и в пении творчества.  Н.В.Недоброво любовь; тема творчества; гражданская лирика; философская лирика.

Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках:

  • При общем охвате всех впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору завидовать, гордые и свободные соотношения людей, и все это в осиянии и в пении творчества.

Н.В.Недоброво

  • любовь;
  • тема творчества;
  • гражданская лирика;
  • философская лирика.
Тема любви  Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». В центре внимания поэта – чувства женщины, которая томится, радуется, печалится, молится и страдает…  Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше.  И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом.  В этой жизни я немного видела, Только пела и ждала. Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала.  Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас?     1912

Тема любви

Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». В центре внимания поэта – чувства женщины, которая томится, радуется, печалится, молится и страдает…

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

1912

Тема поэтического  творчества Поэзия Ахматовой – вся исповедь, обращенная к людям, исполненная стремления поделиться с ними своим душевным богатством, своей песенной силой. К.Петров-Водкин. Портрет А.А.Ахматовой, 1922 Многое еще, наверно, хочет, Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым. Многое еще, наверно, хочет, Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым. Многое еще, наверно, хочет, Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым.  1942, Ташкент  1942, Ташкент  1942, Ташкент

Тема поэтического творчества

Поэзия Ахматовой – вся исповедь, обращенная к людям, исполненная стремления поделиться с ними своим душевным богатством, своей песенной силой.

К.Петров-Водкин. Портрет А.А.Ахматовой, 1922

Многое еще, наверно, хочет,

Быть воспетым голосом моим:

То, что, бессловесное, грохочет,

Иль во тьме подземный камень точит,

Или пробивается сквозь дым.

  • Многое еще, наверно, хочет, Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым.
  • Многое еще, наверно, хочет, Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым.

1942, Ташкент

  • 1942, Ташкент
  • 1942, Ташкент

Ахматова и Пушкин Есть одна черта у Ахматовой, ставящая ее далеко от многих современных поэтов и ближе всего подводящая к Пушкину: любовь и верность сердца людям…  В.С.Срезневская  О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов.  Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.   1911, Царское Село

Ахматова и Пушкин

  • Есть одна черта у Ахматовой, ставящая ее далеко от многих современных поэтов и ближе всего подводящая к Пушкину: любовь и верность сердца людям…

В.С.Срезневская

О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

1911, Царское Село

Современники Александр Блок (1880-1921)  Марина Цветаева (1892-1941) Осип Мандельштам (1891-1938) Борис Пастернак (1890-1960)

Современники

Александр Блок

(1880-1921)

Марина Цветаева

(1892-1941)

Осип Мандельштам (1891-1938)

Борис Пастернак (1890-1960)

Первая мировая война Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил.  Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат.   20 июля 1914

Первая мировая война

Сроки страшные близятся. Скоро

Станет тесно от свежих могил.

Ждите глада, и труса, и мора,

И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит

На потеху себе супостат:

Богородица белый расстелет

Над скорбями великими плат.

20 июля 1914

 Революция.  Отказ от эмиграции  Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда… … Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.   Осень 1917    Ахматова права – это недостойная речь. Бежать от русской революции – позор.     А.Блок

Революция. Отказ от эмиграции

  • Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Осень 1917

Ахматова права – это недостойная речь. Бежать от русской революции – позор.

А.Блок

«Реквием» 1935-1940 Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…    1938 Ю.Анненков. Портрет Анны Ахматовой «Я была тогда с моим народом…»

«Реквием» 1935-1940

Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…

1938

Ю.Анненков. Портрет Анны Ахматовой

«Я была тогда с моим народом…»

Великая Отечественная  война Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет ее – ничего нет. Вот почему во время Великой Отечественной войны Ахматова писала:   Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово.  А.Ахматова и О.Берггольц. 1945 У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять; не от упадка сил идет оно, а от пробуждения их.  Н.Скатов

Великая Отечественная война

  • Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет ее – ничего нет. Вот почему во время Великой Отечественной войны Ахматова писала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А.Ахматова и О.Берггольц. 1945

У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять; не от упадка сил идет оно, а от пробуждения их.

Н.Скатов

 1946 год. Новые  испытания В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А.Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Другие уводят любимых, - Я с завистью вслед не гляжу. Одна на скамье подсудимых Я скоро полвека сижу...  … Я глохну от зычных проклятий, Я ватник сносила дотла. Неужто я всех виноватей На этой планете была?    1960  Я всем прощение дарую И в Воскресение Христа Меня предавших в лоб целую, А не предавшего – в уста.   1948 (на Пасху)

1946 год. Новые испытания

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А.Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему.

Другие уводят любимых, -

Я с завистью вслед не гляжу.

Одна на скамье подсудимых

Я скоро полвека сижу...

Я глохну от зычных проклятий,

Я ватник сносила дотла.

Неужто я всех виноватей

На этой планете была?

1960

Я всем прощение дарую

И в Воскресение Христа

Меня предавших в лоб целую,

А не предавшего – в уста.

1948 (на Пасху)

Философская лирика  *** Что войны, что чума? – конец им виден скорый, Им приговор почти произнесен. Но кто нас защитит от ужаса,  который Был бегом времени когда-то наречен?  (1961) ***  О своем я уже не заплачу, Но не видеть бы мне на земле Золотое клеймо неудачи На еще безмятежном челе. (1962)  Анна Ахматова. 1965

Философская лирика

***

Что войны, что чума?

конец им виден скорый,

Им приговор почти произнесен.

Но кто нас защитит от ужаса,

который

Был бегом времени когда-то наречен?

(1961)

***

О своем я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

На еще безмятежном челе. (1962)

Анна Ахматова. 1965

«Поэма без героя»  1940-1965 ...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее, чем только одно лирическое излияние, как бы страстно оно ни было. Поэма одновременно и величественный эпос — правда, не героический, эпос «без героя».  В.Франк  Торжествами гражданской смерти  Я по горло сыта. Поверьте,  Вижу их, что ни ночь, во сне.  Отлучить от стола и ложа –  Это вздор еще, но негоже  Выносить, что досталось мне.     «Поэма без героя»

«Поэма без героя» 1940-1965

  • ...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее, чем только одно лирическое излияние, как бы страстно оно ни было. Поэма одновременно и величественный эпос — правда, не героический, эпос «без героя».

В.Франк

Торжествами гражданской смерти

Я по горло сыта. Поверьте,

Вижу их, что ни ночь, во сне.

Отлучить от стола и ложа –

Это вздор еще, но негоже

Выносить, что досталось мне.

«Поэма без героя»

Бессмертие И лесть, и клевета - какие это крохи В сравненье с бременем святого ремесла, Для той, что на ветру под грозами эпохи Честь наших русских муз так высоко несла.  Н. Рыленков Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной премии «Этна-Таормина». Италия. 1964 Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное Слово. .  1945

Бессмертие

И лесть, и клевета - какие это крохи

В сравненье с бременем святого ремесла,

Для той, что на ветру под грозами эпохи

Честь наших русских муз так высоко несла.

Н. Рыленков

Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной премии «Этна-Таормина». Италия. 1964

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное Слово. .

1945

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!