СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для итогового проекта на тему "Физика в литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация для итогового проекта на тему "Физика в литературе"»

Физика в литературе  Автор Сейтумер Амалия Руслановна ЧОУ «СМШ» 9 класс Руководитель Саленко Светлана Павловна Учитель литературы

Физика в

литературе

Автор

Сейтумер Амалия Руслановна

ЧОУ «СМШ»

9 класс

Руководитель

Саленко Светлана Павловна

Учитель литературы

ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Сегодня эта тема все так же остается актуальной , по причине того, что физические явления легче понять через произведения художественной литературы. Литературные произведения отл ичаются своей доступностью, образностью и выразительностью, что помогает нам углубиться в понимание сложных научных концепций.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня эта тема все так же остается актуальной , по причине того, что физические явления легче понять через произведения художественной литературы. Литературные произведения отл ичаются своей доступностью, образностью и выразительностью, что помогает нам углубиться в понимание сложных научных концепций.

ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ Цель – установить взаимосвязь между предметами физикой и литературой на примере художественных произведений.

ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ

Цель – установить взаимосвязь между предметами физикой и литературой на примере художественных произведений.

Задачи исследования:   Переосмыслить произведения, прочитанные нами ранее Определить возможные «точки соприкосновения» физики и литературы Привести конкретные примеры описания физических явлений в литературных произведениях; Проанализировать явление природы, законы физики в отрывках из художественной литературы Составить задачи на основе физических явлений Создать альбом-задачник

Задачи исследования:

Переосмыслить произведения, прочитанные нами ранее

Определить возможные «точки соприкосновения» физики и литературы

Привести конкретные примеры описания физических явлений в литературных произведениях;

Проанализировать явление природы, законы физики в отрывках из художественной литературы

Составить задачи на основе физических явлений

Создать альбом-задачник

Гипотеза исследования Предмет исследования Объект исследования И Художественная литература Литературный материал способствует более глубокому пониманию физики . Физические  явления

Гипотеза исследования

Предмет исследования

Объект исследования

И

Художественная литература

Литературный материал способствует более глубокому пониманию физики .

Физические

явления

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС ЦЕЛЬ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС В каких литературных произведениях встречаются физических явлений?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

ЦЕЛЬ

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

В каких литературных произведениях встречаются физических явлений?

Методы исследования Анализ научно-методической и художественной литературы; Исследование Моделирование задачных ситуаций

Методы исследования

Анализ научно-методической и художественной литературы;

Исследование

Моделирование задачных ситуаций

Продукт деятельности Практическая значимость Альбом-задачник по физике Альбом-задачник можно использовать учителям начальной школы, русского языка и литературы, физики на своих уроках, а также при проведении занимательных пятиминуток или во внеклассной работе.

Продукт деятельности

Практическая значимость

Альбом-задачник по физике

Альбом-задачник можно использовать учителям начальной школы, русского языка и литературы, физики на своих уроках, а также при проведении занимательных пятиминуток или во внеклассной работе.

Взаимосвязь физики и литературы Физика: какое место занимает, чему способствует? Познавательный интерес у школьников: чему способствует интерес к предмету? Художественная литература: для каких целей можно использовать на уроках физики? Литература: элементы физики в литературе

Взаимосвязь физики и литературы

Физика: какое место занимает, чему способствует?

Познавательный интерес у школьников: чему способствует интерес к предмету?

Художественная литература: для каких целей можно использовать на уроках физики?

Литература: элементы физики в литературе

Использование литературных произведений при составлении альбома-задачника по физике   Технические процессы и конструкции Научные открытия  и достижения Создание задач по физике Природные и физические явления

Использование литературных произведений при составлении альбома-задачника по физике

Технические процессы и конструкции

Научные открытия

и достижения

Создание задач

по физике

Природные и физические явления

СТИХОТВОРЕНИЯ

СТИХОТВОРЕНИЯ

Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин» Ответ: «Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед». Лезвия коньков тонкие, поэтому давление, как физическое явление, на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются. Таким образом, в данном отрывке описывается давление. Почему коньки режут лед? Какое явление здесь описывается? Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Александр Сергеевич Пушкин

«Евгений Онегин»

Ответ:

«Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед».

Лезвия коньков тонкие, поэтому давление, как физическое явление, на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются. Таким образом, в данном отрывке описывается давление.

Почему коньки режут лед?

Какое явление здесь описывается?

Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Афанасий Афанасьевич Фет «Метель» Ответ: «Все молчит, - лучина с треском Лишь горит багровым блеском Да по кровле ветр шумит».  В этом отрывке описывается свойство тел – теплопроводность. Теплопроводность – способность материальных тел к переносу энергии (теплообмену) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела, осуществляемому хаотически движущимися частицами тела (атомами, молекулами, электронами и т. п.). «Лучина с треском лишь горит» потому что при горении, влага из древесины интенсивно испаряется, при этом разрывает древесные волокна. Какое свойство тел здесь описывается? Почему «лучина с треском лишь горит»? Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Афанасий Афанасьевич Фет

«Метель»

Ответ:

«Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветр шумит».

В этом отрывке описывается свойство тел – теплопроводность. Теплопроводность – способность материальных тел к переносу энергии (теплообмену) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела, осуществляемому хаотически движущимися частицами тела (атомами, молекулами, электронами и т. п.).

«Лучина с треском лишь горит» потому что при горении, влага из древесины интенсивно испаряется, при этом разрывает древесные волокна.

Какое свойство тел здесь описывается?

Почему «лучина с треском лишь горит»?

Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Сергей Александрович Есенин «Зима» Ответ: «Вот морозы затрещали И сковали все пруды, И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды.» Основное описанное явление здесь – кристаллизация. Однако, при более глубоком рассмотрении этого отрывка становится понятно, что фраза «Вот морозы затрещали…» открывает перед нами ещё одно явление, связанное с расширением воды при кристаллизации. Не секрет, что в стволах деревьев сосредоточено достаточно большое количество воды. При сильных морозах вода в стволах, замерзая и расширяясь, вызывает разрывы в тканях ствола, при этом неизбежно возникают вибрации, которые порождают в окружающем воздухе звуки в виде треска. Какие 2 явления здесь описаны? Почему морозы «трещат»? Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Сергей Александрович Есенин

«Зима»

Ответ:

«Вот морозы затрещали

И сковали все пруды,

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.»

Основное описанное явление здесь – кристаллизация. Однако, при более глубоком рассмотрении этого отрывка становится понятно, что фраза «Вот морозы затрещали…» открывает перед нами ещё одно явление, связанное с расширением воды при кристаллизации. Не секрет, что в стволах деревьев сосредоточено достаточно большое количество воды. При сильных морозах вода в стволах, замерзая и расширяясь, вызывает разрывы в тканях ствола, при этом неизбежно возникают вибрации, которые порождают в окружающем воздухе звуки в виде треска.

Какие 2 явления здесь описаны?

Почему морозы «трещат»?

Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Иван Алексеевич Бунин Александр Сергеевич Пушкин Михаил Александрович Дудин Анна Андреевна Ахматова «На окне, серебряном от инея…» «Я с тобой, мой ангел, не лукавил». «О Кавказе» «Ах, как играет этот Север!» Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града? Какое явление здесь описывается? Почему  стекла покрылись узором из инея? Какое явление здесь описывается? Когда это явление возникает? Какой процесс здесь описывается?  Почему «полыньи дымятся»?

Иван Алексеевич Бунин

Александр Сергеевич Пушкин

Михаил Александрович Дудин

Анна Андреевна Ахматова

«На окне, серебряном

от инея…»

«Я с тобой, мой ангел,

не лукавил».

«О Кавказе»

«Ах, как играет этот Север!»

Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града?

Какое явление здесь описывается?

Почему стекла покрылись узором из инея?

Какое явление здесь описывается?

Когда это явление возникает?

Какой процесс здесь описывается?

Почему «полыньи дымятся»?

Иван Саввич Никитин «Утро» Ответ: «По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,– На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.» В этом отрывке в лирической форме описаны условия образования утренней росы летом. Роса обычно выпадает на утренней заре. В это время температура окружающего воздуха самая низкая за сутки, поэтому содержащийся в воздухе водяной пар приходит к насыщению и избыточная влага выделяется из воздуха в виде капель росы Какие условия описаны в этом отрывке? Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Иван Саввич Никитин

«Утро»

Ответ:

«По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,–

На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.»

В этом отрывке в лирической форме описаны условия образования утренней росы летом. Роса обычно выпадает на утренней заре. В это время температура окружающего воздуха самая низкая за сутки, поэтому содержащийся в воздухе водяной пар приходит к насыщению и избыточная влага выделяется из воздуха в виде капель росы

Какие условия описаны в этом отрывке?

Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин» Ответ: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман…» После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. При этом поверхностные слои воздуха начинают отдавать свое тепло земле. Сами они охлаждаются, и водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман. Почему возникает туман? Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Александр Сергеевич Пушкин

«Евгений Онегин»

Ответ:

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман…»

После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. При этом поверхностные слои воздуха начинают отдавать свое тепло земле. Сами они охлаждаются, и водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман.

Почему возникает туман?

Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

ПРОЗА

ПРОЗА

Михаил Юрьевич Лермонтов  Антон Павлович Чехов Николай Васильевич Гоголь Михаил Михайлович Пришвин «Степь» «Герой нашего времени» «Княжна Мери» «Сорочинская ярмарка» «Весна света» Какая сила вытолкнула Егорушку из воды? Какое явление описано в этом отрывке? Какие явления описаны в этом отрывке? Какое явление описано в этом отрывке?

Михаил Юрьевич Лермонтов

Антон Павлович Чехов

Николай Васильевич

Гоголь

Михаил Михайлович Пришвин

«Степь»

«Герой нашего времени»

«Княжна Мери»

«Сорочинская ярмарка»

«Весна света»

Какая сила вытолкнула Егорушку из воды?

Какое явление описано в этом отрывке?

Какие явления описаны в этом отрывке?

Какое явление описано в этом отрывке?

Николай Васильевич Гоголь «Сорочинская ярмарка» Ответ: Это явление, называется диффузией. Диффузия естественно объясняется на основе молекулярно-кинетической теории. Дело в том, что молекулы обоих газов, двигаясь беспорядочно и сталкиваясь друг с другом, попадают в промежутки между соседними молекулами, что приводит к проникновению одного газа в другой. Постепенно возникает смесь двух газов с одинаковой концентрацией обоих сортов молекул. «Где-где начинал сверкать огонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам». Какое явление описано в этом отрывке? Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Николай Васильевич Гоголь

«Сорочинская ярмарка»

Ответ:

Это явление, называется диффузией. Диффузия естественно объясняется на основе молекулярно-кинетической теории. Дело в том, что молекулы обоих газов, двигаясь беспорядочно и сталкиваясь друг с другом, попадают в промежутки между соседними молекулами, что приводит к проникновению одного газа в другой. Постепенно возникает смесь двух газов с одинаковой концентрацией обоих сортов молекул.

«Где-где начинал сверкать огонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам».

Какое явление описано в этом отрывке?

Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

СКАЗКИ

СКАЗКИ

Русская народная сказка «Репка» Ответ: На репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев. Сила всемирного тяготения. Сила, которая удерживала репку в земле - сила всемирного тяготения (гравитационная сила). Эта сила является силой притяжения и действует между всеми телами. Для того, чтобы выдернуть репку, необходимо преодолеть сопротивление грунта, и сообщить репке какое-то минимальное ускорение. «Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку –Тянут – потянут –И вытянули репку». Какие силы действовали на репку? Что нужно сделать чтобы выдернуть репку?  Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Русская народная сказка

«Репка»

Ответ:

На репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев. Сила всемирного тяготения. Сила, которая удерживала репку в земле - сила всемирного тяготения (гравитационная сила). Эта сила является силой притяжения и действует между всеми телами. Для того, чтобы выдернуть репку, необходимо преодолеть сопротивление грунта, и сообщить репке какое-то минимальное ускорение.

«Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку –Тянут – потянут –И вытянули репку».

Какие силы действовали на репку?

Что нужно сделать чтобы выдернуть репку?

Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Николай Алексеевич Некрасов  Русская народная сказка  Русская народная сказка Русская народная сказка «Дедушка Мазай и зайцы» «Каша из топора»  «Два Ивана - солдатских сына» «Лисичка-сестричка и серый волк» Почему топор не «уварился»?  Почему бревно держится на плаву? Какой вид теплопередачи здесь описан? Почему лисица повторяла «ясни, ясни на небе звезды? Из-за чего сабля «докрасна раскалилась»? Из-за какого явления её «нельзя в руках держать»?

Николай Алексеевич Некрасов

Русская народная

сказка

Русская народная

сказка

Русская народная сказка

«Дедушка Мазай и зайцы»

«Каша из топора»

«Два Ивана - солдатских сына»

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Почему топор не «уварился»?

Почему бревно держится на плаву?

Какой вид теплопередачи здесь описан?

Почему лисица повторяла «ясни, ясни на небе звезды?

Из-за чего сабля «докрасна раскалилась»?

Из-за какого явления её «нельзя в руках держать»?

Ответ: Русская народная сказка «Три дровосека» Сила, помогающая соломинке - сила трения покоя между соломинкой и берегами. Трение покоя (трение сцепления) – сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга. Лапоть после падения в воду останется на плаву, так как лапоть сделан из бересты, а мы знаем, что плотность бересты меньше плотности воды Плотность – скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму. . «Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» – Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем. Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».  Какая сила помогла соломинке удерживаться? Предположите, что будет с лаптем после падения в воду?  Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

Ответ:

Русская народная сказка

«Три дровосека»

Сила, помогающая соломинке - сила трения покоя между соломинкой и берегами. Трение покоя (трение сцепления) – сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга. Лапоть после падения в воду останется на плаву, так как лапоть сделан из бересты, а мы знаем, что плотность бересты меньше плотности воды

Плотность – скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.

.

«Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!»

– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».

Какая сила помогла соломинке удерживаться?

Предположите, что будет с лаптем после падения в воду?

Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ