Игровые и информационные технологии на уроках географии
Кордюкова О. В.,
учитель географии ГБОУ СОШ № 15
Актуальность темы:
- Наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у школьников начиная с 6-7 класса
- Происходит ухудшение межличностных отношений в ученических коллективах
- Уменьшение количества часов негативно сказывается на общем качестве образования учащихся
- Содержание роли школьника меняется в сторону более активного и осмысленного участия в такой познавательной деятельности.
Изменение содержания учебной деятельности школьника и обучающей деятельности учителя характерно для личностно-ориентированного обучения. Указанные изменения в организации учебного процесса наиболее эффективно реализуются при использовании игры в обучении .
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
А.С. Макаренко
Игра-
- особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
- Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть?
- Желание решить эти задачи обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребёнка – игра, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже “слабым” ученикам.
- Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей.
УСЛОВИЯ ИГРЫ
- а/ чётко продуманная цели игры,
- б/ осуществление мотивации игровой деятельности,
- в/ чёткая организация подготовки, проведения игры и подведения итогов,
- г/сочетание самостоятельной групповой, индивидуальной или фронтальной работы в процессе игры,
- д/ постановка познавательных и проблемных вопросов в процессе игры,
- е/ организаця дискуссии.
Мотивации учащихся, формирующиеся через игры:
- Стремление к результату.
- Стремление к самой деятельности, независимо от результата.
- Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).
Классификация игр
По форме деятельности : индивидуальные, парные, групповые.
По типам : ролевые, деловые, познавательные, сюжетные, имитирующие.
По форме проведения : игры – путешествия, КВН, игры – аукционы, игры – путешествия, игры – исследования, игры – инсценировки, игры – открытия.
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием .
Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь.
Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.
Информационные технологии . Функции
- Информационно – справочное обеспечение занятий;
- Моделирование и демонстрация объектов;
- Производство измерений, обработка результатов;
- Обеспечение игровых форм занятий;
- Отработка различных образовательных действий;
- Контроль и оценка уровня подготовленности обучающихся.
На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые).
С помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать.
Позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления.
Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы.
На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать фильм, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести много, например, 6 класс: озеро Байкал, извержение вулканов.
- Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники разнообразны и многочисленны.
С помощью мультимедийной программы детям демонстрируются явления: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.).
Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.
“ Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом, И ветер начал вкривь и вкось Качать сады над нашим домом…”. Н.М. Рубцов
Презентация для 8 класса по теме
КИСЛОРОД. Физические свойства. Получение. Озон, аллотропия кислорода.
Инновации тем и хороши, что заставляют работать от души!