СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Игры для успешного развития ребенка (игры на коррекцию сенсорного нарушения развития)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов. А сенсорная интеграция – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств.  Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Игры для успешного развития ребенка (игры на коррекцию сенсорного нарушения развития)"»

Государственное образовательное учреждение РК «Специальная(коррекционная) школа интернат №7» г. Воркуты Игры для успешного развития ребенка (игры на коррекцию сенсорного нарушения развития) Учитель – дефектолог I категории: Богова В.В . 2023-2024 учебный год

Государственное образовательное учреждение РК «Специальная(коррекционная) школа интернат №7»

г. Воркуты

Игры для успешного развития

ребенка

(игры на коррекцию сенсорного нарушения развития)

Учитель – дефектолог

I категории: Богова В.В .

2023-2024 учебный год

Основные сенсорные системы проприоцептивная тактильная вестибулярная вкусовая обонятельная зрительная слуховая Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов. А сенсорная интеграция – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств. Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге.  Существуют основные сенсорные системы: тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, обонятельная, вкусовая, зрительная, слуховая.

Основные сенсорные системы

проприоцептивная

тактильная

вестибулярная

вкусовая

обонятельная

зрительная

слуховая

Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов. А сенсорная интеграция – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств.

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге.

Существуют основные сенсорные системы: тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, обонятельная, вкусовая, зрительная, слуховая.

Сенсорные нарушения

Не любит мыть, расчёсывать и стричь волосы

Слишком остро/ослабленно реагирует на боль

С трудом концентрируется

Повышено чувствителен к звукам

Жалуется на ярлыки, бирки и швы на одежде

Заметна задержка развития речи

Не любит прикосновения, объятия

Очень избирателен в еде

Сложности с балансом: часто спотыкается, не может кататься на велосипеде, самокате

Его укачивает, не любит качаться на качелях, боится высоты

Сложности с письмом и счетом

Не любит ходить босиком

Ходит на цыпочках

Сенсорные нарушения – это нарушения в том, как нервная система обрабатывает сигналы, получаемые от органов чувств, и превращает их в ощущения. Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. Как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

 Мир предметов и свойств значим для ребенка РАС, привлекает его внимание, интерес. В момент получения сенсорных ощущений он испытывает удовольствие или раздражение.  Вот только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь .   ОСНОВНАЯ цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя . Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, родителей, они предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослые проживают это ощущение вместе с ребенком .  Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого.

Мир предметов и свойств значим для ребенка РАС, привлекает его внимание, интерес. В момент получения сенсорных ощущений он испытывает удовольствие или раздражение. Вот только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь .

ОСНОВНАЯ цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя . Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, родителей, они предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослые проживают это ощущение вместе с ребенком .

Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого.

Сенсорные игры решают следующие задачи :  возникновение эмоционального контакта с родителем, который понимает ребенка и открывает новые возможности для дальнейшего его развития; переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка; получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Сенсорные игры решают следующие задачи :

  • возникновение эмоционального контакта с родителем, который понимает ребенка и открывает новые возможности для дальнейшего его развития;
  • переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
  • получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
  • внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

  ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ГРАВИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Основная цель данных упражнений: стимулировать вестибулярный аппарат,

улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.

  •   Вестибулярное раскачивание (из одеяла или покрывала соорудить подобие гамака и раскачивать в нем ребенка; в кресло-качалку посадить ребенка и раскачивать его в различных направлениях, за тем он меняет позы – сидя на коленках, стоя, держась за спинку кресла)
  • «Кружимся вокруг оси»(взять ребенка под руки, и кружить вправо и влево; кружить на вращающимся диске)
  • «Покачай головой» (если ребенок знает понятия «да» и «нет», то отвечает на вопросы, качая или кивая головой; или же просто по подражанию кивает и качает головой)
  • «Кто меня толкнул» (ребенок сидит на полу с вытянутыми ногами вперед, руки расслабленные на коленях; «прошагайте» пальцами вверх по телу ребенка от ступней до плеч, дойдя до плеч, слегка толкните его вправо, влево, вперед или назад. Ребенок должен восстановить равновесие)
  • «Катаемся на скейтборде» (ребенок сидя или стоя на скейтборде держится за веревку, а взрослый его катает/тянет)
  • «Поймай меня» (ребенок «падает» на руки взрослого, стоя к нему лицом/спиной, вначале с открытыми, затем с закрытыми глазами)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Игры и упражнения на развитие системы моторного планирования, как правило, включают в себя последовательность действий и движений.

  • «Делай как я» (ребенок должен повторять за вами движения, при необходимости помогайте ему)
  • «Полоса препятствий» (составьте полосу препятствий из различных предметов : стулья, столы, подушки, которые ребенку нужно обходить, перешагивать или перелезать)
  • «Квадратные коврики» (составьте прямую дорожку из отрезков ковролина 30х30, положив их на равных расстояниях друг от друга, ребенок должен наступать на коврики, меняйте расстояние и маршрут ковриков)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННЕЙ КООРДИНАЦИИ

Общая цель данных упражнений – скоординировать работу двух сторон тела и развить способность ребенка к согласованному двустороннему движению.

  • «Гребля» (ребенок садится или становится на колени на скейтборд и перебирает или отталкивается от пола руками, вместо скейтборда можно использовать коврик или одеяло)
  • «Парашют» (взять с ребенком простынь за края обеими руками и поднимать и опускать ее так, чтобы получался купол парашюта; на середину «парашюта» можно класть различные легкие предметы и подбрасывать их в воздух, приговаривая «Вверх!»)
  • «Хоп-хлоп» (взрослый несколько раз хлопает в ладоши в определенной ритмической последовательности, ребенок должен повторить за ним; можностучать ладонями по столу или по полу, использовать палочки вместо рук)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ Общая цель данных упражнений и игр – стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы  Движение – это ключевой фактор развития проприоцептивной системы. Поэтому для стимуляции движения используются различные задания, например:  « Сосиска/сарделька в тесте» (закатать ребенка в ковер, одеяло, плед и попросить его самостоятельно выбраться из «теста») «Ритм тела» (при чтении стихотворения или пении песни похлопывать или постукивать ребенка по разным частям тела в ритм) «Катаем мяч» «Прыгаем как животные» «Прыгаем на мяче» «Катаемся на скейтборде» «Прыжки на батуте» «Гребля» «Поочередные прыжки» «Делай как я» «Полоса препятствий» «Ходим как животные» Различные массажи

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Общая цель данных упражнений и игр – стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы

Движение – это ключевой фактор развития проприоцептивной системы. Поэтому для стимуляции движения используются различные задания, например:

  • « Сосиска/сарделька в тесте» (закатать ребенка в ковер, одеяло, плед и попросить его самостоятельно выбраться из «теста»)
  • «Ритм тела» (при чтении стихотворения или пении песни похлопывать или постукивать ребенка по разным частям тела в ритм)
  • «Катаем мяч»
  • «Прыгаем как животные»
  • «Прыгаем на мяче»
  • «Катаемся на скейтборде»
  • «Прыжки на батуте»
  • «Гребля»
  • «Поочередные прыжки»
  • «Делай как я»
  • «Полоса препятствий»
  • «Ходим как животные»
  • Различные массажи

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, температурой, весом

  • «Смеси» (смесь песка и муки, мокрый песок, земля, смесь муки и воды; ребенок помещает руки в различные смеси и ощущает различия между ними)
  • «Тактильная дорожка» (выложите на полу дорожку из различных материалов: плотных ковриков, упаковочной пленки, линолеума, картона и т.д. и попросите ребенка пройти по ней босиком или проползти по дорожке на четвереньках)
  • «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» (ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.)
  • «Сухой бассейн для рук» (в обувную или любую другую коробку насыпьте любые крупы и пусть ребенок опустит в них руки и перебирает их; в крупы можно спрятать не большие игрушки, а ребенок на ощупь определяет, что это)
  • «Чудесный мешочек» (в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, игрушки, геометрические фигуры и тела и т.д., ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Общие задачи данных упражнений и игр - обогащать и расширять представления о звуках окружающего мира, что в свою очередь развивает и формирует не только слуховые восприятия, но и способствует развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, что является фундаментом становления познавательной сферы у детей

  • «Что ты слышишь?» (привлечь внимание ребенка к сторонним звукам: проехала машина, пение птиц, шелест листвы, жужжание мухи и жука, шум ветра, мурлыканье кошки и т.д.)
  • «Тихо и громко» (поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами)
  • «Шумящие коробочки» (несколько коробочек (киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами: камушками, монетками, бусинами, фасолью, горохом и др. - при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенка попросить коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом; найти одинаковые коробочки)
  • «Узнай по звуку» (взрослый издает различные звуки разными предметами: перелистывает книгу, роняет ложку, стучит кулаком, хлопает в ладоши, топает ногами и т.д. – ребенок должен сказать или повторить действие, что делает взрослый)
  • «Повтори» (взрослый хлопает в ладоши в определенном ритме, ребенок должен его повторить)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Общие задачи данных упражнений направлены на развитие комплексного процесса, включающего различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно – моторную координацию, навык зрительного обследования, аналитико – синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, контрастность восприятия. Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах

  • «Разрезанные картинки» (ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей. Задача ребенка — собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него)
  • «Выбор недостающего фрагмента изображения» (ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Задача ребенка — подобрать нужный кусочек)
  • «Контуры» (эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений)
  • «Лабиринты» (для предлагаемых ребенку в этой игре лабиринтов принципиально то, что здесь даются пересечения нескольких линий)
  • «Разноцветный мир» (игра направлена на закрепление знаний ребенка о цветах, развитие цветового восприятия

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБАНЯТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Игры и упражнения направленные на развитие обоняния у детей, решают основные задачи: развитие осведомленности о различных запахах; умение различать простые запахи;

адекватно реагировать на различные запахи

  • «Ароматные мешочки» (ребенку необходимо разложить мешочки к картинкам в соответствии с ароматом)
  • «Коробочки с запахами» (коробочки или баночки, с хорошо различимыми запахами, например: кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами. Ребенок называет предмет, который так же пахнет)
  • «Найди пару» (взрослый выставляет на стол несколько одинаковых стеклянных баночек или пузырьков, в которых разложены кусочки ваты, пропитанные ароматным веществом. Ребенок должен найти пары баночек)
  • «Угадай предмет по запаху» (взрослый предлагает ребенку различные предметы, названия которых они совместно проговаривают. Затем ребенок с закрытыми глазами пытается угадать по запаху предмет)
  • «Мы предприниматели» (упражнять ребенка в различении цветущих растений по запаху, закрепить знание цветов)
  • «Вспомни, как они пахнут». Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
  • «Фрукт или овощ?» (развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты)
  • «Съедобное — несъедобное» (развивать умение ребенка определять по запаху съедобное — несъедобное)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВКУСОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Основные задачи данных упражнений обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей, адекватно и терпимо реагировать на различные вкусовые качества пищи

  • Предлагайте ребенку маленькие кусочки твёрдой пищи, которая принята в семье и которую можно самостоятельно брать руками
  • «Совместные трапезы для развития вкуса» (возьмите за правило обязательный совместный прием пищи. Кроме навыков самообслуживания, ребенок получает новый сенсорный опыт. Обязательно ешьте вместе с ним хотя бы один раз в день, обсуждая еду. Позволяйте высказывать своё мнение, даже негативное (учите высказывать его в общественно приемлемой форме). Приучите пробовать блюдо, прежде чем принять вердикт о вкусе. Но не заставляйте есть неприятное. Для знакомства с новым достаточно одной ложки, после ребенок сам сделает выбор, хочет ли он ещё или нет)
  • «Совместное приготовление, закупка и выращивание продуктов» (собираетесь приготовить обед или завтрак посадите ребенка возле себя на кухне. Показывайте каждый ингредиент, давайте разглядеть, потрогать, понюхать, а по возможности и попробовать. Подробно объясняйте, что можно есть в сыром виде, а что нужно подвергнуть обработке. Если ребёнок в состоянии помочь на кухне, привлеките его к процессу: дайте ясное задание, которое позволит участвовать в приготовлении общей трапезы.)
  • «Вкусовые банки» (игра позволяет познакомить и ввести в лексикон ребенка прилагательные, которые обозначают вкус: горький, сладкий, острый, кислый, соленый)
  • «Вкусная игра» (ребенок учиться определять продукты питания на вкус, ему дают по кусочку продукт питания (сыр, лимон, яблоко, банан, апельсин, шоколад и т.д.) и он должен сказать, что он съел)
  • «Найди такую же» (ребенок учится сравнивать и называть по вкусу жидкости; различать вкусовые качества. Одинаковые прозрачные 4 бутылочки с крышками, в двух – сладкая вода, в других – кислая. Ребенок должен найти пары бутылочек)
  • «Нарисуй, что съел» (взрослый показывает ребенку различные овощи и фрукты, и разрезает их на кусочки. Затем завязывает ему глаза, дает попробовать один из овощей/фруктов и, не называя его, просит ребенка и нарисовать это)

 Играя с ребенком в такие игры, Вы научите его радоваться и будете радоваться вместе с ним. Внутренний мир ребенка с РАС часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если Вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в Вас он станет видеть помощника и союзника.  Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных положительных ситуаций.

Играя с ребенком в такие игры, Вы научите его радоваться и будете радоваться вместе с ним. Внутренний мир ребенка с РАС часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если Вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в Вас он станет видеть помощника и союзника.

Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных положительных ситуаций.

ё

ё