Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ОВЗ
Подготовила Архипова Е.Е.
Нейропсихология-
наука, изучающая мозговую организацию психических функций.
Нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
Эффективность данного подхода в работе с детьми доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Нейропсихологический подход дает возможность подобрать каждому ребенку или группе детей с ОВЗ необходимые упражнения, методики и игры в соответствии с его (их) причиной трудностей: - Дефицит внимания - Снижение в развитии моторного компонента деятельности - Слабость зрительных и зрительно-пространственных функций - Нарушения /слабость в развитии речи Снижение энергетического компонента деятельности
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления.
Первое – когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ.
Второе – методы двигательной (моторной) коррекции или телесно – ориентированные методы.
Актуальность
Развитие и гармонизация нервной системы ребенка в целом, и деятельность мозговых структур.
Цель – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности
Задачи:
- Снятие эмоциональной напряженности;
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие межполушарного взаимодействия, связей;
- развитие внимания, памяти;
- развитие мелкой моторики;
- формирование произвольности;
- повышение работоспособности;
- развитие речи;
- активизация мышления.
КИНЕЗИОЛОГИЯ ( гимнастика для мозга)
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Кинезиологические упражнения -
это комплекс упражнений, позволяющий
активизировать межполушарное взаимодействие,
различные отделы больших полушарий.
Развивают мышление ребенка через движение.
Условия
- Занятия проводятся по 5-15 минут;
- Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- От детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
- Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
Применяемые методы и приемы:
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Методы и приемы:
- При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Примеры кинезиологических упражнений
- Растяжки
- «К солнцу»
- И.п. стоя. По команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь дотянуться пальцами до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко , ребенок как бы «потягивается»(3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды). Выполняется 3-5 раз.
.
Дыхательные упражнения.
« Летящие бабочки»
сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом отправить бабочек в полет.
«Свеча»
и.п. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть ее. А теперь представьте перед собой пять маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте свечи маленькими порциями воздуха.
Глазодвигательные упражнения
«Часовщик»
Часовщик прищурив глаз, (закрыть правый глаз)
Чинит часики для нас (открыть правый глаз)
Повторить упражнение с левым глазом .
Телесные упражнения. Перекрестный шаг
Упражнение улучшает следующие учебные навыки:
правописание и письмо;
слушание и восприятие ;
чтение и понимание;
а также творческие виды деятельности.
Упражнения "Двойные рисунки"
- Развивает навыки письма;
- улучшает взаимодействие между правой и левой половинками мозга;
- стимулирует творческие процессы.
Можно использовать массажные колючие мячики. (катать по ладошке, столу, коврику).
Упражнения для релаксации
проводятся для снятия мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Могут использоваться на каждом этапе занятий с детьми.
В нашей школе на основе вышеперечисленных целей и задач, помимо проведений нейропсихологических упражнений во время физкульминуток, проводится кружок «Умные движения» для детей с ОВЗ
Структура занятий
- Развитие внимания;
- Дыхательные упражнения;
- Общий двигательный репертуар;
- Игры с мячом;
- Растяжки;
- Глазодвигательный репертуар;
- Базовые сенсомоторные взаимодействия;
- Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
- Мелкая моторика.
.
Спасибо за внимание!