МБОУ «СШ № 7 г.Снежное » «Изотерапия» Учитель-дефектолог: Рябоконь А.А.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изотерапия - один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.
Много лет назад один мудрец сказал: «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею изобразительной деятельности. Поэтому, именно она очень важна для всестороннего развития и воспитания ребёнка с нарушением интеллекта
Цель изотерапии:
Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Задачи:
- создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- обогащение индивидуального художественно-эстетического опыт;
- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения:
- поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
- формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим;
- воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социум.
Условия подбора техник и приемов создания изображений
- Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
- Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
- Для поддержания постоянного интереса у детей с умственной отсталостью к изобразительной деятельности и достижения наилучших результатов у них, необходимо использовать нетрадиционные техники рисования.
Техники рисования:
- марания;
- штриховка, каракули;
- рисунок на стекле;
- отпечатки листьев;
- оттиск печатками из картофеля;
- кляксография обычная;
- кляксография с трубочкой;
и др. техники рисования; - рисование ладошками и пальчиками; - штамповка; - монотипия (от греческого «monos» - один, «typos» -отпечаток;
- ниткография(рисование нитками);- набрызг;
Марания - в буквальном понимании «марать» - значит «пачкать», «грязнить», при помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное.
Штриховка, каракули; штриховка - это графика, изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием.
- Рисунок на стекле - используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность;
Особенно приветствуется при изотерапии, когда ребенок изображает абстрактные понятия - "добро", "зло", "счастье", эмоциональные состояния и чувства - "радость", "гнев", "удивление" и пр.
Оттиск печатками из картофеля ("печатки")
- Способ получения изображения. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются .
Кроме того, проведение таких коррекционно-развивающих занятий способствует, во-первых, снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, а также:
- - развивает пространственное мышление;
- - учит детей свободно выражать свой замысел;
- - побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- - учит детей работать с разнообразным материалом;
- - развивает чувство композиции, ритма, колорита, восприятия цвета;
- - развивает чувство фактурности и объёмности;
- - развивает мелкую моторику рук;
- - развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- - во время работы дети просто получают эстетическое удовольствие.
- А главное, дети учатся общаться!
Изотерапия способствуют развитию критичности умственно отсталых детей, укреплению навыков их самоконтроля и повышению самооценки. С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.
Таким образом, изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с умственно отсталыми детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!