Компьютер и здоровье школьника
Выполнила: Аббасова София
ученица 8 «Г» класса
МАОУ «Лицей №11 г. Благовещенска»
Руководитель: Шашкина В.П.
Учитель физической культуры
МАОУ «Лицей №11 г. Благовещенска»
Почему я выбрала эту тему?
- К омпьютерный мир так заманчив, красочен и моден . Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость обучающихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Введение…
Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждение.
Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многочисленных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям.
Среди множества проблем применения компьютера следует особо выделить одну – проблему влияния компьютера на здоровье человека. Её значимость и актуальность определяются стремительностью и глубиной проникновения ИКТ во все сферы жизни и деятельности современного общества. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети, формирование личности которых происходит в условиях развития информационной эры.
Актуальность
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию.
Гипотеза:
В результате проведенного исследования должны быть определены факторы воздействия на здоровье обучающихся и установлены правила пользования компьютером.
Цели и задачи:
- Цель : изучение влияния компьютера на здоровье школьников.
- Задачи:
- Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.
- Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера.
- Вредные факторы, действующие на человека за компьютером.
- Основные здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
Этапы работы:
- Подготовительный (Подборка и изучение материала по данной теме, выявление факторов, которые могут влиять на здоровье человека при работе за компьютером. Подборка вопросов для анкетирования )
- Анкетирование (Анкетирование обучающихся школы по разработанным анкетам )
- Обработка анкет и анализ полученных результатов (Работа включает в себя выбор программного обеспечения для обработки анкет. Обработка данных и анализирование этих результатов. )
- Разработка рекомендаций по правилам организации рабочего места и режима работы за компьютером (На этом этапе обучающиеся на основании выводов исследования и изученной литературы разрабатывают свои рекомендации по организации работы за компьютером.)
- Презентация проекта (Представление итогового проекта для обсуждения и оценивания.)
Теоретическая часть:
1.Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
- Сидячее положение в течение длительного времени;
- Воздействие электромагнитного излучения монитора;
- Утомление глаз, нагрузка на зрение;
- Перегрузка суставов кистей;
- Стресс при потере информации.
2.Признаки развития зависимости у ребенка
- 12, 2 % - общаюсь в сети;
- 18, 1 % - читаю книги;
- 30,1 % - посещаю кружки, секции;
- 44, 9 % - играют в компьютерные игры;
- 43, 7 % - общаюсь по телефону;
- 71,1 % провожу время с друзьями;
- 74, 2 % - смотрю телевизор.
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Признаки зависимости:
- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Стадии зависимости:
- Первая стадия-интерес;
- Вторая стадия-втягивание;
- Третья стадия-зависимость.
Симптомы зависимости:
- Психические;
- Социальные;
- Духовные.
Рабочее место
Мебель должна соответствовать его росту. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты
Практическая часть:
- Анкетирование;
- Анализ результатов;
- Реализация профилактических мероприятий.
Анкета
Время работы за компьютером.
1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) от 1 – до 2 часов ; б) от 2 – до 4 часов ; в) от 4 – до 10 часов
2 .Соскольки лет вы работаете на компьютере?
а) с 4 лет ; б) с 10 лет ; б) свой вариант ответа
Зависимость от компьютера.
1 .Есть ли постоянное желание играть в игры?
а) да ; б) нет ; в) не знаю
2 .С лёгкостью можете оторваться от игры?
а) да ; б) нет ; в) не знаю
3 .Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте ; б) с другом на яву ; в) не важно как
4 .Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?
а) не может ; б) да ; в) не знаю
5 .Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да ; б) нет ; в) когда как
6 .Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.
а) нет ; б) да ;
7 .Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?
а) да ; б) нет ;
8 .Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?
а) да ; б) нет ; в) не придаю значения
9 . Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да ; б) нет
10 . Что вас больше всего интересует?
а) компьютер ; б) чтение книг ; в) разгадывание логических игр
Компьютер или лыжная прогулка.
Общение по электронной почте или общение с другом на яву.
Больше интересует компьютер, чтение книг, решение логических задач.
Психологические симптомы
1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да ; б) нет ;
2 . Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) нет ; б) да
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером .
1 .Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час ; б) 2часа ; в) 10 часов
2 .Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да ; б) нет ; в) не придаю значения
3 .Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да ; б) нет ; в) как получится
4 .Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да ; б) нет ; в) мне все равно
Гимнастика для глаз.
Знаете ли вы какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
Влияние компьютера на развитие интеллекта .
1 .В какие игры вы предпочитаете играть.
а) бродилки; б) стратегии; в) логические
2 .С приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился ; б) остался на том же уровне ; в) не замечаю
Нормы работы за компьютером
- Вариант 1 — это стандартные нормы, разработанные Министерством здравоохранения в расчете на компьютерные классы, оборудованные обыкновенной школьной мебелью и компьютерами выпуска ранее 1997 года — с устаревшими дисплеями, простым программным обеспечением и отсутствием динамических игр.
- Вариант 2 — это более современные нормы, ориентированные на лицеи и примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера и систем пылесбора.
- Вариант 3 — это вариант экстра-класса, предусматривающий работу на компьютере с жидкокристаллическим дисплеем.
Класс
Вариант 1
1
Работа на компьютере запрещена
Вариант 2
2-3
Вариант 3
30 минут в неделю
30 минут в неделю
4-6
1 час в неделю
45 минут в неделю
45 минут в неделю
7-9
10-11
2 часа в неделю
45 минут в неделю
1,5 часа в неделю,
не более 45 минут в день
2 часа в неделю,
не более 1 часа в день
4 часа в неделю
2,5 часа в неделю,
не более 1 часа в день
2,5 часа в неделю,
не более 1 часа в день
6 часов в неделю,
не более 1 часа в день
7 часов в неделю,
не более 1 часа в день
Выводы:
Проводя исследования я выяснила, что:
- обучающиеся знают и соблюдают нормы работы за компьютером;
- в школе уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям.
Заключение:
Действительно существует проблема «компьютерной болезни», но так или иначе для многих людей компьютер стал важной, необходимой и неизбежной частью образа жизни.
Литература:
1. http :// spinet . ru / kendh / sanpin / sanpin . php , http :// spinet . ru / kendh / sanpin / pr 16. ph упражнения для глаз
2. http :// medylan . ru / mednews - rus /154- razminka - dlja - glaz . html Разминки для глаз.
3. http :// www . fsu expert . ru / node /1768/13618 Упражнения для разминки.
http://comp-doctor.ru/
www. klyaksa . net
http :// www . schoolbase . ru / - Всероссийский школьный портал
http :// id 272-2008. narod . ru / test / test 1. htm - тест
www.mednovosti.ru
http :// web . uni . udm . ru
http :// www . doktor . ru / homeopat /