Художественная культура Китая
Китай— страна, раскинувшаяся на просторах Восточной и Центральной Азии. Многие изобретения китайцев, такие, как шёлк, порох и компас, являются достоянием всего человечества. В Китае впервые появились фарфор, бумага, кисти, тушь и книгопечатание.
ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД
Керамика того времени была названа Яншао . Вылепленные вначале вручную, а впоследствии с помощью гончарного круга, глиняные изделия — вазы, чаши, блюда, миски — отличались правильностью форм. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами — треугольниками, спиралями, кругами и ромбами, а также изображениями зверей.
ПЕРИОДЫ ЧЖОУ И ЧЖАНЬГО
Огромную роль во всей последующей художественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I тысячелетия до н. э. два учения — конфуцианство и даосизм .
В период Чжаньго появилось множество предметов декоративно-прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зеркала, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полупрозрачный, всегда холодный нефрит символизировал чистоту и считался охранителем от яда и порчи.
ПЕРИОДЫ ЦИНЬ И ХАНЬ
По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени — Великая Китайская стена . Она протянулась на семьсот пятьдесят километров и защищала Китай от кочевников. Стена с зубчатым завершением сверху достигала в высоту десяти метров, а в ширину пяти-восьми метров.
Гробница императора Цинь Шихуанди . Её возводили в пятидесяти километрах от Сяньяна в течение десяти лет после восшествия императора на престол.
Стены подземной усыпальницы облицованы отшлифованными мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с нарисованной на них картой девяти областей Китайской империи. На полу стояли скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими светилами.
В 1974 г. на расстоянии полутора километров от гробницы императора археологи обнаружили одиннадцать глубоких, расположенных параллельно друг другу подземных туннелей, выложенных керамической плиткой и вместивших в себя гигантское, разделённое на несколько шеренг глиняное войско, где каждый воин, наделённый индивидуальными чертами, был выполнен в натуральную величину и раскрашен. Войско сопровождали кони и колесницы, также вылепленные из глины. Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего повелителя.
В первых веках новой эры в Китае появилась пейзажная живопись, которая стала главной выразительницей чувств и настроений людей. Средние века прославились в Китае и многими другими открытиями: был изобретён фарфор, книгопечатание, появилась каллиграфия — искусство художественного письма.
ПЕРИОД СЕВЕРНАЯ ВЭЙ
В этот период в Китае распространилась новая религия — буддизм , проникший в страну из Индии через Центральную Азию.
Важную роль стали играть буддийские монастыри . По всей стране начали строить монастырские комплексы, вырубленные в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни — пагоды , в которых хранились буддийские реликвии.
Самыми древними скальными монастырями являются: Юньган (Храм Заоблачных Высот), возведённый в IV—VI вв. в провинции Шаньси, Лунмэнь (Ворота Дракона), сооружённый в VI—IX вв. в провинции Хэнань, а также Цяньфодун, который начали строить в IV—V вв. в западной провинции Китая Ганьсу.
Юньган
Юньган
Юньган
Юньган
Лунмэнь
Цяньфодун
ПЕРИОДЫ СУН И ТАН
Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным приложением сил и знаний, как и общественная деятельность. Чиновники были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и каллиграфами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи , открывшейся в X в.
АРХИТЕКТУРА
Монументальность и праздничность — основные черты архитектуры периода Тан. Большое внимание уделялось застройке многолюдных столиц — Лояна и Чанъаня.
В городах и недалеко от монастырей возводили величественные кирпичные буддийские пагоды. Танские пагоды имели обязательно нечётное (счастливое) число этажей — три, пять и более; отличались строгостью и удивительной гармонией пропорций. Самая знаменитая из них — шестидесятиметровая семиэтажная пагода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей).
Архитектура периода Сун была сложнее и многообразнее. Пагоды по-прежнему оставались монументальными, но усложнились их конструкция и убранство. Такова знаменитая Тэта (Железная Пагода) , пятидесятиметровая стройная башня с тринадцатью затейливо изогнутыми крышами, облицованная керамическими плитами цвета ржавчины.
СКУЛЬПТУРА
Период Тан — время её расцвета. Изображения буддийских божеств в скальных монастырях Лунмэня и Цяньфодуна значительно отличаются от вэйских. Хрупкая грация тел и мистическая озарённость лиц сменились полнокровной красотой, исчезла застылость поз.
семнадцатиметровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света), возведённая в 676 г. в Лунмэне.
ЖИВОПИСЬ
В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры, ставшие на многие века традиционными.
Жанр жэнъу («люди») включал в себя всё, что касалось изображения человека: портрет, исторические и мифологические сюжеты, сцены дворцового быта. Прославленными живописцами этого жанра в Танский период были Янь Либэнь (VII в.) и Чжоу Фан (VIII—IX вв.).
Янь Либэнь. Властелины разных эпох
Чжоу Фан. Придворные дамы с цветами в причёсках
В жанре живописи хуа-няо («цветы-птицы») нашло поэтическое толкование сложившееся ещё в древности представление о значительности каждого явления природы. Философская идея «великого в малом» выражалась в том, что одна ветка, один цветок или птица как бы вмещали в себя всю Вселенную. Родоначальниками этого жанра считались Сюй Си и Хуан Цюань, жившие в X в.
Сюй Си
Хуан Цюань
Наброски птиц, насекомых и черепах
Наиболее возвышенные представления о времени, созвучные поэзии, воплощались в жанре шань-шуй , что в переводе означает «горы-воды». Он отразил представление о единстве главных сил Вселенной, так как горы считались воплощением светлого мужского начала (ян), а вода — тёмного женского начала (инь). Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651—716), Ли Чжаодао (670—730) и Ван Вэй (699—759).
Ли Сысюнь
Картины выполнены в манере гунби («тщательная кисть») — тонкой кистью с тщательной прорисовкой деталей.
Пейзаж по Ли Сысюню
Ли Чжаодао
Ван Вэй
Ли Чжаодао
СРЕДНЕВЕКОВАЯ КИТАЙСКАЯ КАРТИНА
Китайские живописцы в Средневековье создавали свои картины на длинных полотнищах шёлка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка, завершённого деревянным валиком. Перед художником стояли набор кистей, тушечница, где он растирал спрессованную в пластину тушь, и сосуд для воды. Краски минерального или растительного происхождения разводили водой. Свитки хранили в драгоценных шкатулках и вынимали только для того, чтобы рассматривать.
Китайские пейзажные картины не были видами конкретной местности. Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал его по памяти. Мир, увиденный китайским художником в его огромности, диктовал особые законы построения пространства.
Ван Вэй
ФАРФОР
Огромную роль в искусстве средневекового Китая играли декоративные ремёсла, тесно связанные с архитектурой и живописью. В период Тан получили широкое распространение изделия из фарфора. Первые в мире фарфоровые изделия появились в Китае благодаря богатым залежам фарфорового камня и местной белой глины — каолина.
Особенно знаменит трёхцветный фарфор доу-цай («борьба цветов»), который расписывали жёлтой, зелёной и красной эмалевыми красками.