СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции 8. Итальянское Возрождение (часть 1)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЛЕКЦИИ 8. Итальянское Возрождение (часть 1)

Скачать лекцию

Вторая часть презентации

 

Презентация содержит иллюстративный материал к лекции и основные выдержки из текста. Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции 8. Итальянское Возрождение (часть 1)»

Эпоха Возрождения  в Италии

Эпоха Возрождения в Италии

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма — течения общественной мысли. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Идеи наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества.

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма — течения общественной мысли. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Идеи наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества.

Новшества в искусстве Ренессанса  Живопись обогатилась линейной и воз­душной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела.  В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание.  Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету.

Новшества в искусстве Ренессанса

  • Живопись обогатилась линейной и воз­душной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела.
  • В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание.
  • Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету.
ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Проторенессанс Позднее Возрождение Раннее Возрождение Высокое Возрождение

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Проторенессанс

Позднее

Возрождение

Раннее

Возрождение

Высокое

Возрождение

ПРОТОРЕНЕССАНС Архитектура Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики Церковь Санта-Кроче , одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в.

ПРОТОРЕНЕССАНС

Архитектура

Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики Церковь Санта-Кроче , одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в.

В 1296 г. во Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре . Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения.

В 1296 г. во Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре . Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения.

В 1334 г. по проекту Джотто было начато строительство колокольни собора, так называемой кампанилы .

В 1334 г. по проекту Джотто было начато строительство колокольни собора, так называемой кампанилы .

Скульптура Новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано . Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе , стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование.

Скульптура

Новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано . Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе , стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование.

Арнольфо ди Камбио (около 1245 — после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Одна из лучших работ мастера — фонтан на площади Перуджи — украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре .

Арнольфо ди Камбио (около 1245 — после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Одна из лучших работ мастера — фонтан на площади Перуджи — украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре .

Живопись Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511 —1574), итальянского архитектора, живописца и историка искусства. Автопортрет

Живопись

Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511 —1574), итальянского архитектора, живописца и историка искусства.

Автопортрет

Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо). Вазари назвал его родоначальником нового итальянского стиля живописи. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы. Маэста  — Мадонна на троне, Уффици. Написана для церкви Санта Тринита, Флоренция.

Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо). Вазари назвал его родоначальником нового итальянского стиля живописи. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы.

Маэста  — Мадонна на троне, Уффици. Написана для церкви Санта Тринита, Флоренция.

Джотто ди Бондоне (1266 или 1267—1337), величайший художник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи. Наиболее известные произведения Джотто — фрески в капелле дель Арена в Падуе (1304— 1306 гг.).

Джотто ди Бондоне (1266 или 1267—1337), величайший художник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи. Наиболее известные произведения Джотто — фрески в капелле дель Арена в Падуе (1304— 1306 гг.).

«Поклонение волхвов» «Страшный суд»

«Поклонение волхвов»

«Страшный суд»

Одна из самых известных росписей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды» — рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. На фоне синего неба среди взметнувшихся копий и факелов Христос и обнимающий его Иуда изображены в профиль.

Одна из самых известных росписей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды» — рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. На фоне синего неба среди взметнувшихся копий и факелов Христос и обнимающий его Иуда изображены в профиль.

Раннее возрождение Архитектура Филиппо Брунеллески (1377—1446), родоначальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов).

Раннее возрождение

Архитектура

Филиппо Брунеллески (1377—1446), родоначальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов).

Ранняя постройка Брунеллески — купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции; это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения.

Ранняя постройка Брунеллески — купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции; это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения.

Первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта — Оспедале дельи Инноченти (что в переводе с итальянского означает «госпиталь и приют невинных»).

Первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта — Оспедале дельи Инноченти (что в переводе с итальянского означает «госпиталь и приют невинных»).

Палаццо Питти

Палаццо Питти

Леон Баттиста Альб е рти флорентийский палаццо (дворец) Ручеллаи

Леон Баттиста Альб е рти

флорентийский палаццо (дворец) Ручеллаи

Скульптура Конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса были молодые мастера — Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381—1455). Победил Гиберти.

Скульптура

Конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса были молодые мастера — Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381—1455). Победил Гиберти.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди , которого называли Донателло  «Святой Георгий» (1416 г.) — юноша-воин с щитом в руке

Донато ди Никколо ди Бетто Барди , которого называли Донателло

«Святой Георгий» (1416 г.) — юноша-воин с щитом в руке

В 1430 г. Донателло создал «Давида» — первую обнажённую статутов итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.

В 1430 г. Донателло создал «Давида» — первую обнажённую статутов итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.

Он создал сложную и выразительную группу «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.); статую «Мария Магдалина» (1454—1455 гг.)

Он создал сложную и выразительную группу «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.); статую «Мария Магдалина» (1454—1455 гг.)

Живопись Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи , прозванный Мазаччо. Классическим образцом алтарной композиции стала его «Троица» (1427—1428), созданная для церкви СантаМария Новелла во Флоренции.

Живопись

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи , прозванный Мазаччо. Классическим образцом алтарной композиции стала его «Троица» (1427—1428), созданная для церкви СантаМария Новелла во Флоренции.

Создал в церкви Санта-Мария дель Кармине росписи капеллы Бранкаччи , названные так по имени богатого флорентийского заказчика. Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра. Самая известная композиция «Чудо со статиром» .

Создал в церкви Санта-Мария дель Кармине росписи капеллы Бранкаччи , названные так по имени богатого флорентийского заказчика. Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра. Самая известная композиция «Чудо со статиром» .

Мазаччо. Чудо со статиром

Мазаччо. Чудо со статиром

фреска «Изгнание Адама и Евы из Рая» в той же капелле Бранкаччи

фреска «Изгнание Адама и Евы из Рая» в той же капелле Бранкаччи

Паоло Уччелло (1397—1475). Композиция поздней картины Уччелло «Ночная охота» (около 1460 г.) тщательно им рассчитана. Но увлекает в ней прежде всего зрелище.

Паоло Уччелло (1397—1475). Композиция поздней картины Уччелло «Ночная охота» (около 1460 г.) тщательно им рассчитана. Но увлекает в ней прежде всего зрелище.

Андреа Мантенья (1431 — 1506) Первые работы - росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани (1448—1456 гг.) — были начаты им в семнадцатилетнем возрасте. Из всех его работ до нас дошли девять полотен «Триумфа Цезаря» в Риме и фрески «Камеры дельи Спози» Мантуанского дворца.

Андреа Мантенья (1431 — 1506)

Первые работы - росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани (1448—1456 гг.) — были начаты им в семнадцатилетнем возрасте. Из всех его работ до нас дошли девять полотен «Триумфа Цезаря» в Риме и фрески «Камеры дельи Спози» Мантуанского дворца.

Алессандро Филипепи , прозванный Боттичелли (1445—1510), родился во Флоренции. Он учился живописи у Филиппо Липпи. Его имя стало известно благодаря картине «Поклонение волхвов».

Алессандро Филипепи , прозванный Боттичелли (1445—1510), родился во Флоренции. Он учился живописи у Филиппо Липпи. Его имя стало известно благодаря картине «Поклонение волхвов».

«Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов»

Портрет Данте Портрет молодой женщины

Портрет Данте

Портрет молодой женщины

Картины зрелого периода «Весна» (около 1477— 1478 гг.) и «Рождение Венеры» (1483—1484 гг.)

Картины зрелого периода «Весна» (около 1477— 1478 гг.) и «Рождение Венеры» (1483—1484 гг.)

Рождение Венеры

Рождение Венеры

«Мадонна Магнификат» «Портрет молодой женщины»

«Мадонна Магнификат»

«Портрет молодой женщины»

Высокое возрождение Донато Браманте Маленький круглый Темпьетто (т. е. храмик), воздвигнутый Браманте в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на месте, где был распят на кресте апостол Пётр.

Высокое

возрождение

Донато

Браманте

Маленький круглый Темпьетто (т. е. храмик), воздвигнутый Браманте в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на месте, где был распят на кресте апостол Пётр.

Браманте намеревался построить систему дворцовых зданий и дворов, начиная от двора Сан-Дамазо до Бельведера. Бельведер служил для турниров, шествий, праздничных зрелищ.

Браманте намеревался построить систему дворцовых зданий и дворов, начиная от двора Сан-Дамазо до Бельведера. Бельведер служил для турниров, шествий, праздничных зрелищ.

Браманте стал первым создателем собора Святого Петра в Риме.

Браманте стал первым создателем собора Святого Петра в Риме.

Леонардо да Винчи Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») (1472 г.).

Леонардо

да Винчи

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») (1472 г.).

Дама с горностаем

Дама с горностаем

Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483— 1494 гг.). Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато .

Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483— 1494 гг.). Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато .

В Милане мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»).

В Милане мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»).

Драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря» , исполненную им в 1495—1497 гг. по заказу Лодовико Моро для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Судьба этого прославленно­го произведения Леонардо трагична. Ещё при жизни мастера краски начали осыпаться.

Драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря» , исполненную им в 1495—1497 гг. по заказу Лодовико Моро для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Судьба этого прославленно­го произведения Леонардо трагична. Ещё при жизни мастера краски начали осыпаться.

Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Портрет, известный как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Рафаэль Санти Рафаэля называли Мастером Мадонн. Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.)

Рафаэль Санти

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.)

Особенно хороша «Мадонна в зелени» (1505 г.). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок.

Особенно хороша «Мадонна в зелени» (1505 г.). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок.

«Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты.

«Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты.

В последние годы жизни Рафаэль создал росписи римской виллы Фарнезина. В её главном зале находится фреска «Триумф Галатеи» (1519 г.).

В последние годы жизни Рафаэль создал росписи римской виллы Фарнезина. В её главном зале находится фреска «Триумф Галатеи» (1519 г.).

«Донна Велата» ( итал .  Ritratto di donna или La Velata — «женщина под покрывалом»)

«Донна Велата» ( итал .  Ritratto di donna или La Velata — «женщина под покрывалом»)

Микеланджело Буонарроти Величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Самое известное произведение первого римского периода — «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498—1501 гг.) в капелле собора Святого Петра.

Микеланджело Буонарроти

Величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Самое известное произведение первого римского периода — «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498—1501 гг.) в капелле собора Святого Петра.

«Пьета» («Оплакивание Христа»)

«Пьета» («Оплакивание Христа»)

Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую  Давида (1501 — 1504 гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты.

Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501 — 1504 гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты.

Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане , выполненная Микеланджело в 1508—1512 гг.

Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане , выполненная Микеланджело в 1508—1512 гг.

Сотворение Адама

Сотворение Адама

Гробница папы Юлия II. до нас дошли «Скованный раб» - сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков, и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г.).

Гробница папы Юлия II. до нас дошли «Скованный раб» - сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков, и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г.).

статуя древнееврейского пророка Моисея (1515—1516 гг.)

статуя древнееврейского пророка Моисея (1515—1516 гг.)

По заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536— 1541 гг.).

По заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536— 1541 гг.).

Джорджоне Джорджо Барбарелли да Кастельфранко , прозванный Джорджоне (1476 или 1477—1510). Одна из ранних работ Джорджоне — «Юдифь».

Джорджоне

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко , прозванный Джорджоне (1476 или 1477—1510). Одна из ранних работ Джорджоне — «Юдифь».

Знаменитая картина «Гроза» (около 1505 г.) полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряжённо застывшая в ожидании грозы.

Знаменитая картина «Гроза» (около 1505 г.) полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряжённо застывшая в ожидании грозы.

«Лаура»

«Лаура»

Единство человека и природы воплощено и в ранней картине Джорджоне «Три философа» , и в более позднем чудесном «Сельском концерте».

Единство человека и природы воплощено и в ранней картине Джорджоне «Три философа» , и в более позднем чудесном «Сельском концерте».

Сельский концерт

Сельский концерт

В 1507—1508 гг. Джорджоне создал «Спящую Венеру» — самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения.

В 1507—1508 гг. Джорджоне создал «Спящую Венеру» — самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения.

Тициан Ранний период. Художника привлекали образы пышной женской красоты, как, например, в самой известной картине этого периода «Любовь небесная и земная» (1515—1516 гг.).

Тициан

Ранний период. Художника привлекали образы пышной женской красоты, как, например, в самой известной картине этого периода «Любовь небесная и земная» (1515—1516 гг.).

Во втором периоде творчества (1519—1530 гг.) Тициан создал для церкви Санта-Мария дельи Фрари огромную алтарную картину «Вознесение Марии» (1516—1518 гг.), более известную как «Ассунта».

Во втором периоде творчества (1519—1530 гг.) Тициан создал для церкви Санта-Мария дельи Фрари огромную алтарную картину «Вознесение Марии» (1516—1518 гг.), более известную как «Ассунта».

Картина «Введение во храм» (1534—1538 гг.) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице.

Картина «Введение во храм» (1534—1538 гг.) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице.

Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью.

Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью.

Картина «Бичевание Христа», где освещённые во мраке пламенем факелов фигуры палачей, полных бессмысленной ярости, противопоставлены нравственной силе Христа. В картине «Святой Себастьян» герой, пронзённый стрелами, по не сломленный, возникает из хаоса Вселенной.

Картина «Бичевание Христа», где освещённые во мраке пламенем факелов фигуры палачей, полных бессмысленной ярости, противопоставлены нравственной силе Христа. В картине «Святой Себастьян» герой, пронзённый стрелами, по не сломленный, возникает из хаоса Вселенной.

Последняя большая алтарная картина Тициана — «Оплакивание Христа» (1573—1576 гг.).

Последняя большая алтарная картина Тициана — «Оплакивание Христа» (1573—1576 гг.).

«Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е)

«Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е)

«Даная»

«Даная»