ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Современные подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
Цель:
повышение профессионализма педагогов по организации работы по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО.
План проведения педсовета:
1.Вступление к педсовету «Современные подходы и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
(ст. воспитатель)
2.Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности».
(зам. зав. по ВО и МР)
3. Деловая игра с педагогами
(ст. воспитатель)
4. Решение педсовета
Современные подходы и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
«Самое Лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф Уильям Эмерсон
Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены
репродуктивным путем.
Этапы развития познавательной деятельности в дошкольном возрасте.
- Первый этап – этап проявления любопытства.
- Второй этап – любознательность.
- Третий этап - познавательный интерес.
- Четвертый этап - удовлетворение исследовательской деятельности.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
ХОЧУ
ВСЁ
ЗНАТЬ
Критерии познавательной активности детей дошкольного возраста:
- познавательный интерес,
- инициативность,
- самостоятельность,
- оригинальность.
Причины снижения познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения:
- недостаточность содержания образовательного процесса в детских садах;
- игнорирование воспитателями самостоятельности, любознательности и инициативности ребенка;
- главная проблема XXI века - гаджеты.
Эффективное средство для повышения познавательной активности детей дошкольного возраста :
- информационно-коммуникативные технологии (в частности, интерактивные игры);
- использование познавательного интереса самого ребенка.
Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста:
- Основой познавательно-исследовательской деятельности являются развитые психические познавательные процессы.
- В своем становлении познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность, познавательная направленность.
ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности
Приветствие команд «Стандарт» и «Единство». Правила игры: - умение слушать других; - выработка общего решения вопроса; - принимать активное участие в игре; - соблюдать культуру речи и тактичность; - придерживаться регламента.
Разминка
- Что становится больше, если его поставить вверх ногами?
(6)
- Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?
(надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
- Что может быть больше слона и одновременно невесомым?
(тень слона)
(май)
- Может ли страус назвать себя птицей?
(нет, он не умеет говорить)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
(все)
Задание 1: Игра «Расшифруй название команды» Каждая команда получает карточку с названием команды «СТАНДАРТ» и «ЕДИНСТВО» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву участники команды должны подобрать слова, которые используются в познавательно-исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.
Задание 2: «Игра «Блиц-опрос» (выберите один или несколько вариантов ответа)
Вопросы команде «Стандарт»
1 . Распределите этапы исследовательской деятельности по порядку.
• проверка гипотез;
• постановка проблемы;
• обсуждение итогов и формулирование выводов;
• выдвижение гипотез решения проблемы;
2. Что такое педагогическое проектирование?
• дань моде;
• вид педагогической деятельности;
• догма профессиональной деятельности.
3. Назовите приёмы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО?
• Эвристический метод.
• Наблюдение
• Опыты и эксперименты
• Проектная деятельность
• ТРИЗ-технологии.
4. Что такое гипотеза?
- короткая аннотация проекта;
- опасение педагога о неудачной реализации проекта;
- предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического этапа?
- проведение круглых столов, консультаций по теме проекта и реализации задач;
- открытый показ деятельности по теме проекта;
- проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.
Вопросы команде «Единство»
1. Что такое проект?
• метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы;
• научный процесс, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза;
• план работы, мероприятий, направленные на создание уникального продукта.
2. Кто является автором методики проведения учебных исследований в ДОУ?
• доктор педагогических наук, профессор А. И. Савенков;
• американский педагог демократ Джон Дью;
• великий русский педагог К. Д. Ушинский.
3. Что включает в себя экспериментирование?
• опыты;
• наблюдения;
• фиксирование результатов графическим способом;
• самостоятельная деятельность детей.
4. Какое из данных определений не относится к формам организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО?
• коллективная;
• долгосрочная;
• индивидуальная.
5. Какой вид деятельности следует исключить из итогового (заключительного) этапа проекта?
- сопоставление цели и результата проекта;
- рефлексивная оценка проекта;
- выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
Задание 3:
Вспомнить и расположить этапы проекта в правильной последовательности.
этап
проекта
действие
Организационно-подготовительный этап:
- Выбор темы проекта.
- Формулирование проблемы, цели и задачи проекта.
- Сбор информации, материала для реализации цели проекта.
- Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей. Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта.
Аналитический этап:
- Метод «Модель трёх вопросов»
- Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.
- Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
- Дети объединяются в рабочие группы.
- Распределение обязанностей.
Практический этап:
- Организация образовательной деятельности с детьми.
- Проведение круглых столов консультаций по теме проекта и реализации задач.
- Чтение литературы, просмотр презентаций по теме проекта.
- Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.
- Совместная работа детей, родителей и педагогов
Итоговый (заключительный) этап:
- Презентация проекта.
- Проведение итогового мероприятия.
- Награждение победителей конкурсов дипломами и родителей благодарственными письмами.
- Анализ результатов проектной деятельности.
Задание 4 «Перевёртыши»
- «Счастье перемещается кучами».
(Беда не ходит одна.)
- «Уйти от новой стиральной машины ».
(Остаться у разбитого корыта.)
- «Лысина – мужское безобразие».
(Коса – девичья краса.)
- «На полицейском валенки мокнут».
(На воре шапка горит.)
- «Ниже пяток не опустишься».
(Выше головы не прыгнешь.)
- «Уговори умного к черту послать, так и нога заживет».
(Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
- «Безделью часы – слезам год ».
(Делу время – потехе час.)
Задание 5 «Кроссворд»
Предлагаем проверить свои знания, разгадав небольшой кроссворд. Ответами на вопросы кроссворда являются хорошо Вам знакомые понятия и термины.
Удачи!
Вопросы для кроссворда
По вертикали.
1.Совместная деятельность взрослого и ребенка в решении проблемы лично значимой для ребенка (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
2. Предположение, требующее объяснения и подтверждения.
По горизонтали.
1. Тип проекта, в ходе которого дети собирают и систематизируют информацию.
2. Вариант оформления результатов проекта с использованием, например: поделок, рисунков.
3. Обсуждение результатов работы, выяснение причин, успехов и неудач.
4. Равноправные соавторы взрослого в реализации проекта.
5. Предмет (суть, название) какого-либо рассуждения, проекта, исследования.
Проверь себя!
Решение педсовета
1.Продолжать создавать педагогические условия для реализации познавательно-исследовательской деятельности соответственно возраста и тематического планирования.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
2. Включать в календарное планирование различные формы работы по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с данными рекомендациями.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
3. Организовать смотр-конкурс «Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности»
Ответственные: заведующий,
зам. зав. по ВО и МР, ст. воспитатель,
воспитатели.
Дата: январь 2022 года
Задание 6 «Телеграмма»
Спасибо за внимание!