Педагогический совет: «Функциональная грамотность школьников как цель и результат современного образования»
«Чайная церемония»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развивать собственные идеи».
Н.Г. Песталоцци
Функциональная грамотность
- Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д.
ФГ
- это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой максимально адаптироваться и функционировать в ней
То есть
Формы ФГ
Общая грамотность
Бытовая грамотность
Компьютерная грамотность
Грамотность поведения в ЧС
Информационная грамотность
Коммуникативная грамотность
Грамотность при овладении
Иностранными языками
Общественно-политическая
грамотность
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности
Умения (эмпирические показатели):
Общая грамотность
Написать сочинение, реферат.
Считать без калькулятора.
Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.
Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная
Искать информацию в сети Интернет.
Пользоваться электронной почтой.
Создавать и распечатывать тексты.
Грамотность действий в чрезвычайных
ситуациях
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.
Заботиться о своем здоровье.
Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности
Умения (эмпирические показатели):
Информационная
Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.
Читать чертежи, схемы, графики.
Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).
Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.
Анализировать числовую информацию.
Коммуникативная
Работать в группе, команде.
Расположить к себе других людей.
Не поддаваться колебаниям своего настроения.
Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.
Организовать работу группы.
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности
Умения (эмпирические показатели):
Владение иностранными языками
Перевести со словарем несложный текст.
Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.
Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.
Грамотность при решении бытовых проблем
Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).
Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.
Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.
Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой,
Правовая и общественно-политическая
GPS-навигатором
грамотность
Отстаивать свои права и интересы.
Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента
Формы ФГ
Читательская грамотность
Финансовая грамотность
Математическая грамотность
Глобальные компетенции
Естественнонаучная грамотность
Креативное мышление
Естественнонаучная
грамотность
Математическая грамотность
Читательская грамотность
способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Базовый навык
функциональной
грамотности
Финансовая грамотность
Креативное
мышление
Глобальные компетенции
Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами.
Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем.
Развитие умения предвидеть позитивные и негативные
последствия выбранного решения.
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на
получение
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных
(действенных, результативных, экономичных, оптимальных )
решений, и/или
нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего,
необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Международные оценочные исследования
TIMSS
«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»
PISA
PIRLS
изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей
«Изучение качества чтения и понимание текста»
«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования
оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях
Функциональная грамотность
ДАНЬ МОДЕ
БЛАГО