МБОУ СШ №4 имени В.С.Садового
«Ваш подросток»
Материал подготовила
Педагог-психолог
Н.Р.Шорохова
Ведущий вид деятельности
Общение со сверстниками
Социальная ситуация развития
Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.
Возрастное новообразование
ощущение взрослости,
самооценка,
подчинение нормам коллективной жизни
Развитие познавательных процессов
Внимание
Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством.
Память
В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.
Мышление
Подростки владеют навыками формально-операционального или теоретического мышления, характеризующегося умением пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конкретных объектов.
Ощущение, восприятие
Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств.
Физическое ощущение, сочетаясь с социальными ожиданиями, формирует сложную гамму переживаний подростков. В это время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, появляется особое чувство, - ощущение того, что он имеет жизненную силу, он живое существо.
Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Появляется наблюдения за своими действиями, поведением, переживаниями, мыслями.
Развитие
эмоционально-волевой сферы
Главная особенность подросткового возраста — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Личностные особенности. Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости —и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах.
Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой , концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью , добиваться в ней высоких результатов .
Развитие самосознания
Развитие самосознания — центральный психический процесс переходного возраста. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Главное психологическое приобретение подростка— открытие своего внутреннего мира. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. В подростковом возрасте, а именно в переломный его момент «Я»-образ становится очень неустойчивым, теряет свою целостность. Подросток особенно остро чувствует противоречие, неустроенность своего «Я», с обусловлено неопределенностью уровня притязаний, трудностями переориентации по оценке других на самооценку. Уход от прямого копирования образцов поведения других людей требует развития способов самопознания и самоанализа, которые у подростков еще недостаточно сформированы Это порождает противоречие между острой потребностью подростков в самопознании и неспособностью адекватно реализовать ее, следствием чего является снижение уровня адекватности, устойчивости самооценки, стабильности развития «Я»-образу.
Агрессия
Развитие подростка
Нормальный
Инфантилизм
Конструктивная агрессия в деструктивную
«Ученик-учитель»
«Подросток семья»
Социально-экономические условия
Свойства личности подростка
Спасибо за внимание