8 класс
Решение задач с помощью рациональных уравнений
Математика считается царицей всех наук, потому что……?
ум, который решает все наши жизненные вопросы, в порядок приводит
…… . через
умения мыслить, анализировать, сопоставлять, делать выводы, считать.
Перед вами ребусы, которые необходимо разгадать и тем самым
определить ключевое слово урока.
«Если хотите научиться плавать,
смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи,
то решайте их». Джордж П о йя (американский математик )
Назовите дробные рациональные уравнения
Назовите общий знаменатель дробей,
входящих в уравнения:
Назовите порядок решения дробных
рациональных уравнений.
1) Найти общий знаменатель дробей,
входящих в уравнение.
2)Умножить обе части уравнения
на общий знаменатель.
3) Решить получившееся целое уравнение.
4) Исключить из его корней те,
которые обращают в нуль общий знаменатель.
5) Записать ответ
Этапы работы над задачей
- Анализ текста задачи.
- Составление таблицы - условия.
- Выбор метода решения.
- Решение.
- Интерпретация полученного результата.
Задача
Моторная лодка прошла 25 км по течению реки и 3 км против течения, затратив на весь путь 2 ч. Какова скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 3 км/ч?
Анализ текста задачи и составление условия - таблицы
Необходимо ответить на вопросы:
- Сколько участников задачи?
- Какими величинами характеризуется ситуация?
- Каково количество ситуаций, в которые попадают участники задачи?
- Какие величины известны?
- Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?
Сколько ситуаций в задаче?
- Две ситуации
- Две строки в таблице
По течению
Против течения
Какими величинами характеризуется ситуация?
- Скорость, v км/ч
- Время, t ч
- Путь, S км
v
По течению
t
Против течения
S
Какие величины известны?
- заносим в таблицу все известные значения
v
По течению
t
Против течения
S
25
3
2 ч
Как связаны величины, характеризующие процесс задачи?
- заносим в таблицу все связи
Пусть х км/ч – скорость лодки в стоячей воде
v
По течению
t
Против течения
Х+3
S
Х-3
25
3
2 ч
Заполняем таблицу, используя формулы связывающие величины:
- выражаем величины одну через другую S=vt, t=S/v
v
По течению
t
Против течения
Х+3
S
Х-3
25
3
2 ч
Составление уравнения
Решение уравнения
25(х-3)+3(х+3)=2(х-3)(х+3)
- Уравнение cводится к квадратному
D=100,
х 1 = 2, х 2 = 12
Анализ( интерпретация) полученного результата
- В результате решения квадратного уравнения получаются корни х=12 и х=2. По смыслу задачи х = 2 – посторонний корень, поэтому оставляем только х=12.
Ответ
- Скорость лодки в стоячей воде 12 км/ч.
Физминутка
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.
Вид движения
Скорость (км/ч)
Первый автомобиль
Расстояние (км)
х
Второй автомобиль
Время (ч)
120
х +20
120
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения,
затратив на весь путь 8ч.
Найдите собственную скорость теплохода,
обозначив её х км/, если скорость течения реки 3 км/ч
S
км
по течению
V
против течения
км/ч
t
ч
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем
тележки с камнями для строительства храма.
Мудрец остановил их и задал каждому один и тот же вопрос: «Что ты делал
целый день?»
Первый ответил, что целый день возил эти проклятые камни.
Второй ответил: «Добросовестно выполнял свою работу»,
а третий: «Строил храм».