Составление словосочетаний и предложений по схемам что делает?+откуда? и Кто?+что делает? +что?+ откуда?
Выполнила учитель
ГКОУ «школа-интернат№65»
Рыжова А.В.
Актуальность: умение составлять словосочетания и предложения у детей с комплексными нарушениями является базовым звеном в овладении речью, помогая развивать потребность и уверенность в общении.
Цель: формирование умений составлять предложения по схемам Кто? + Что делает?+ Что? + Откуда? и Кто? + Что делает? + Что? + Куда?. научить ставить вопросы к словам в предложении, обратить внимание на употребление предлогов
Задачи:
Образовательные – учить детей правильно употреблять слова, ставить их в нужной форме, составлять словосочетания и предложения по схемам, пользоваться в речи и на письме предлогами
Развивающая – развивать психические процессы и слуховое восприятие
Коррекционная – развивать потребность детей общаться речью, развивать самостоятельную речь, умение правильно строить предложения
Обучение формированию грамматического строя речи у детей с комплексными нарушениями носит практический и коррекционный характер
- Под практическим понимается прежде всего отбор такого материала, который необходим в жизни ребёнку, то есть для социальной и речевой адаптации.
- Коррекционная направленность обучения заключается в процессе формирования навыков правильного употребления слов в нужной форме, что способствует общему развитию детей.
Ожидаемые результаты
Ученик должен
- Научиться правильно употреблять словосочетания и предложения, обозначающие направленность действий и пространственные отношения
- Правильно употреблять предлоги и изменять окончания существительных
- Составлять словосочетания и предложения по предлагаемым схемам
- Применять полученные навыки в своей речи
Виды работ на уроках при изучении данной темы
кто? Что делает? Что? Откуда? Мальчик берёт книгу с полки.
Составляем предложения по схеме
Кто?
Что делает?
Настя
берёт
Что?
Данил
Дима
Откуда?
тетрадь
убирает
снимает
со стола.
цветок
с окна.
плакат
с доски.
Выполняем поручения и отвечаем на вопрос откуда?
- Дима, возьми книгу с полки. (Дима берёт книгу) откуда ты взял книгу? (С полки).
- Дамир, возьми дневник со стола. Откуда ты взял дневник? (Со стола.)
- Алина, возьми тетрадь с парты. Откуда ты взяла тетрадь? (С парты).
- Настя, сними полотенце с крючка. Откуда ты сняла полотенце? ( с крючка.)
- Вероника, сними портфель со стула. Откуда ты сняла портфель? (со стула).
Дополни словосочетания
Что делает?
Берёт
Откуда?
С …
Снимает
Идёт
С …
из …
Составьте предложения из данных слов по схеме
Кто?
Что делает?
Что?
Откуда?
Дежурный, берёт, со стола, книгу, посуду, убирает, ученик, с полки, кошка, вынимает, спускается, из сумки, идёт, мама , хлеб, из магазина, с крыльца, идёт, бабушка
Поставьте вопросы к данным предложениям
Мама сажает цветы на клумбу.
Девочка срывает цветы с клумбы.
Работа по вопросам
Кто сажает цветы?
Куда сажает цветы мама?
Что срывает девочка с клумбы?
Кто срывает цветы с клумбы?
Что мама сажает на клумбу?
Откуда девочка срывает цветы?
Что делает девочка?
Запомни!
Один что?
Одно что?
Стол
Откуда?
Окн о
Откуда?
Со стол а
Одна что?
С окн а
Вешалк а
Откуда?
С вешалк и
Плит а
С плит ы
Запомни!
Откуда?
Один что?
Куда?
стол
Со стол а
Одна что?
клумба
С клумб ы
На стол
Одно что?
На клумб у
окно
С окн а
На окно
В результате изучения данного раздела учащиеся учатся употреблять в речи подобные словесные конструкции,
правильно строить предложения по заданным схемам,
различать вопросы откуда? и куда?
использовать в речи предлоги .
Разнообразная работа со словом,
словосочетанием, предложением дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.