СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическую карту данного урока см. в другом разделе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)"»

Игра «Составь слова» отличник корень конный суффикс умного окончание настроить корень впечатление суффикс огня окончание отлич- -н- -ого настро- -ени- -я

Игра «Составь слова»

отличник

корень

конный

суффикс

умного

окончание

настроить

корень

впечатление

суффикс

огня

окончание

отлич-

-н-

-ого

настро-

-ени-

Отличного настроения!

Отличного настроения!

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики   Повторение

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики

Повторение

Задачи урока Вспомнить изученные ранее разделы лингвистики. Вспомнить определение всех морфем как минимальных значимых частей слова. Закрепить навык проведения морфемного и словообразовательного разбора слова.

Задачи урока

  • Вспомнить изученные ранее разделы лингвистики.
  • Вспомнить определение всех морфем как минимальных значимых частей слова.
  • Закрепить навык проведения морфемного и словообразовательного разбора слова.
Игра «Верно/неверно» Языкознание – синоним к термину лингвистика. Фонетика – наука, изучающая нормы произношения. Морфология изучает части речи. Синтаксис изучает правила постановки знаков препинания. Пунктуация изучает словосочетания и предложения. 1 2 4 3 5 7 8 6 9 «+» – верно «-» – неверно

Игра «Верно/неверно»

  • Языкознание – синоним к термину лингвистика.
  • Фонетика – наука, изучающая нормы произношения.
  • Морфология изучает части речи.
  • Синтаксис изучает правила постановки знаков препинания.
  • Пунктуация изучает словосочетания и предложения.

1

2

4

3

5

7

8

6

9

«+» – верно

«-» – неверно

Игра «Верно/неверно» Морфемика изучает способы образования новых слов. Лингвистика изучает словарный состав языка. Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий звуки в потоке речи. Орфография – наука, изучающая правила написания слов. 1 2 4 3 5 7 8 6 9 «+» – верно «-» – неверно

Игра «Верно/неверно»

  • Морфемика изучает способы образования новых слов.
  • Лингвистика изучает словарный состав языка.
  • Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий звуки в потоке речи.
  • Орфография – наука, изучающая правила написания слов.

1

2

4

3

5

7

8

6

9

«+» – верно

«-» – неверно

Проверь себя + - - + - + - - + Отметка «5» – 0-1 ош. Отметка «4» – 2-3 ош. Отметка «3» – 4-5 ош. Отметка «2» – 6-9 ош.

Проверь себя

+

-

-

+

-

+

-

-

+

Отметка «5»0-1 ош.

Отметка «4»2-3 ош.

Отметка «3»4-5 ош.

Отметка «2»6-9 ош.

Что общего? Данные изображения являются графическим обозначением морфем. Морфема – минимальная значимая часть слова.

Что общего?

  • Данные изображения являются графическим обозначением морфем.
  • Морфема – минимальная значимая часть слова.
Игра «Объедини слова» Что объединяет слова приехать, прилететь, прибытие ? Что объединяет слова морской, приморский, моряк ? Что объединяет слова сонная, конный, пенный ? Что объединяет слова слон, купон, такси ? Что объединяет слова удивляется, умываться, одеваются ?

Игра «Объедини слова»

  • Что объединяет слова приехать, прилететь, прибытие ?
  • Что объединяет слова морской, приморский, моряк ?
  • Что объединяет слова сонная, конный, пенный ?
  • Что объединяет слова слон, купон, такси ?
  • Что объединяет слова удивляется, умываться, одеваются ?
 Игра «Сгруппируй слова» Г-1 (б/у) Ошибок в группировке слов нет 2 Допущено 1-2 ошибки в группировке слов. Допущено более 2 ошибок в группировке. 1 М-1 Ошибок в морфемном разборе нет. 0 (п/у) Допущено 1-2 ошибки в морфемном разборе. 2 1 Допущено более 2 ошибок в морфемном разборе. Критерии для оценивания: Отметка «5» - 6 баллов. Отметка «4» - 6-4 балла. Отметка «3» - 3-2 балл. Отметка «2» - 1-0 баллов. 0

Игра «Сгруппируй слова»

Г-1

(б/у)

Ошибок в группировке слов нет

2

Допущено 1-2 ошибки в группировке слов.

Допущено более 2 ошибок в группировке.

1

М-1

Ошибок в морфемном разборе нет.

0

(п/у)

Допущено 1-2 ошибки в морфемном разборе.

2

1

Допущено более 2 ошибок в морфемном разборе.

Критерии для оценивания:

  • Отметка «5» - 6 баллов.
  • Отметка «4» - 6-4 балла.
  • Отметка «3» - 3-2 балл.
  • Отметка «2» - 1-0 баллов.

0

 Игра «Сгруппируй слова» Базовый уровень Повышенный уровень Сгруппировать слова по следующим признакам: Сгруппировать слова по следующим признакам: Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Разобрать данные слова по составу. Молоко, молочные, молочный, кисломолочный, молочного, молочник, молочному. Берёза, подберёзовиков, подберёзовик, берёзовый, подберёзовиком, березняк, подберёзовики.

Игра «Сгруппируй слова»

Базовый уровень

Повышенный уровень

  • Сгруппировать слова по следующим признакам:
  • Сгруппировать слова по следующим признакам:
  • Однокоренные слова. Формы одного и того же слова.
  • Однокоренные слова.
  • Формы одного и того же слова.
  • Однокоренные слова. Формы одного и того же слова.
  • Однокоренные слова.
  • Формы одного и того же слова.
  • Разобрать данные слова по составу.

Молоко, молочные, молочный, кисломолочный, молочного, молочник, молочному.

Берёза, подберёзовиков, подберёзовик, берёзовый, подберёзовиком, березняк, подберёзовики.

 Игра «Найди слова»  На выходных мы с родителями поехали в лес за грибами. Я с нетерпением ждал этой поездки! Накануне папа позвонил дедушке – заядлому грибнику. Дедуля регулярно ездит в лес и привозит оттуда разнообразную добычу: грибы, ягоды, травы. Он выведал у него все грибные местечки. На следующее утро мы, вооружившись корзинами и термосом с горячим чаем, отправились на поиски маслят, подберёзовиков и подосиновиков.

Игра «Найди слова»

На выходных мы с родителями поехали в лес за грибами. Я с нетерпением ждал этой поездки! Накануне папа позвонил дедушке – заядлому грибнику. Дедуля регулярно ездит в лес и привозит оттуда разнообразную добычу: грибы, ягоды, травы. Он выведал у него все грибные местечки. На следующее утро мы, вооружившись корзинами и термосом с горячим чаем, отправились на поиски маслят, подберёзовиков и подосиновиков.

 Игра «Найди слова»  На выходных мы с родителями поехали в лес за грибами . Я с нетерпением ждал этой поездки! Накануне папа позвонил дедушке – заядлому грибнику . Дедуля регулярно ездит в лес и привозит оттуда разнообразную добычу: грибы , ягоды, травы. Он выведал у него все грибные местечки. На следующее утро мы, вооружившись корзинами и термосом с горячим чаем, отправились на поиски маслят, подберёзовиков и подосиновиков.

Игра «Найди слова»

На выходных мы с родителями поехали в лес за грибами . Я с нетерпением ждал этой поездки! Накануне папа позвонил дедушке – заядлому грибнику . Дедуля регулярно ездит в лес и привозит оттуда разнообразную добычу: грибы , ягоды, травы. Он выведал у него все грибные местечки. На следующее утро мы, вооружившись корзинами и термосом с горячим чаем, отправились на поиски маслят, подберёзовиков и подосиновиков.

 Словообразовательная цепочка Рассмотрите примеры словообразовательных цепочек. Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? Море – морской – приморский. Учить – учитель - учительская.

Словообразовательная цепочка

Рассмотрите примеры словообразовательных цепочек. Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?

  • Море – морской – приморский.
  • Учить – учитель - учительская.
 Словообразовательная цепочка Составьте словообразовательную цепочку со словами вода (1 вариант), белый (2 вариант), используя данные ниже слова. Слова для справки: белить, водный, побелить, подводный.

Словообразовательная цепочка

Составьте словообразовательную цепочку со словами вода (1 вариант), белый (2 вариант), используя данные ниже слова.

Слова для справки: белить, водный, побелить, подводный.

 Оцените себя Прочитайте фразеологизмы и решите, какой из них более точно передаёт вашу работу на уроке. Витал в облаках. Бил баклуши. Работал спустя рукава. Работал не покладая рук. Найдите в этих фразеологизмах однокоренные слова и укажите, какая морфема участвовала в образовании одного из этих слов. рукава   рук

Оцените себя

Прочитайте фразеологизмы и решите, какой из них более точно передаёт вашу работу на уроке.

  • Витал в облаках.
  • Бил баклуши.
  • Работал спустя рукава.
  • Работал не покладая рук.

Найдите в этих фразеологизмах однокоренные слова и укажите, какая морфема участвовала в образовании одного из этих слов.

рукава рук

 Домашнее задание Базовый уровень: Угадать слова по их лексическому значению. Разобрать по составу и объяснить написание. Повышенный уровень: Составить с данными словами предложения и выделить в них грамматическую основу. Металлический сосуд, предназначенный для кипячения воды и приготовления чая. Человек, который занимается ловлей рыбы. Человек, занимающийся изучением природы родного края.

Домашнее задание

Базовый уровень:

Угадать слова по их лексическому значению. Разобрать по составу и объяснить написание.

Повышенный уровень:

Составить с данными словами предложения и выделить в них грамматическую основу.

  • Металлический сосуд, предназначенный для кипячения воды и приготовления чая.
  • Человек, который занимается ловлей рыбы.
  • Человек, занимающийся изучением природы родного края.
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

 Вспомни значение термина   Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Вспомни значение термина

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

 Вспомни значение термина   Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено основное лексическое значение.

Вспомни значение термина

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено основное лексическое значение.

 Вспомни значение термина   Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Вспомни значение термина

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

 Вспомни значение термина   Окончание – это изменяемая часть речи.

Вспомни значение термина

Окончание – это изменяемая часть речи.

 Вспомни значение термина   Постфикс – это словообразующая и формообразующая морфема, стоящая после всех остальных морфем.

Вспомни значение термина

Постфикс – это словообразующая и формообразующая морфема, стоящая после всех остальных морфем.

 Вспомни значение термина   Словообразовательная цепочка – это группа однокоренных слов, которые расположены с учётом последовательности их образования.

Вспомни значение термина

Словообразовательная цепочка – это группа однокоренных слов, которые расположены с учётом последовательности их образования.