Игра «Составь слова»
отличник
корень
конный
суффикс
умного
окончание
настроить
корень
впечатление
суффикс
огня
окончание
отлич-
-н-
-ого
настро-
-ени-
-я
Отличного настроения!
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики
Повторение
Задачи урока
- Вспомнить изученные ранее разделы лингвистики.
- Вспомнить определение всех морфем как минимальных значимых частей слова.
- Закрепить навык проведения морфемного и словообразовательного разбора слова.
Игра «Верно/неверно»
- Языкознание – синоним к термину лингвистика.
- Фонетика – наука, изучающая нормы произношения.
- Морфология изучает части речи.
- Синтаксис изучает правила постановки знаков препинания.
- Пунктуация изучает словосочетания и предложения.
1
2
4
3
5
7
8
6
9
«+» – верно
«-» – неверно
Игра «Верно/неверно»
- Морфемика изучает способы образования новых слов.
- Лингвистика изучает словарный состав языка.
- Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий звуки в потоке речи.
- Орфография – наука, изучающая правила написания слов.
1
2
4
3
5
7
8
6
9
«+» – верно
«-» – неверно
Проверь себя
+
-
-
+
-
+
-
-
+
Отметка «5» – 0-1 ош.
Отметка «4» – 2-3 ош.
Отметка «3» – 4-5 ош.
Отметка «2» – 6-9 ош.
Что общего?
- Данные изображения являются графическим обозначением морфем.
- Морфема – минимальная значимая часть слова.
Игра «Объедини слова»
- Что объединяет слова приехать, прилететь, прибытие ?
- Что объединяет слова морской, приморский, моряк ?
- Что объединяет слова сонная, конный, пенный ?
- Что объединяет слова слон, купон, такси ?
- Что объединяет слова удивляется, умываться, одеваются ?
Игра «Сгруппируй слова»
Г-1
(б/у)
Ошибок в группировке слов нет
2
Допущено 1-2 ошибки в группировке слов.
Допущено более 2 ошибок в группировке.
1
М-1
Ошибок в морфемном разборе нет.
0
(п/у)
Допущено 1-2 ошибки в морфемном разборе.
2
1
Допущено более 2 ошибок в морфемном разборе.
Критерии для оценивания:
- Отметка «5» - 6 баллов.
- Отметка «4» - 6-4 балла.
- Отметка «3» - 3-2 балл.
- Отметка «2» - 1-0 баллов.
0
Игра «Сгруппируй слова»
Базовый уровень
Повышенный уровень
- Сгруппировать слова по следующим признакам:
- Сгруппировать слова по следующим признакам:
- Однокоренные слова. Формы одного и того же слова.
- Однокоренные слова.
- Формы одного и того же слова.
- Однокоренные слова. Формы одного и того же слова.
- Однокоренные слова.
- Формы одного и того же слова.
- Разобрать данные слова по составу.
Молоко, молочные, молочный, кисломолочный, молочного, молочник, молочному.
Берёза, подберёзовиков, подберёзовик, берёзовый, подберёзовиком, березняк, подберёзовики.
Игра «Найди слова»
На выходных мы с родителями поехали в лес за грибами. Я с нетерпением ждал этой поездки! Накануне папа позвонил дедушке – заядлому грибнику. Дедуля регулярно ездит в лес и привозит оттуда разнообразную добычу: грибы, ягоды, травы. Он выведал у него все грибные местечки. На следующее утро мы, вооружившись корзинами и термосом с горячим чаем, отправились на поиски маслят, подберёзовиков и подосиновиков.
Игра «Найди слова»
На выходных мы с родителями поехали в лес за грибами . Я с нетерпением ждал этой поездки! Накануне папа позвонил дедушке – заядлому грибнику . Дедуля регулярно ездит в лес и привозит оттуда разнообразную добычу: грибы , ягоды, травы. Он выведал у него все грибные местечки. На следующее утро мы, вооружившись корзинами и термосом с горячим чаем, отправились на поиски маслят, подберёзовиков и подосиновиков.
Словообразовательная цепочка
Рассмотрите примеры словообразовательных цепочек. Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?
- Море – морской – приморский.
- Учить – учитель - учительская.
Словообразовательная цепочка
Составьте словообразовательную цепочку со словами вода (1 вариант), белый (2 вариант), используя данные ниже слова.
Слова для справки: белить, водный, побелить, подводный.
Оцените себя
Прочитайте фразеологизмы и решите, какой из них более точно передаёт вашу работу на уроке.
- Витал в облаках.
- Бил баклуши.
- Работал спустя рукава.
- Работал не покладая рук.
Найдите в этих фразеологизмах однокоренные слова и укажите, какая морфема участвовала в образовании одного из этих слов.
рукава рук
Домашнее задание
Базовый уровень:
Угадать слова по их лексическому значению. Разобрать по составу и объяснить написание.
Повышенный уровень:
Составить с данными словами предложения и выделить в них грамматическую основу.
- Металлический сосуд, предназначенный для кипячения воды и приготовления чая.
- Человек, который занимается ловлей рыбы.
- Человек, занимающийся изучением природы родного края.
Спасибо за урок!
Вспомни значение термина
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Вспомни значение термина
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено основное лексическое значение.
Вспомни значение термина
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Вспомни значение термина
Окончание – это изменяемая часть речи.
Вспомни значение термина
Постфикс – это словообразующая и формообразующая морфема, стоящая после всех остальных морфем.
Вспомни значение термина
Словообразовательная цепочка – это группа однокоренных слов, которые расположены с учётом последовательности их образования.