СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию к данному уроку см. в другом разделе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)"»

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)

Цель: повторение и систематизация знаний о морфемике как науке о языке, о роли морфем в образовании новых слов.

Задачи:

  1. Вспомнить изученные ранее разделы лингвистики.

  2. Вспомнить определение всех морфем как минимальных значимых частей слова.

  3. Закрепить навык проведения морфемного и словообразовательного разбора слова.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Личностные: воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  2. Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии.

  3. Предметные: характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка; распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова; проводить морфемный анализ слов.

  4. Коммуникативные: представлять публичный отчет о проделанной на уроке работе; конструктивно взаимодействовать с одноклассниками, педагогом.

Г-1

Ошибок в группировке слов нет

2

Допущено 1-2 ошибки в группировке слов.

1

Допущено более 2 ошибок в группировке.

0

М-1

Ошибок в морфемном разборе нет.

2

Допущено 1-2 ошибки в морфемном разборе.

1

Допущено более 2 ошибок в морфемном разборе.

0

Критерии для оценивания:

  1. Отметка «5» - 6 баллов.

  2. Отметка «4» - 6-4 балла.

  3. Отметка «3» - 3-2 балл.

  4. Отметка «2» - 1-0 баллов.

п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Задание 1

Используя выведенные на экране слова, выполните упражнение «Составь слово».

отличник

корень

?

конный

суффикс

?

умного

окончание

?

настроить

корень

?

впечатление

суффикс

?

огня

окончание

?

У вас получилось словосочетание «отличного настроения». И это именно то, что я вам хочу сегодня пожелать. Надеюсь, что до конца учебного дня с ваших лиц не сойдут улыбки, которые я вижу сейчас.


Разбирают слова по составу.



Создание атмосферы дружелюбия, необходимой для осознанного вхождения учащихся в пространство продуктивной работы на уроке.









Актуализация опорных знаний


Выполняя предыдущее задание, вы разбирали слова по составу.

  • Какая наука изучает строение слов? (морфемика)

  • Какие ещё науки о языке вы знаете? Перечислите их. (Фонетика, орфоэпия, орфография, пунктуация, синтаксис, морфология, морфемика, лексикология)

  • Какая наука тесно связана с морфемикой? (словообразование)

Отвечают на вопросы, называют известные им разделы лингвистики.


Коммуникативные:

  • формулируют ответы на вопросы учителя;

  • строят понятные речевые высказывания.


Формулировка темы и цели урока



  • Можете ли вы сейчас предположить, о чём мы будем говорить на уроке? Попытайтесь сформулировать тему.

  • Новая ли это тема или в предыдущие годы вы уже её изучали?

  • Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами?


Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)»







Формулируют тему урока и задачи, стоящие перед ними.






Коммуникативные:

  • формулируют ответы на вопросы учителя;

  • строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные:

  • прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу.

Актуализация опорных знаний




Задание 2

Предлагаю вам вспомнить и другие науки о языке. Сыграем в игру «Верно/неверно». Я диктую вам утверждения, вы определяете, верны они или ошибочны. Если утверждение верно, в соответствующее поле для ответа ставите «+», если неверно – «-». Под игровым полем вы можете записать номера утверждений и то, что в них следует изменить, чтобы они стали верными.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Языкознание, языковедение – синонимы к термину лингвистика.

  2. Фонетика – наука о языке, изучающая нормы произношения.

  3. Морфология изучает части речи.

  4. Синтаксис изучает правила постановки знаков препинания.

  5. Пунктуация изучает словосочетания и предложения.

  6. Морфемика изучает способы образования новых слов.

  7. Лингвистика изучает словарный состав языка.

  8. Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий звуки в потоке речи.

  9. Орфография – наука, изучающая правила написания слов.


Сравните свои ответы с эталоном, представленным на слайде, и выставите себе отметку в соответствии с критериями оценивания.

Поднимите руку те, кто допустил 1-2 ошибки и получил оценку «5»?

Кто поставил себе отметку «4»?

Кто справился с заданием на «3»?

Есть ли среди вас те, кто получил отметку «2»?


Учащиеся заполняют игровое поле, решая, верны или неверны утверждения.

1

+

2

-

3

+

4

-

5

-

6

-

7

+

8

-

9

+
















Проверяют свои ответы и выставляют себе отметки в соответствии с критериями. Отчитываются учителю о проделанной работе.


Регулятивные:

  • действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

  • адекватно воспринимают полученную оценку.

Коммуникативные:

  • формулируют ответы на вопросы учителя;

  • строят понятные речевые высказывания.


Работа по теме урока



Задание 3

Рассмотрите изображения, представленные на слайде. Что их объединяет? (Все эти изображения являются графическими обозначениями морфем)

  • А что такое морфема? (Минимальная значимая часть слова)

  • Что объединяет слова приехать, прилететь, прибытие? (Наличие приставки при-)

  • Что такое приставка? (Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

  • Что объединяет слова морской, приморский, моряк? (Корень -мор-)

  • Что такое корень? (Это главная значимая часть слова, в которой заключено основное лексическое значение)

  • Что объединяет слова сонная, конный, пенный? (Наличие суффикса -н-)

  • Что такое суффикс? (Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

  • Что объединяет слова слон, купон, такси? (Наличие нулевого окончания)

  • Что такое окончание? (Это изменяемая часть речи)

  • Что объединяет слова удивляется, умываться, одеваются? (Наличие постфикса -ся)

  • Что такое постфикс? (Это словообразующая и формообразующая морфема, стоящая после всех остальных морфем)


Учащиеся изучают изображения и определяют, что все они являются графическими обозначениями морфем. Далее они сравнивают группы слов, находят объединяющие их признаки и дают определения морфемам.


Коммуникативные:

  • обмениваются мнениями с другими участниками беседы;

  • формулируют ответы на вопросы учителя;

  • строят понятные речевые высказывания.

Закрепление изученного материала





Задание 4

Для выполнения следующего задания вам предстоит поделиться на группы. Первая группа выполняет задание базового уровня, вторая группа – повышенного. После выполнения вам предстоит самостоятельно оценить свою работу по образцу и выставить отметку в соответствии с критериями. Обратите внимание, что уровень сложности вы выбираете самостоятельно, а отметка будет зависеть от сложности задания.

Базовый уровень сложности:

Сгруппировать слова по следующим признакам:

  1. Однокоренные слова.

  2. Формы одного и того же слова.

Повышенный уровень сложности:

Разобрать данные слова по составу.

  1. Молоко, молочные, молочный, кисломолочный, молочного, молочник, молочному.

  2. Берёза, подберёзовиков, подберёзовик, берёзовый, подберёзовиком, березняк, подберёзовики.


Задание 5

Прочитать текст, представленный на слайде, и выписать из него однокоренные слова и формы одного и того же слова.

На выходных мы с родителями поехали в лес за грибами. Я с нетерпением ждал этой поездки! Накануне папа позвонил дедушке – заядлому грибнику. Дедуля регулярно ездит в лес и привозит оттуда разнообразную добычу: грибы, ягоды, травы. Он выведал у него все грибные местечки. На следующее утро мы, вооружившись корзинами и термосом с горячим чаем, отправились на поиски маслят, подберёзовиков и подосиновиков. (Грибами, грибнику, грибные – однокоренные слова; грибами, грибы – формы одного и того же слова)


Задание 6

  • Помните ли вы, что такое словообразовательная цепочка? (Это группа однокоренных слов, которые расположены с учётом последовательности их образования)

  • Рассмотрите примеры словообразовательных цепочек. Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?

  1. Море – морской – приморский.

  2. Учить – учитель - учительская.

Составьте словообразовательную цепочку со словами вода (1 вариант), белый (2 вариант), используя данные ниже слова.

Слова для справки: белить, водный, побелить, подводный.

(Вода – водный – подводный, белый – белить – побелить)


Выбирают уровень сложности, выполняют задание и осуществляют самопроверку по образцу. Выставляют себе отметки в соответствии с критериями.
































Читают текст и находят в нём однокоренные слова и формы одного и того же слова.









Отвечают на вопрос, рассматривают и анализируют примеры словообразовательных цепочек и выполняют письменное задание.


Личностные:

  • осознают свои возможности в учении и выбирают соответствующий уровень сложности задания.

Коммуникативные:

  • обмениваются мнениями с другими участниками беседы;

  • формулируют ответы на вопросы учителя;

  • строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные:

  • действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

  • адекватно воспринимают полученную оценку.


Подведение итогов урока


Подведём итог сегодняшнего урока.

  • Над какой темой мы работали на уроке?

  • Какую цель ставили в начале? Достигли ли ее?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

  • прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные:

  • понимают значение полученных на уроке знаний и принимают его.

Рефлексия


Прочитайте фразеологизмы, представленные на слайде, и решите, какой из них более точно передаёт вашу работу на уроке.

  1. Витал в облаках.

  2. Бил баклуши.

  3. Работал спустя рукава.

  4. Работал не покладая рук.

Найдите в этих фразеологизмах однокоренные слова и укажите, какая морфема участвовала в образовании одного из этих слов. (Рук из предложения №4 и рукав из предложения №3; слово рукав образовано суффиксальным способом с помощью присоединения к корню рук- суффикса -ав)

Выбирают фразеологизм, который лучше передаёт их работу на уроке. Далее ищут два однокоренных слова и указывают способ словообразования одного из них.

Метапредметные:

  • объективно оценивать свой уровень усвоения знаний.

Домашнее задание


Базовый уровень:

Угадать слова по их лексическому значению. Разобрать по составу и объяснить написание.

Повышенный уровень:

Составить с данными словами предложения и выделить в них грамматическую основу.

  1. Металлический сосуд, предназначенный для кипячения воды и приготовления чая.

  2. Человек, который занимается ловлей рыбы.

  3. Человек, занимающийся изучением природы родного края.




Записывают домашнее задание.

Личностные:

  • осознают свои возможности в учении и выбирают соответствующий уровень сложности задания.