№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| Организационный момент | Задание 1 Используя выведенные на экране слова, выполните упражнение «Составь слово». отличник | корень | ? | конный | суффикс | ? | умного | окончание | ? | настроить | корень | ? | впечатление | суффикс | ? | огня | окончание | ? | У вас получилось словосочетание «отличного настроения». И это именно то, что я вам хочу сегодня пожелать. Надеюсь, что до конца учебного дня с ваших лиц не сойдут улыбки, которые я вижу сейчас. | Разбирают слова по составу. | Создание атмосферы дружелюбия, необходимой для осознанного вхождения учащихся в пространство продуктивной работы на уроке. |
| Актуализация опорных знаний | Выполняя предыдущее задание, вы разбирали слова по составу. Какая наука изучает строение слов? (морфемика) Какие ещё науки о языке вы знаете? Перечислите их. (Фонетика, орфоэпия, орфография, пунктуация, синтаксис, морфология, морфемика, лексикология) Какая наука тесно связана с морфемикой? (словообразование) | Отвечают на вопросы, называют известные им разделы лингвистики. | Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы учителя; строят понятные речевые высказывания. |
| Формулировка темы и цели урока | Можете ли вы сейчас предположить, о чём мы будем говорить на уроке? Попытайтесь сформулировать тему. Новая ли это тема или в предыдущие годы вы уже её изучали? Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами? Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение)» | Формулируют тему урока и задачи, стоящие перед ними. | Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы учителя; строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу. |
| Актуализация опорных знаний | Задание 2 Предлагаю вам вспомнить и другие науки о языке. Сыграем в игру «Верно/неверно». Я диктую вам утверждения, вы определяете, верны они или ошибочны. Если утверждение верно, в соответствующее поле для ответа ставите «+», если неверно – «-». Под игровым полем вы можете записать номера утверждений и то, что в них следует изменить, чтобы они стали верными. Языкознание, языковедение – синонимы к термину лингвистика. Фонетика – наука о языке, изучающая нормы произношения. Морфология изучает части речи. Синтаксис изучает правила постановки знаков препинания. Пунктуация изучает словосочетания и предложения. Морфемика изучает способы образования новых слов. Лингвистика изучает словарный состав языка. Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий звуки в потоке речи. Орфография – наука, изучающая правила написания слов. Сравните свои ответы с эталоном, представленным на слайде, и выставите себе отметку в соответствии с критериями оценивания. Поднимите руку те, кто допустил 1-2 ошибки и получил оценку «5»? Кто поставил себе отметку «4»? Кто справился с заданием на «3»? Есть ли среди вас те, кто получил отметку «2»? | Учащиеся заполняют игровое поле, решая, верны или неверны утверждения. 1 + | 2 - | 3 + | 4 - | 5 - | 6 - | 7 + | 8 - | 9 + | Проверяют свои ответы и выставляют себе отметки в соответствии с критериями. Отчитываются учителю о проделанной работе. | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают полученную оценку. Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы учителя; строят понятные речевые высказывания. |
| Работа по теме урока | Задание 3 Рассмотрите изображения, представленные на слайде. Что их объединяет? (Все эти изображения являются графическими обозначениями морфем) А что такое морфема? (Минимальная значимая часть слова) Что объединяет слова приехать, прилететь, прибытие? (Наличие приставки при-) Что такое приставка? (Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). Что объединяет слова морской, приморский, моряк? (Корень -мор-) Что такое корень? (Это главная значимая часть слова, в которой заключено основное лексическое значение) Что объединяет слова сонная, конный, пенный? (Наличие суффикса -н-) Что такое суффикс? (Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Что объединяет слова слон, купон, такси? (Наличие нулевого окончания) Что такое окончание? (Это изменяемая часть речи) Что объединяет слова удивляется, умываться, одеваются? (Наличие постфикса -ся) Что такое постфикс? (Это словообразующая и формообразующая морфема, стоящая после всех остальных морфем) | Учащиеся изучают изображения и определяют, что все они являются графическими обозначениями морфем. Далее они сравнивают группы слов, находят объединяющие их признаки и дают определения морфемам. | Коммуникативные: обмениваются мнениями с другими участниками беседы; формулируют ответы на вопросы учителя; строят понятные речевые высказывания. |
| Закрепление изученного материала | Задание 4 Для выполнения следующего задания вам предстоит поделиться на группы. Первая группа выполняет задание базового уровня, вторая группа – повышенного. После выполнения вам предстоит самостоятельно оценить свою работу по образцу и выставить отметку в соответствии с критериями. Обратите внимание, что уровень сложности вы выбираете самостоятельно, а отметка будет зависеть от сложности задания. Базовый уровень сложности: Сгруппировать слова по следующим признакам: Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Повышенный уровень сложности: Разобрать данные слова по составу. Молоко, молочные, молочный, кисломолочный, молочного, молочник, молочному. Берёза, подберёзовиков, подберёзовик, берёзовый, подберёзовиком, березняк, подберёзовики. Задание 5 Прочитать текст, представленный на слайде, и выписать из него однокоренные слова и формы одного и того же слова. На выходных мы с родителями поехали в лес за грибами. Я с нетерпением ждал этой поездки! Накануне папа позвонил дедушке – заядлому грибнику. Дедуля регулярно ездит в лес и привозит оттуда разнообразную добычу: грибы, ягоды, травы. Он выведал у него все грибные местечки. На следующее утро мы, вооружившись корзинами и термосом с горячим чаем, отправились на поиски маслят, подберёзовиков и подосиновиков. (Грибами, грибнику, грибные – однокоренные слова; грибами, грибы – формы одного и того же слова) Задание 6 Помните ли вы, что такое словообразовательная цепочка? (Это группа однокоренных слов, которые расположены с учётом последовательности их образования) Рассмотрите примеры словообразовательных цепочек. Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? Море – морской – приморский. Учить – учитель - учительская. Составьте словообразовательную цепочку со словами вода (1 вариант), белый (2 вариант), используя данные ниже слова. Слова для справки: белить, водный, побелить, подводный. (Вода – водный – подводный, белый – белить – побелить) | Выбирают уровень сложности, выполняют задание и осуществляют самопроверку по образцу. Выставляют себе отметки в соответствии с критериями. Читают текст и находят в нём однокоренные слова и формы одного и того же слова. Отвечают на вопрос, рассматривают и анализируют примеры словообразовательных цепочек и выполняют письменное задание. | Личностные: Коммуникативные: обмениваются мнениями с другими участниками беседы; формулируют ответы на вопросы учителя; строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают полученную оценку. |
| Подведение итогов урока | Подведём итог сегодняшнего урока. Над какой темой мы работали на уроке? Какую цель ставили в начале? Достигли ли ее? | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: Личностные: |
| Рефлексия | Прочитайте фразеологизмы, представленные на слайде, и решите, какой из них более точно передаёт вашу работу на уроке. Витал в облаках. Бил баклуши. Работал спустя рукава. Работал не покладая рук. Найдите в этих фразеологизмах однокоренные слова и укажите, какая морфема участвовала в образовании одного из этих слов. (Рук из предложения №4 и рукав из предложения №3; слово рукав образовано суффиксальным способом с помощью присоединения к корню рук- суффикса -ав) | Выбирают фразеологизм, который лучше передаёт их работу на уроке. Далее ищут два однокоренных слова и указывают способ словообразования одного из них. | Метапредметные: |
| Домашнее задание | Базовый уровень: Угадать слова по их лексическому значению. Разобрать по составу и объяснить написание. Повышенный уровень: Составить с данными словами предложения и выделить в них грамматическую основу. Металлический сосуд, предназначенный для кипячения воды и приготовления чая. Человек, который занимается ловлей рыбы. Человек, занимающийся изучением природы родного края. | Записывают домашнее задание. | Личностные: |