СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 3 четверти «Исследование проблемы «Формы бытования музыки»».

  Цели и задачи:

 - учить различать на слух малые и развитые музыкальные формы;

- дать детям увидеть, как продолжительность звучания песни, т.е. масштаб формы (крупная или малая), зависит от очень простых и понятных обстоятельств;

- на примере народного творчества рассмотреть, как рождается музыкальная форма, как жизнь определяет этот процесс;

- помочь детям почувствовать, что сложные музыкальные формы полнее и разнообразнее передают человеческие чувства, правдоподобнее «рисуют» музыкальные картины;

- дать понять, что сложные музыкальные формы в композиторской музыке лучше показывают сложность самой жизни;

- различать на слух в нотных примерах ритмический рисунок;

- познакомить с оперной арией.

Просмотр содержимого презентации
«1 кл_Урок 3.2»

Как рождается музыкальная форма Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс) Тема урока: Исследование проблемы «Формы бытования музыки» Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.

Как рождается музыкальная форма

Презентация к уроку музыки (УМК

В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс)

Тема урока: Исследование проблемы «Формы бытования музыки»

Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза

Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.

Цели и задачи

Цели и задачи

  • различать на слух малые и развитые музыкальные формы;
  • увидеть, как продолжительность звучания песни (масштаб формы) зависит от простых и понятных обстоятельств;
  • на примере народного творчества рассмотреть, как рождается музыкальная форма;
  • почувствовать, что сложные музыкальные формы полнее и разнообразнее передают человеческие чувства, правдоподобнее «рисуют» музыкальные картины;
  • понять, что сложные музыкальные формы в композиторской музыке лучше показывают сложность самой жизни;
  • различать на слух в нотных примерах ритмический рисунок;
  • познакомиться с оперной арией.
Отгадай Все герои спектакля на сцене танцуют – Не поют, не играют и не рисуют... В театре очень интересно, Если текст соединить с мелодией И потом исполнить это вместе, Прекраснее спектакля в театрах нет, Когда в спектакле все поют, Эту песню нам пела мама, Когда колыбель качала. То, что вы услышите, конечно же, Играет музыку оркестр. А называется он просто - … Слышится песня. Красиво звучит, Как же спектакль назовут? Называется легко и просто - ... Что за песня? О русских святых она говорит. В их честь песнопения звуки пролиты, И все узнают: эта песня - ... Под музыку танцы,  под музыку встряска Зовется понятно всем, просто.  То - ...

Отгадай

Все герои спектакля на сцене танцуют –

Не поют, не играют и не рисуют...

В театре очень интересно,

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

Прекраснее спектакля в театрах нет,

Когда в спектакле все поют,

Эту песню нам пела мама,

Когда колыбель качала.

То, что вы услышите, конечно же,

Играет музыку оркестр.

А называется он просто - …

Слышится песня. Красиво звучит,

Как же спектакль назовут?

Называется легко и просто - ...

Что за песня?

О русских святых она говорит.

В их честь песнопения звуки пролиты,

И все узнают: эта песня - ...

Под музыку танцы, под музыку встряска

Зовется понятно всем, просто. То - ...

Авсени, таусени, колядки, щедровки Авсень, Авсень, Таусень! Шёлковая борода, Благослови-ка, Бог, Золотая голова, Утра Новый год! Подай пирога! И святые вечера!.. Подай курочку с хохолком, Петушка с гребешком; Подай денежку с орлом И копеечку с копьём! Авсень – величально-поздравительная песня магического характера, которую пели во время святочного обряда колядования. Своё название авсени получили по рефренному восклицанию «Авсень!», повторяющемуся после каждой строки.

Авсени, таусени, колядки, щедровки

Авсень, Авсень,

Таусень!

Шёлковая борода,

Благослови-ка, Бог,

Золотая голова,

Утра Новый год!

Подай пирога!

И святые вечера!..

Подай курочку с хохолком,

Петушка с гребешком;

Подай денежку с орлом

И копеечку с копьём!

Авсень – величально-поздравительная песня магического характера, которую пели во время святочного обряда колядования. Своё название авсени получили по рефренному восклицанию «Авсень!», повторяющемуся после каждой строки.

Познавательная страничка В сю ночь, до рассвета, варили кашу Авсеню. П ринеся крупу из амбара, её не касались до тех пор, пока не истопится печь. Когда хозяйка «затирала» кашу, следовало произносить заклинания, чтобы зерно хорошо росло в будущем году. Горшок ставили в печь с поклонами. К огда каша варилась, за ней пристально наблюдали, ибо в это время можно было кое-что узнать о будущем: если каша из горшка вылезет или он треснет при варке, - дому грозит какая-то беда. Густая каша, румяная - будет хороший урожай, жидкая, бледная - недорода жди. С приметами боролись: если каша не удалась, её просто выбрасывали. А если она сулила приятные события, то её съедали. Прочитай рассказ « Авсень – новое солнышко».

Познавательная страничка

В сю ночь, до рассвета, варили кашу Авсеню.

П ринеся крупу из амбара, её не касались до тех пор, пока не истопится печь. Когда хозяйка «затирала» кашу, следовало произносить заклинания, чтобы зерно хорошо росло в будущем году. Горшок ставили в печь с поклонами.

К огда каша варилась, за ней пристально наблюдали, ибо в это время можно было кое-что узнать о будущем: если каша из горшка вылезет или он треснет при варке, - дому грозит какая-то беда. Густая каша, румяная - будет хороший урожай, жидкая, бледная - недорода жди.

С приметами боролись: если каша не удалась, её просто выбрасывали. А если она сулила приятные события, то её съедали.

Прочитай рассказ « Авсень – новое солнышко».

Рождение формы Как во поле, поле Таусень! Таусень! – Мы ходили гулять. Сосенка стояла, зелена, кудрява… Таусень! Таусень! – По святым вечерам. Ехали бояре - сосенку срубали,- Таусень! Таусень! – К отцу-дьякону зашли. Ой, Авсень, ой, Авсень – Таусень! Таусень! – Иво дома нет. Сосенку срубали… Таусень! Таусень! – Он уехал у поля. Таусень! Таусень! – Пашаничку сеять… А на кой срубали? – Мостик помостили… Ой, Авсень, ой, Авсень – Мостик помостили…

Рождение формы

Как во поле, поле

Таусень! Таусень! – Мы ходили гулять.

Сосенка стояла, зелена, кудрява…

Таусень! Таусень! – По святым вечерам.

Ехали бояре - сосенку срубали,-

Таусень! Таусень! – К отцу-дьякону зашли.

Ой, Авсень, ой, Авсень –

Таусень! Таусень! – Иво дома нет.

Сосенку срубали…

Таусень! Таусень! – Он уехал у поля.

Таусень! Таусень! – Пашаничку сеять…

А на кой срубали? –

Мостик помостили…

Ой, Авсень, ой, Авсень –

Мостик помостили…

  • Прочитай старинные авсени. Какая особенность в них проявляется?
Рождение формы В старину песни-авсени были длинными, «долгими» и содержали много интересных сюжетов, позволяющих взглянуть на духовный мир наших предков. И чем продолжительнее звучание песни, тем больше и крупнее становится форма. П ростое в жизни (а, значит, и в музыке) может быть достаточно длинным, пространным. И это происходит само по себе - складывается из простого повтора.

Рождение формы

В старину песни-авсени были длинными, «долгими» и содержали много интересных сюжетов, позволяющих взглянуть на духовный мир наших предков.

И чем продолжительнее звучание песни, тем больше и крупнее становится форма.

П ростое в жизни (а, значит, и в музыке) может быть достаточно длинным, пространным. И это происходит само по себе - складывается из простого повтора.

Мы - исполнители

Мы - исполнители

Мы - исполнители

Мы - исполнители

Вывод Образование масштабной музыкальной формы: чем больше народа собиралось – тем больше становилось куплетов. В этом суть и красота народного обряда: повтор создаёт магию действа,  ощущение постоянства и неизменности круговорота жизни.

Вывод

Образование масштабной музыкальной формы: чем больше народа собиралось – тем больше становилось куплетов.

В этом суть и красота народного обряда: повтор создаёт магию действа, ощущение постоянства и неизменности круговорота жизни.

Формы композиторской музыки П рослушай, вспомни Фортепианный концерт Э. Грига. П одумай, почему в нём содержится много разнохарактерных образов? Композиторы старались показать сложность жизни. А эта сложность закономерно требовала противостояния разных музыкально-образных смыслов. Показать противостояние разных образов можно только в крупных, сложных музыкальных формах.

Формы композиторской музыки

  • П рослушай, вспомни Фортепианный концерт Э. Грига.
  • П одумай, почему в нём содержится много разнохарактерных образов?

Композиторы старались показать сложность жизни. А эта сложность закономерно требовала противостояния разных музыкально-образных смыслов.

Показать противостояние разных образов можно только в крупных, сложных музыкальных формах.

Формы композиторской музыки

Формы композиторской музыки

  • Прослушай музыкальную картину-концерт итальянского композитора А. Вивальди . Определи время года.
  • Как композитор передаёт в музыке зимнее настроение?
  • Подумай, какую форму избрал композитор, чтобы передать образ зимы – простую или сложную? Почему?
Рассмотри картину И. Шишкина «Зима». Что ты видишь? А что слышишь? Как ты думаешь - зима здесь очень холодная? Похожа она на зиму, изображённую в музыке А. Вивальди? Если бы ты был композитором, то какими звуками нарисовал бы холод? (Регистры - низкий, средний, высокий.) Какую бы музыкальную форму избрал бы для твоей музыкальной картины – простую? Сложную? Почему?
  • Рассмотри картину И. Шишкина «Зима». Что ты видишь? А что слышишь?
  • Как ты думаешь - зима здесь очень холодная?
  • Похожа она на зиму, изображённую в музыке А. Вивальди?
  • Если бы ты был композитором, то какими звуками нарисовал бы холод? (Регистры - низкий, средний, высокий.)
  • Какую бы музыкальную форму избрал бы для твоей музыкальной картины – простую? Сложную? Почему?
Мы играем Белый пух, снежный пух – Всё-всё-всё в пуху вокруг. Пух на шапках, пух на шубках, Пух на бровках, пух на губках. Как щекотно, ух! Кто щекочет? - Пух! Н. Перунов Мы замёрзли… Греем ручки, греем ножки!

Мы играем

Белый пух, снежный пух –

Всё-всё-всё в пуху вокруг.

Пух на шапках, пух на шубках,

Пух на бровках, пух на губках.

Как щекотно, ух! Кто щекочет?

- Пух!

Н. Перунов

Мы замёрзли… Греем ручки, греем ножки!

Формы композиторской музыки Прослушай музыкальное произведение. Как думаешь, это песня? Можно ли сказать, что произведение имеет форму песни – куплетную форму? Почему? Бельканто  (итал.) - «красивое пение». Эта техника виртуозного пения , характеризующаяся плавным переходом от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской, требует специального обучения . Ария (итал. «aria» - «дыхание») - сольная партия героя в опере или оперетте. С помощью арии герой рассказывает о своих мыслях и переживаниях. 

Формы композиторской музыки

  • Прослушай музыкальное произведение. Как думаешь, это песня?
  • Можно ли сказать, что произведение имеет форму песни – куплетную форму? Почему?

Бельканто  (итал.) - «красивое пение».

Эта техника виртуозного пения , характеризующаяся плавным переходом от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской, требует специального обучения .

Ария (итал. «aria» - «дыхание») - сольная партия героя в опере или оперетте.

С помощью арии герой рассказывает о своих мыслях и переживаниях. 

Формы композиторской музыки  Ария «Casta Diva» из оперы «Норма» - самая сложная оперная ария всех времён. Целомудренная Дева! Сюжет оперы переносит нас в древние времена в Галлию, захваченную римскими легионами Цезаря.  Страсти бушуют нешуточные, а заканчивается спектакль сожжением на костре главных героев.  Серебришь ты дивным взором Знаменитую арию «Casta Diva» жрица Норма начинает с обращения к луне и призыва к миру. Она поёт о любви, которую хранит в своём сердце. Вековой сей бор священный. Обрати к нам лик нетленный, Ясным светом озари. Целомудренная Дева, Укроти страстей горенье И умерь пыл дерзновенный. На земле покой блаженный, Как на небе, водвори. (Перевод)

Формы композиторской музыки

Ария «Casta Diva» из оперы «Норма» - самая сложная оперная ария всех времён.

Целомудренная Дева!

Сюжет оперы переносит нас в древние времена в Галлию, захваченную римскими легионами Цезаря. Страсти бушуют нешуточные, а заканчивается спектакль сожжением на костре главных героев.

Серебришь ты дивным взором

Знаменитую арию «Casta Diva» жрица Норма начинает с обращения к луне и призыва к миру. Она поёт о любви, которую хранит в своём сердце.

Вековой сей бор священный.

Обрати к нам лик нетленный,

Ясным светом озари.

Целомудренная Дева,

Укроти страстей горенье

И умерь пыл дерзновенный.

На земле покой блаженный,

Как на небе, водвори.

(Перевод)

Формы композиторской музыки Прослушай повторно арию «Каста Дива» из оперы Беллини «Норма» , попытайся почувствовать и представить сияние луны в этой неземной музыке, ощущение покоя, безмятежности. К какой форме отнесёшь арию – к простой или сложной? ЗАПОМНИ! Композиторы выбирают ту или иную музыкальную форму с целью раскрыть слушателям музыкальный образ с его мыслями, чувствами, переживаниями героев.

Формы композиторской музыки

  • Прослушай повторно арию «Каста Дива» из оперы Беллини «Норма» , попытайся почувствовать и представить сияние луны в этой неземной музыке, ощущение покоя, безмятежности.
  • К какой форме отнесёшь арию – к простой или сложной?

ЗАПОМНИ!

Композиторы выбирают ту или иную музыкальную форму с целью раскрыть слушателям музыкальный образ с его мыслями, чувствами, переживаниями героев.

Итог Музыка умеет выражать человеческие чувства, изображать картины природы. Композиторы для построения музыки используют различные музыкальные формы. Ария, опера – это жанры высокого искусства. Их музыкальные формы, чтобы лучше и полнее раскрыть представленные образы, конечно же, будут сложными. Домашнее задание.  Нарисуй зиму. Какие цвета ты используешь?

Итог

Музыка умеет выражать человеческие чувства, изображать картины природы.

Композиторы для построения музыки используют различные музыкальные формы.

Ария, опера – это жанры высокого искусства. Их музыкальные формы, чтобы лучше и полнее раскрыть представленные образы, конечно же, будут сложными.

Домашнее задание. Нарисуй зиму. Какие цвета ты используешь?

Для меня сегодняшний урок… Что я узнал нового о музыкальных формах? 2) Я на уроке: 3) Итог. Я …

Для меня сегодняшний урок…

  • Что я узнал нового о музыкальных формах?

2) Я на уроке:

3) Итог. Я …

  • На уроке мне было:
  • Работал
  • Отдыхал
  • Помогал другим
  • Понял материал
  • Узнал больше, чем знал
  • Не понял
  • Интересно
  • Скучно
  • Безразлично
Используемые ресурсы

Используемые ресурсы

  • http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki
  • http://ruhistor.ru/category/kultura-i-byt/folklor
  • http://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/
  • https://vk.com/pokonroda
  • https://www.liveinternet.ru/journal_post
  • https://www.pagans.su/stati/etnografiya

Просмотр содержимого презентации
«1_Авсень. Новое солнышко»

Авсень. Новое солнышко

Авсень. Новое солнышко

Тяжела зима, ночная тьма чудится бесконечной, страшно воют волки рядом с деревней. - Дедушко, а ежели солнце навсегда уплывёт в другие царства-государства, как жить будем? - вопрошает седобородого старца пятилетний внук. - Не боись, - отвечает дед. - Вот приедет к нам скоро Авсень - он нам новое солнышко и зажжёт. В полдень вся деревня высыпала на берег застывшего ручья. Мужики сгружают с воза несколько брёвен, берутся за топоры, а бабы дружно голосят:

Тяжела зима, ночная тьма чудится бесконечной, страшно воют волки рядом с деревней.

- Дедушко, а ежели солнце навсегда уплывёт в другие царства-государства, как жить будем? - вопрошает седобородого старца пятилетний внук.

- Не боись, - отвечает дед. - Вот приедет к нам скоро Авсень - он нам новое солнышко и зажжёт.

В полдень вся деревня высыпала на берег застывшего ручья. Мужики сгружают с воза несколько брёвен, берутся за топоры, а бабы дружно голосят:

Мосточек мостили, Сукном устилали, Гвоздьми забивали. Ай, Авсень, ай, Авсень! Кому ж, кому ехать По тому мосточку? Там ехать Авсеню. Ай, Авсень, ай, Авсень!

Мосточек мостили,

Сукном устилали,

Гвоздьми забивали.

Ай, Авсень, ай, Авсень!

Кому ж, кому ехать

По тому мосточку?

Там ехать Авсеню.

Ай, Авсень, ай, Авсень!

И вот уже подъезжают от опушки леса к новому мосту два распрекрасных молодца в вывороченных тулупах. Один - на золотисто-рыжем, как солнце, коне, а другой - на златощетинном борове. Конник держит на шесте просмолённое тележное колесо, его спутник - копьё, на конце коего - пучок соломы. Когда оба гостя останавливаются на середине моста, селяне дружно кричат: - Добро пожаловать, Весна, новогодье! Милости просим, Авсень! Возжигай свет-солнышко, возжигай!

И вот уже подъезжают от опушки леса к новому мосту два распрекрасных молодца в вывороченных тулупах. Один - на золотисто-рыжем, как солнце, коне, а другой - на златощетинном борове. Конник держит на шесте просмолённое тележное колесо, его спутник - копьё, на конце коего - пучок соломы.

Когда оба гостя останавливаются на середине моста, селяне дружно кричат:

- Добро пожаловать, Весна, новогодье! Милости просим, Авсень! Возжигай свет-солнышко, возжигай!

Авсень чиркает огнивом, запаливает паклю, подносит конец копья к колесу - оно тоже вспыхивает. Песни, веселье, смех! Парни раскладывают большой костёр, на нём жарят на вертелах мясо. Девушки разливают по кружкам медовуху. Внук глядит на небо, на играющее лучами солнце: - Дедушко, а и впрямь новое солнышко ярче старого! Ай, да Авсень!

Авсень чиркает огнивом, запаливает паклю, подносит конец копья к колесу - оно тоже вспыхивает. Песни, веселье, смех! Парни раскладывают большой костёр, на нём жарят на вертелах мясо. Девушки разливают по кружкам медовуху.

Внук глядит на небо, на играющее лучами солнце:

- Дедушко, а и впрямь новое солнышко ярче старого! Ай, да Авсень!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!