Как рождается музыкальная форма
Презентация к уроку музыки (УМК
В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс)
Тема урока: Исследование проблемы «Формы бытования музыки»
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.
Цели и задачи
- различать на слух малые и развитые музыкальные формы;
- увидеть, как продолжительность звучания песни (масштаб формы) зависит от простых и понятных обстоятельств;
- на примере народного творчества рассмотреть, как рождается музыкальная форма;
- почувствовать, что сложные музыкальные формы полнее и разнообразнее передают человеческие чувства, правдоподобнее «рисуют» музыкальные картины;
- понять, что сложные музыкальные формы в композиторской музыке лучше показывают сложность самой жизни;
- различать на слух в нотных примерах ритмический рисунок;
- познакомиться с оперной арией.
Отгадай
Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют...
В театре очень интересно,
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
Прекраснее спектакля в театрах нет,
Когда в спектакле все поют,
Эту песню нам пела мама,
Когда колыбель качала.
То, что вы услышите, конечно же,
Играет музыку оркестр.
А называется он просто - …
Слышится песня. Красиво звучит,
Как же спектакль назовут?
Называется легко и просто - ...
Что за песня?
О русских святых она говорит.
В их честь песнопения звуки пролиты,
И все узнают: эта песня - ...
Под музыку танцы, под музыку встряска
Зовется понятно всем, просто. То - ...
Авсени, таусени, колядки, щедровки
Авсень, Авсень,
Таусень!
Шёлковая борода,
Благослови-ка, Бог,
Золотая голова,
Утра Новый год!
Подай пирога!
И святые вечера!..
Подай курочку с хохолком,
Петушка с гребешком;
Подай денежку с орлом
И копеечку с копьём!
Авсень – величально-поздравительная песня магического характера, которую пели во время святочного обряда колядования. Своё название авсени получили по рефренному восклицанию «Авсень!», повторяющемуся после каждой строки.
Познавательная страничка
В сю ночь, до рассвета, варили кашу Авсеню.
П ринеся крупу из амбара, её не касались до тех пор, пока не истопится печь. Когда хозяйка «затирала» кашу, следовало произносить заклинания, чтобы зерно хорошо росло в будущем году. Горшок ставили в печь с поклонами.
К огда каша варилась, за ней пристально наблюдали, ибо в это время можно было кое-что узнать о будущем: если каша из горшка вылезет или он треснет при варке, - дому грозит какая-то беда. Густая каша, румяная - будет хороший урожай, жидкая, бледная - недорода жди.
С приметами боролись: если каша не удалась, её просто выбрасывали. А если она сулила приятные события, то её съедали.
Прочитай рассказ « Авсень – новое солнышко».
Рождение формы
Как во поле, поле
Таусень! Таусень! – Мы ходили гулять.
Сосенка стояла, зелена, кудрява…
Таусень! Таусень! – По святым вечерам.
Ехали бояре - сосенку срубали,-
Таусень! Таусень! – К отцу-дьякону зашли.
Ой, Авсень, ой, Авсень –
Таусень! Таусень! – Иво дома нет.
Сосенку срубали…
Таусень! Таусень! – Он уехал у поля.
Таусень! Таусень! – Пашаничку сеять…
А на кой срубали? –
Мостик помостили…
Ой, Авсень, ой, Авсень –
Мостик помостили…
- Прочитай старинные авсени. Какая особенность в них проявляется?
Рождение формы
В старину песни-авсени были длинными, «долгими» и содержали много интересных сюжетов, позволяющих взглянуть на духовный мир наших предков.
И чем продолжительнее звучание песни, тем больше и крупнее становится форма.
П ростое в жизни (а, значит, и в музыке) может быть достаточно длинным, пространным. И это происходит само по себе - складывается из простого повтора.
Мы - исполнители
Мы - исполнители
Вывод
Образование масштабной музыкальной формы: чем больше народа собиралось – тем больше становилось куплетов.
В этом суть и красота народного обряда: повтор создаёт магию действа, ощущение постоянства и неизменности круговорота жизни.
Формы композиторской музыки
- П рослушай, вспомни Фортепианный концерт Э. Грига.
- П одумай, почему в нём содержится много разнохарактерных образов?
Композиторы старались показать сложность жизни. А эта сложность закономерно требовала противостояния разных музыкально-образных смыслов.
Показать противостояние разных образов можно только в крупных, сложных музыкальных формах.
Формы композиторской музыки
- Прослушай музыкальную картину-концерт итальянского композитора А. Вивальди . Определи время года.
- Как композитор передаёт в музыке зимнее настроение?
- Подумай, какую форму избрал композитор, чтобы передать образ зимы – простую или сложную? Почему?
- Рассмотри картину И. Шишкина «Зима». Что ты видишь? А что слышишь?
- Как ты думаешь - зима здесь очень холодная?
- Похожа она на зиму, изображённую в музыке А. Вивальди?
- Если бы ты был композитором, то какими звуками нарисовал бы холод? (Регистры - низкий, средний, высокий.)
- Какую бы музыкальную форму избрал бы для твоей музыкальной картины – простую? Сложную? Почему?
Мы играем
Белый пух, снежный пух –
Всё-всё-всё в пуху вокруг.
Пух на шапках, пух на шубках,
Пух на бровках, пух на губках.
Как щекотно, ух! Кто щекочет?
- Пух!
Н. Перунов
Мы замёрзли… Греем ручки, греем ножки!
Формы композиторской музыки
- Прослушай музыкальное произведение. Как думаешь, это песня?
- Можно ли сказать, что произведение имеет форму песни – куплетную форму? Почему?
Бельканто (итал.) - «красивое пение».
Эта техника виртуозного пения , характеризующаяся плавным переходом от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской, требует специального обучения .
Ария (итал. «aria» - «дыхание») - сольная партия героя в опере или оперетте.
С помощью арии герой рассказывает о своих мыслях и переживаниях.
Формы композиторской музыки
Ария «Casta Diva» из оперы «Норма» - самая сложная оперная ария всех времён.
Целомудренная Дева!
Сюжет оперы переносит нас в древние времена в Галлию, захваченную римскими легионами Цезаря. Страсти бушуют нешуточные, а заканчивается спектакль сожжением на костре главных героев.
Серебришь ты дивным взором
Знаменитую арию «Casta Diva» жрица Норма начинает с обращения к луне и призыва к миру. Она поёт о любви, которую хранит в своём сердце.
Вековой сей бор священный.
Обрати к нам лик нетленный,
Ясным светом озари.
Целомудренная Дева,
Укроти страстей горенье
И умерь пыл дерзновенный.
На земле покой блаженный,
Как на небе, водвори.
(Перевод)
Формы композиторской музыки
- Прослушай повторно арию «Каста Дива» из оперы Беллини «Норма» , попытайся почувствовать и представить сияние луны в этой неземной музыке, ощущение покоя, безмятежности.
- К какой форме отнесёшь арию – к простой или сложной?
ЗАПОМНИ!
Композиторы выбирают ту или иную музыкальную форму с целью раскрыть слушателям музыкальный образ с его мыслями, чувствами, переживаниями героев.
Итог
Музыка умеет выражать человеческие чувства, изображать картины природы.
Композиторы для построения музыки используют различные музыкальные формы.
Ария, опера – это жанры высокого искусства. Их музыкальные формы, чтобы лучше и полнее раскрыть представленные образы, конечно же, будут сложными.
Домашнее задание. Нарисуй зиму. Какие цвета ты используешь?
Для меня сегодняшний урок…
- Что я узнал нового о музыкальных формах?
2) Я на уроке:
3) Итог. Я …
- Работал
- Отдыхал
- Помогал другим
- Понял материал
- Узнал больше, чем знал
- Не понял
- Интересно
- Скучно
- Безразлично
Используемые ресурсы
- http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki
- http://ruhistor.ru/category/kultura-i-byt/folklor
- http://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/
- https://vk.com/pokonroda
- https://www.liveinternet.ru/journal_post
- https://www.pagans.su/stati/etnografiya