ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж»
Открытый урок русского языка
на тему: « Нормы употребления числительных
в речи »
преподаватель О.А. Калюга
2024-2025 уч.год
«Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»
А.Н. Толстой
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
А. Н. Толстой
. «Трудно, товарищи, говорить по-русски!»
М. М. Зощенко « Обезьяний язык»
В.Шефнер «Русская речь»
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
(1915–2002)
советский литератор, поэт, переводчик, прозаик, писатель-фантаст и фронтовой корреспондент .
«Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Н. Толстой
точность
богатство
логичность
правильность
Речевое мастерство
выразительность
благозвучие
ясность
уместность
Грамматические ошибки
Г1
Ошибочное словообразование.
Г2
Нарушение норм согласования
Р1
Г3
Речевые ошибки
Г4
Употребление слова в несвойственном ему значении
Р2
Нарушение норм управления
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов
Г5
Р3
Г6
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Неудачное употребление местоимений
Р4
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Г7
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох;
Р5
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Г8
Р6
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ;
Г9
Р7
Ошибки в построении сложного предложения
Смешение прямой и косвенной речи
Г10
Нарушение лексической сочетаемости
Р8
Нарушение границ предложения
Г11
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Р9
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Г12
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
Р10
Пропуск члена предложения (эллипсис)
Неоправданное повторение слова
Р11
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Р12
Употребление лишних слов, лексическая избыточность
РАБОТА В ГРУППАХ Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
«Посетитель почтенный, седой – купит и подарит после. Только и делов!». («Монастырь»)
«Мой знакомый поэт очень, между прочим, хвалил ихнюю европейскую чистоту». («Западня»)
«У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите» . («Стакан»)
«Это, говорит, каждый гражданин настрижет веревок – польт не напасешься». («Баня»)
«Молоденькая дамочка, хорошенькая из себя. Черненькая брюнеточка». («На живца»)
«И сразу как-то она мне ужасно понравилась». («Аристократка»)
И наконец слег человек, прямо скажем, без задних ног». («Мелкота»)
«И пища жирная, и уход внимательный, и на весах вешают, и скука между тем». («Чудный отдых»)
Михаил Михайлович Зощенко
(1894–1958) — советский писатель, драматург, сценарист.
«К огда человек не знает, к какой пристани он держит путь , для него ни один ветер не будет попутным» Сенека
Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель .
Сенека был приверженцем стоической философии – стоиком. Это учение предполагает невозмутимость перед жизнью и судьбой, бесчувственность, свободу от внешних обстоятельств.
За годы жизни им было написано 12 трактатов и 9 трагедий, его афоризмы до сих пор имеют жизненную силу.
Марина Яковлевна Гловинская , доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русского языка имени В.В.Виноградова
В своей статье «Изменения в склонении числительных в русском языке на рубеже XX-XXI веков», опубликованного в сборнике статей «Язык в движении…» в 2007 году, пишет: «Одними из наиболее частых ошибок, которые допускаются в современной русской речи, являются ошибки в формообразовании и употреблении имен числительных… Принято считать, что интенсивность нарушения норм склонения имен числительных усилилась в конце XX в. с появлением «свободного политического дискурса».
1936-2022
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ДИСКУРС
Большой толковый словарь русского языка
ДИСКУРС , -а; м. [от лат. discursus - речь, разговор]. 1. Лингв., психол. Беседа, текст; речевая деятельность (как объект лингвистического исследования). Анализ дискурса. Подменить тему дискурса. // Основное содержание текста, речевого акта. Д. разговора сводился к просьбе о помощи. 2. Филос. Рассуждение, обладающее понятийной и логической связанностью причин и следствий. Дискурсный, -ая, -ое.
Политический дискурс в лингвистике — это определённый вид практической речевой деятельности, структурированный текстами и обслуживающий политические процессы
ТЕМА: «Нормы употребления числительных в речи»
Цели:
- Образовательная – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного, научиться правильно произносить числительные и использовать знания о них в повседневной жизни.
- Развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.
- Воспитывающая – воспитывать интерес к истории края и малой родины.
Журналист, редактор, учитель, диктор, ведущий, писатель, экономист, бухгалтер
«В сё зримое – глазу!» Я.А.Коменский
- Создал первую в истории педагогики научную теорию обучения — дидактику , подчинённую идее всестороннего развития личности.
- Разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией .
- Выделил основные принципы обучения : наглядность, последовательность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения.
- Ввёл в процесс образования понятие классно-урочной системы .
- Полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества .
- Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Истинная любовь к своему языку немыслима без любви к своей стране.
23 июля 1792 – 22 ноября 1878 гг .
Мое село
Посмотрите, на карту края,
В самом центре лежит село.
И название его простое -
Александровское оно.
Если ты никогда у нас не был,
Приезжай к нам - полюбишь его,
Потому что, на всем белом свете
Я уверен - такое одно.
Анатолий Минаков
Гора «Красная»
ОРОНИМЫ
«Бегемот»
«Лягушка»
« Каменные сараи»
«Каменные столбы»
Гора «Самохвалова »
река «Томузловка »
родник «Вдовий колодец»
река «Горькая»
« Свято-троицкий источник »
Памятник танкистам 44-й армии
Памятник – мемориал павшим героям в годы Гражданской и
Великой Отечественной войн
Памятник ученикам и учителям, погибшим в годы Вов (МОУ СОШ №1)
«Трудно , товарищи, говорить по-русски!» М.М. Зощенко
Домашнее задание.
Подготовить сообщение на тему:
«Числительные в моей профессии».