СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Нормы употребления числительных в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Нормы употребления числительных в речи"»

ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж» Открытый урок русского языка  на тему: « Нормы употребления числительных в речи »   преподаватель О.А. Калюга     2024-2025 уч.год

ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж»

Открытый урок русского языка

на тему: « Нормы употребления числительных

в речи »

преподаватель О.А. Калюга

2024-2025 уч.год

«Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Н. Толстой «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего  ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».  А. Н. Толстой  . «Трудно, товарищи, говорить по-русски!»  М. М. Зощенко « Обезьяний язык» 

«Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»

А.Н. Толстой

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

А. Н. Толстой

. «Трудно, товарищи, говорить по-русски!» 

М. М. Зощенко « Обезьяний язык» 

 В.Шефнер «Русская речь» Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни. (1915–2002) советский литератор, поэт, переводчик, прозаик, писатель-фантаст и фронтовой корреспондент .

В.Шефнер «Русская речь»

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

(1915–2002)

советский литератор, поэт, переводчик, прозаик, писатель-фантаст и фронтовой корреспондент .

 «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»  А.Н. Толстой   точность богатство логичность правильность Речевое мастерство выразительность благозвучие ясность уместность

«Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Н. Толстой

точность

богатство

логичность

правильность

Речевое мастерство

выразительность

благозвучие

ясность

уместность

Грамматические ошибки

Г1

Ошибочное словообразование.

Г2

Нарушение норм согласования

Р1

Г3

Речевые ошибки

Г4

Употребление слова в несвойственном ему значении

Р2

Нарушение норм управления

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  

 

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов  

Г5

Р3

Г6

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Неудачное употребление местоимений

Р4

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Г7

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох;

Р5

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Г8

Р6

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ;

Г9

Р7

Ошибки в построении сложного предложения

Смешение прямой и косвенной речи

Г10

Нарушение лексической сочетаемости  

Р8

Нарушение границ предложения

Г11

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Р9

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Г12

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Р10

Пропуск члена предложения (эллипсис)

Неоправданное повторение слова

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

РАБОТА В ГРУППАХ  Найдите и исправьте ошибки в предложениях. «Посетитель почтенный, седой – купит и подарит после. Только и делов!».   («Монастырь») «Мой знакомый поэт очень, между прочим, хвалил ихнюю европейскую чистоту».   («Западня») «У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите» . («Стакан») «Это, говорит, каждый гражданин настрижет веревок – польт не напасешься».   («Баня») «Молоденькая дамочка, хорошенькая из себя. Черненькая брюнеточка».  («На живца») «И сразу как-то она мне ужасно понравилась».   («Аристократка») И наконец слег человек, прямо скажем, без задних ног».   («Мелкота») «И пища жирная, и уход внимательный, и на весах вешают, и скука между тем».   («Чудный отдых»)

РАБОТА В ГРУППАХ Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

«Посетитель почтенный, седой – купит и подарит после. Только и делов!».   («Монастырь»)

«Мой знакомый поэт очень, между прочим, хвалил ихнюю европейскую чистоту».   («Западня»)

«У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите» . («Стакан»)

«Это, говорит, каждый гражданин настрижет веревок – польт не напасешься».   («Баня»)

«Молоденькая дамочка, хорошенькая из себя. Черненькая брюнеточка». («На живца»)

«И сразу как-то она мне ужасно понравилась».   («Аристократка»)

И наконец слег человек, прямо скажем, без задних ног».   («Мелкота»)

«И пища жирная, и уход внимательный, и на весах вешают, и скука между тем».   («Чудный отдых»)

Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958) — советский писатель, драматург, сценарист.

Михаил Михайлович Зощенко

(1894–1958) — советский писатель, драматург, сценарист.

«К огда человек не знает, к какой пристани он держит путь , для него ни один ветер не будет попутным»  Сенека   Луций Анней Сенека  (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) —  римский философ-стоик, поэт и государственный деятель .  Сенека был приверженцем стоической философии – стоиком. Это учение предполагает невозмутимость перед жизнью и судьбой, бесчувственность, свободу от внешних обстоятельств. За годы жизни им было написано 12 трактатов и 9 трагедий, его афоризмы до сих пор имеют жизненную силу.

«К огда человек не знает, к какой пристани он держит путь , для него ни один ветер не будет попутным» Сенека

Луций Анней Сенека  (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) —  римский философ-стоик, поэт и государственный деятель

Сенека был приверженцем стоической философии – стоиком. Это учение предполагает невозмутимость перед жизнью и судьбой, бесчувственность, свободу от внешних обстоятельств.

За годы жизни им было написано 12 трактатов и 9 трагедий, его афоризмы до сих пор имеют жизненную силу.

Марина Яковлевна Гловинская , доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русского языка имени В.В.Виноградова  В своей статье «Изменения в склонении числительных в русском языке на рубеже XX-XXI веков», опубликованного в сборнике статей «Язык в движении…» в 2007 году, пишет: «Одними из наиболее частых ошибок, которые допускаются в современной русской речи, являются ошибки в формообразовании и употреблении имен числительных… Принято считать, что интенсивность нарушения норм склонения имен числительных усилилась в конце XX в. с появлением «свободного политического дискурса». 1936-2022

Марина Яковлевна Гловинская , доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русского языка имени В.В.Виноградова

В своей статье «Изменения в склонении числительных в русском языке на рубеже XX-XXI веков», опубликованного в сборнике статей «Язык в движении…» в 2007 году, пишет: «Одними из наиболее частых ошибок, которые допускаются в современной русской речи, являются ошибки в формообразовании и употреблении имен числительных… Принято считать, что интенсивность нарушения норм склонения имен числительных усилилась в конце XX в. с появлением «свободного политического дискурса».

1936-2022

 СЛОВАРНАЯ РАБОТА   ДИСКУРС Большой толковый словарь русского языка ДИСКУРС , -а; м. [от лат. discursus - речь, разговор]. 1.  Лингв., психол.  Беседа, текст; речевая деятельность (как объект лингвистического исследования). Анализ дискурса. Подменить тему дискурса. // Основное содержание текста, речевого акта. Д. разговора сводился к просьбе о помощи. 2.  Филос.  Рассуждение, обладающее понятийной и логической связанностью причин и следствий. Дискурсный, -ая, -ое.   Политический дискурс в лингвистике — это определённый вид практической речевой деятельности, структурированный текстами и обслуживающий политические процессы

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

ДИСКУРС

Большой толковый словарь русского языка

ДИСКУРС , -а; м. [от лат. discursus - речь, разговор]. 1.  Лингв., психол.  Беседа, текст; речевая деятельность (как объект лингвистического исследования). Анализ дискурса. Подменить тему дискурса. // Основное содержание текста, речевого акта. Д. разговора сводился к просьбе о помощи. 2.  Филос.  Рассуждение, обладающее понятийной и логической связанностью причин и следствий. Дискурсный, -ая, -ое.

 

Политический дискурс в лингвистике — это определённый вид практической речевой деятельности, структурированный текстами и обслуживающий политические процессы

ТЕМА: «Нормы употребления числительных в речи» Цели: Образовательная  – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного, научиться правильно произносить числительные и использовать знания о них в повседневной жизни. Развивающая  – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память. Воспитывающая  – воспитывать интерес к истории края и малой родины.

ТЕМА: «Нормы употребления числительных в речи»

Цели:

  • Образовательная  – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного, научиться правильно произносить числительные и использовать знания о них в повседневной жизни.
  • Развивающая  – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.
  • Воспитывающая  – воспитывать интерес к истории края и малой родины.

Журналист, редактор, учитель, диктор, ведущий, писатель, экономист, бухгалтер

Журналист, редактор, учитель, диктор, ведущий, писатель, экономист, бухгалтер

«В сё зримое – глазу!»  Я.А.Коменский Создал первую в истории педагогики научную теорию обучения — дидактику , подчинённую идее всестороннего развития личности.  Разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией . Выделил основные принципы обучения : наглядность, последовательность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения.  Ввёл в процесс образования понятие классно-урочной системы .  Полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества  . Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. 

«В сё зримое – глазу!» Я.А.Коменский

  • Создал первую в истории педагогики научную теорию обучения — дидактику , подчинённую идее всестороннего развития личности. 
  • Разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией .
  • Выделил основные принципы обучения : наглядность, последовательность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения. 
  • Ввёл в процесс образования понятие классно-урочной системы
  • Полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества  .
  • Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. 
Истинная любовь к своему языку немыслима без любви к своей стране. 23 июля 1792 – 22 ноября 1878 гг .

Истинная любовь к своему языку немыслима без любви к своей стране.

23 июля 1792 – 22 ноября 1878 гг .

Мое село Посмотрите, на карту края, В самом центре лежит село. И название его простое - Александровское оно. Если ты никогда у нас не был, Приезжай к нам - полюбишь его, Потому что, на всем белом свете Я уверен - такое одно. Анатолий Минаков

Мое село

Посмотрите, на карту края,

В самом центре лежит село.

И название его простое -

Александровское оно.

Если ты никогда у нас не был,

Приезжай к нам - полюбишь его,

Потому что, на всем белом свете

Я уверен - такое одно.

Анатолий Минаков

Гора «Красная»  ОРОНИМЫ «Бегемот» «Лягушка» « Каменные сараи» «Каменные столбы» Гора «Самохвалова »

Гора «Красная»

ОРОНИМЫ

«Бегемот»

«Лягушка»

« Каменные сараи»

«Каменные столбы»

Гора «Самохвалова »

река «Томузловка » родник «Вдовий колодец» река «Горькая» « Свято-троицкий источник »

река «Томузловка »

родник «Вдовий колодец»

река «Горькая»

« Свято-троицкий источник »

Памятник танкистам 44-й армии Памятник – мемориал павшим героям в годы Гражданской и Великой Отечественной войн Памятник ученикам и учителям, погибшим в годы Вов (МОУ СОШ №1)

Памятник танкистам 44-й армии

Памятник – мемориал павшим героям в годы Гражданской и

Великой Отечественной войн

Памятник ученикам и учителям, погибшим в годы Вов (МОУ СОШ №1)

«Трудно , товарищи, говорить по-русски!»  М.М. Зощенко  Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему: «Числительные в моей профессии».

«Трудно , товарищи, говорить по-русски!» М.М. Зощенко

Домашнее задание.

Подготовить сообщение на тему:

«Числительные в моей профессии».