СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Виды подчинения придаточных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  к уроку русского языка по теме "Виды подчинения придаточных"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Виды подчинения придаточных"»

 Виды придаточных предложений

Виды придаточных предложений

Орфоэпическая работа. Ожил, крапИва, щавЕль, звонИт, одолжИт, бралА, занятА, алфавИт, включИт, понялА, чЕрпать, тОрты, зонтЫ, газопровОд, красИвее, срЕдства, ходАтайствовать .

Орфоэпическая работа.

Ожил, крапИва, щавЕль, звонИт, одолжИт,

бралА, занятА, алфавИт, включИт, понялА, чЕрпать, тОрты, зонтЫ, газопровОд, красИвее, срЕдства, ходАтайствовать .

Орфографическая работа. Об_ятельный, сопост_вление, л_шиться, неисс_каемый, погл_щать, бл_госл_влять, просв_титель, преод_леть, препод_ватель, посв_щение, обн_жённый, изв_нить, укр_тить, бл_год_рить, пок_рить, сокр_тить, ок_янный, пок_рать, усм_рить

Орфографическая работа.

  • Об_ятельный, сопост_вление, л_шиться, неисс_каемый, погл_щать, бл_госл_влять, просв_титель, преод_леть, препод_ватель, посв_щение, обн_жённый, изв_нить, укр_тить, бл_год_рить, пок_рить, сокр_тить, ок_янный, пок_рать, усм_рить
Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм 1) (7) И ребята у неё мал мала меньше. 2) (10) - Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало. 3) (19) Есть веревочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик. 4) (15) Только смотри - никому не отдавай узелок! мал – мала меньше

Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм

  • 1) (7) И ребята у неё мал мала меньше.
  • 2) (10) - Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало.
  • 3) (19) Есть веревочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.
  • 4) (15) Только смотри - никому не отдавай узелок!

мал – мала меньше

 Замените разговорное слово «авось» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.   (14) Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, авось найдёшь свое счастье. наверно, может быть

Замените разговорное слово «авось» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(14) Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, авось найдёшь свое счастье.

наверно,

может быть

Замените словосочетание «матушкино наследство» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.   наследство матушки
  • Замените словосочетание «матушкино наследство» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

наследство матушки

 Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.   (11) И вот тебе матушкино наследство: верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик. 6

Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

(11) И вот тебе матушкино наследство: верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.

6

 Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».   В тот год двадцать пятого июня мне исполнилось тринадцать лет. (2) Тётушка Эльза разбудила меня утром и сказала: (3) - Ты уже не маленький, пора самому на хлеб зарабатывать.  исполнилось

Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

  • В тот год двадцать пятого июня мне исполнилось тринадцать лет.
  • (2) Тётушка Эльза разбудила меня утром и сказала:

(3) - Ты уже не маленький, пора самому на хлеб зарабатывать.

исполнилось

По строению и значению сложноподчинённых предложений в целом различаются следующие виды придаточных предложений: изъяснительные определительные; обстоятельственные

По строению и значению сложноподчинённых предложений в целом различаются следующие виды придаточных предложений:

  • изъяснительные
  • определительные;
  • обстоятельственные
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИ- ТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИ- ТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ- СТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  КОТОРЫЙ? КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? И ДР.  КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? О КОМ? О ЧЁМ?  ГДЕ? КАК? КУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И ДР.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИ- ТЕЛЬНЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИ- ТЕЛЬНЫЕ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ- СТВЕННЫЕ

ВОПРОСЫ

КОТОРЫЙ? КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? И ДР.

КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? О КОМ? О ЧЁМ?

ГДЕ? КАК? КУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И ДР.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, МЕСТОИМЕНИЮ ИЛИ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА

ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, МЕСТОИМЕНИЮ ИЛИ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

Придаточные определительные.  Отвечают на вопросы определения. Они относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который,какой,чей,что,где,когда и др .  Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека.(С.Михалков.)Мы любим дом, где любят нас.(И.Уткин.)Я думал о людях, чья жизнь была связана с этими берегами.(К.Паустовский.)Вы самый удивительный человек, какого я когда-либо встречал.(А.Грин.)

Придаточные определительные.

Отвечают на вопросы определения. Они относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который,какой,чей,что,где,когда и др .

Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека.(С.Михалков.)Мы любим дом, где любят нас.(И.Уткин.)Я думал о людях, чья жизнь была связана с этими берегами.(К.Паустовский.)Вы самый удивительный человек, какого я когда-либо встречал.(А.Грин.)

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ СТОЯТЬ ВЕЗДЕ, ЧАЩЕ ВСЕГО – ПОСЛЕ ГЛАВНОГО ОТНОСЯТСЯ К ПОЯСНЯЕМОМУ СЛОВУ В ГЛАВНОМ В ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА; МОЖЕТ БЫТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

МОГУТ СТОЯТЬ ВЕЗДЕ, ЧАЩЕ ВСЕГО – ПОСЛЕ ГЛАВНОГО

ОТНОСЯТСЯ К ПОЯСНЯЕМОМУ СЛОВУ В ГЛАВНОМ В ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА; МОЖЕТ БЫТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

СОЮЗЫ СОЮЗНЫЕ СЛОВА что, сколько как, откуда зачем, когда куда, кто, где почему и др.  что как будто чтобы ли и др.

СОЮЗЫ

СОЮЗНЫЕ СЛОВА

что, сколько

как, откуда

зачем, когда

куда, кто, где

почему и др.

что

как

будто

чтобы

ли и др.

Придаточные обстоятельственные.  Отвечают на вопросы обстоятельств. Эти вопросы задаются от всего главного предложения или от состава сказуемого. По соотношению с членами предложения выделяются обстоятельственные придаточные места, времени,причины,следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки .

Придаточные обстоятельственные.

Отвечают на вопросы обстоятельств. Эти вопросы задаются от всего главного предложения или от состава сказуемого. По соотношению с членами предложения выделяются обстоятельственные придаточные места, времени,причины,следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки .

Разновидности обстоятельственных придаточных Места Вопросы к придаточным Времени Союзы и союзные слова где?куда?откуда? Где,куда,откуда да?когда?как долго?с каких пор?до каких пор? Причины Следствия прежде чем,в то время как и др. почему?отчего? Образа действия и степени что из этого следует? потому что,оттого что,так как,ибо,вследствии того что,из-за того что и др. так что Сравнения как?каким образом?в какой мере или степени? Цели  как,насколько,поскольку как? Условия зачем?для чего?с какой целью?  как,словно,будто,как будто,чем-тем  чтобы,для того чтобы,затем чтобы,с тем чтобы и др. Уступки при каком условии?  если,когда(=если),раз,коли и др. несмотря на что?вопреки чему? 1)хотя,несмотря на то что,пускай,пусть 2)Что ни,как ни,где ни,куда ни,кто ни,сколько ни и др.

Разновидности обстоятельственных придаточных

Места

Вопросы к придаточным

Времени

Союзы и союзные слова

где?куда?откуда?

Где,куда,откуда

да?когда?как долго?с каких пор?до каких пор?

Причины

Следствия

прежде чем,в то время как и др.

почему?отчего?

Образа действия и степени

что из этого следует?

потому что,оттого что,так как,ибо,вследствии того что,из-за того что и др.

так что

Сравнения

как?каким образом?в какой мере или степени?

Цели

как,насколько,поскольку

как?

Условия

зачем?для чего?с какой целью?

как,словно,будто,как будто,чем-тем

чтобы,для того чтобы,затем чтобы,с тем чтобы и др.

Уступки

при каком условии?

если,когда(=если),раз,коли и др.

несмотря на что?вопреки чему?

1)хотя,несмотря на то что,пускай,пусть

2)Что ни,как ни,где ни,куда ни,кто ни,сколько ни и др.

1.Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок. 2.Я очень не люблю бывать там где идут дожди. 3.Я подошел к озеру где мы рыбачили. 4.Я уверен что вы добьетесь успеха. 5.Мальчик как только понял вопрос, сразу на него ответил. 6.Ты не узнаешь сладкого если не знаешь горького. 7.Ирина чтобы не наколоться накрыла ежика сумкой. 8.Я продолжил путь хотя уже стемнело.
  • 1.Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок.
  • 2.Я очень не люблю бывать там где идут дожди.
  • 3.Я подошел к озеру где мы рыбачили.
  • 4.Я уверен что вы добьетесь успеха.
  • 5.Мальчик как только понял вопрос, сразу на него ответил.
  • 6.Ты не узнаешь сладкого если не знаешь горького.
  • 7.Ирина чтобы не наколоться накрыла ежика сумкой.
  • 8.Я продолжил путь хотя уже стемнело.
9.Мальчик был так ловок что я залюбовался им. 10.Чем дальше я отходил от дома тем тревожнее становилось на душе. 11.Скрипучий голос старухи звучал так как будто это роптали все забытые века (Горький). 12.Савельич так поражен был моими словами что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин). 13.По мере того как я говорил профессор все больше хмурился .
  • 9.Мальчик был так ловок что я залюбовался им.
  • 10.Чем дальше я отходил от дома тем тревожнее становилось на душе.
  • 11.Скрипучий голос старухи звучал так как будто это роптали все забытые века (Горький).
  • 12.Савельич так поражен был моими словами что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин).
  • 13.По мере того как я говорил профессор все больше хмурился .
1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? 2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето. 3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков. 4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.  5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы .
  • 1.Хотел чтоб такая тебя полюбила?
  • 2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.
  • 3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков.
  • 4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.
  • 5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы .