РР. Описание животного.
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
что хочу писать, как написать и для чего написать.
М. Горький.
Словарный диктант
Задание: выделить окончания прилагательных, подчеркнуть буквы-орфограммы.
Выросла красивая собака, короткую гладкую шерсть, на беленькой мордочке, мягко лоснится, задорно торчат, рыжеватыми ушками, шерстка в крапинку, по каштановой спинке черные полосочки, маленькая проворная рыбка, с большим радужным хвостом, синева на серебристой чешуйке, на лапках мягкие подушечки, носик розовой кнопочкой, на белой манишке, черными пятнышками, преданный взгляд, хитроватые искорки, пестроперый попугай.
Вопросы
- Какова тема словарного диктанта?
- В каком типе речи может быть использован этот речевой материал?
Работа с учебником
На зеленой поляночке можно увидеть двух мальчишек. Около них бегает маленькая козочка: беленькая, пушистая, с едва проклюнувшимися рожками.
Мальчишки смотрят на Майку. Та беззаботно щиплет травку, иногда поглядывает на своих друзей, как бы говоря: «Странно, а почему вы не делаете то же самое? Это так вкусно!»
Вопросы по тексту
- Тип речи?
- С помощью каких художественных приемов автор показывает, что козочка нравится мальчикам?
- Что означает слово «проклюнувшимися»?
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка –
Высокая лебедь плывёт.
Плывёт белоснежное диво,
Животное, полное грёз,
Колебля на поле залива
Лиловые тени берёз.
Головка её шелковиста
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льётся сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она, как изваянье
Приподнятой к небу волны.
(Н.Заболоцкий)
Вопросы по тексту
- Какую птицу описывает автор?
- Видели ли вы когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?
- Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихотворение Н.Заболоцкого?
- Автор хотел показать, что это загадочная, гордая птица и в то же время царственно красивая. Подтвердите это строчками из стихотворения.
- С какой интонацией необходимо читать стихотворение?
Работа со словарем
мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща;
аметист – драгоценный камень фиолетового или голубовато-
фиолетового цвета;
грёза – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение;
изваяние – скульптурное изображение.
Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников, которые благополучно живут даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь веселыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Воробьи не обладают изяществом и красотой, Звонко петь не умеют, но все же милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники.
(По И.Соколову-Микитову).
Вопросы по тексту
- Определите отношение автора к птице. Какие слова, по-вашему, особенно ярко передают это отношение автора?
Работа по группам
- Описание животного
- Работа с текстами
- Редактирование
Наша задача: используя тип речи – описание подготовиться к заочной выставке «Моё любимое животное».
В тетрадях записываем число.
Сочинение –описание.
Тема: ?????
Выбор темы
- «Благородный Дворняк»
- «Цепной пес и моська»
- «Собачье благородство»
- «Мое любимое животное»
План сочинения
1 . Я хочу рассказать о моем любимом животном.
а) внешний вид животного;
б) повадки животного.
3. Мое отношение к животному.
Памяти Цезаря. Собачье Благородство
- Здрасти, тетя Лена. Можете дать маленько молока? - кричит за оградой цыганенок. Это сын нашего местного цыгана Игоря. Но все давно величают его цыганом, забыв, что у него тоже есть имя. Он - местный пьяница. Живут бедно. Я пожалела его и говорю: - Ну заходи, Вадим, я сейчас коровку помучаю и дам тебе молока! Заходит. Грязный, как черт. В руках держит пакет. В пакете - банка. И вдруг я замечаю, как наш пес Дик, этакий маленький и злющий прохвост, несется к этому несчастному ребенку и оскалив свою пасть, хочет укусить его. Я в панике. Парнишка и вовсе побелел. Весь скукожился и судорожно вцепился в свой пакет. Мысленно понимаю, что добежать и остановить его не смогу, будь я хоть самым лучшим спринтером на земле. Но в жизни, как и в кино, иногда тоже бывают свои герои и хеппи-энды. Героем оказался мой любимый Цезарь
. Он вылетел навстречу Дику, ухватил его за глотку и рванул на себя. Затем положил злюку на обе лопатки и яростно взглянул ему в глаза. А бедный мальчишка выбежал за ворота и был таков... Я смотрела на всю эту картину и понимала лишь одно - Он в эту секунду был спасителем, великим рыцарем. Он сделал то, что многие из нас, людей, имея разум и мышление, не смогли бы сделать. Ведь часто в таких ситуациях мы проходим мимо, не протянув руку помощи слабому, не защитив его... А собака это сделала! И разве после этого он - не настоящий Цезарь??? Дика я посадила на привязь, пообещав ему долгое заточение. Получив от коровки добрую порцию молока, налила в банку и отнесла цыганам сама, потому что знала, что их маленькая девочка хочет кушать. А глубокой ночью, ворочаясь в постели, я бесконечно прокручивала сцену Собачьего Благородства и радовалась тому, что однажды я принесла маленький клубок шерсти и, вопреки всему своему семейству, оставила его дома!
Вам необходимо:
– определить тему сочинения (какое животное описывать);
– определить основную мысль (убедить в том, что это животное
действительно интересно и вы его любите);
– выбрать стиль и тип речи;
– собрать рабочие материалы;
– используя изобразительные средства языка, описать животное;
– отредактировать написанное.
ИСТОЧНИКИ
- http://shablony-powerpoint.ru/?page=shablony&id=4
- http://citatu.com.ua/tsitaty_iz_knig/prezhde_chem_nachat_pisat/
- http://img.bibo.kz/?8128587.jpg
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/118/897/118897884_1.jpg
- http://www.staroeradio.ru/audio/21843
- http://server.audiopedia.su:8888/staroeradio/images/pics/008545.jpg
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200600309
- http://www.stihi.ru/pics/2014/03/26/9578.jpg
- http://vdv-up.ru/upload/iblock/472/4722a75d62bc1c584ca3723f53a2d2b4.jpg
- http://www.voychenko.ru/wp-content/uploads/2011/10/Logo_sabaki.jpg
- http://cdn.topwar.ru/uploads/images/2014/529/rpxy98.jpg
- https://www.proza.ru/2011/01/05/505
- Поисковый словарь Гугл
- Русский язык. 5 класс.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015, с. 90.