СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"»

Урок подготовила: учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1» г. п. Залукокоаже Пиначёва Мария Амдулаховна

Урок подготовила:

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №1» г. п. Залукокоаже

Пиначёва Мария Амдулаховна

Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:

Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу.    М.В. Ломоносов . Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного .  В. Даль.

Они (причастия) служат для

сокращения человеческого слова, заключая в себе ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу.

М.В. Ломоносов .

Причастие – это часть речи,

причастная глаголу в образе

прилагательного .

В. Даль.

Признаки прилагательного Признаки глагола Одинаковые окончания Изменяются по временам Изменяются по родам, числам и падежам Могут быть совершенного и несовершенного вида Согласуются с существительным в роде, числе и падеже Могут быть возвратными и невозвратными Отвечают на вопросы какой? какая? какое? и т.д. Могут отвечать на вопросы что делающий? что сделавший? Может иметь полную и краткую форму. В предложении полная форма является определением, краткая – сказуемым. Образуются от глаголов с помощью суффиксов: - ущ- (-ющ-), - ащ (-ящ-), -ем- (-ом-), -им-; -вш-, -ш-, - енн-, -ённ-, -нн-, -т-.

Признаки прилагательного

Признаки глагола

Одинаковые окончания

Изменяются по временам

Изменяются по родам, числам и падежам

Могут быть совершенного и несовершенного вида

Согласуются с существительным

в роде, числе и падеже

Могут быть возвратными и невозвратными

Отвечают на вопросы какой? какая? какое? и т.д.

Могут отвечать на вопросы что делающий? что сделавший?

Может иметь полную и краткую форму.

В предложении полная форма является определением, краткая – сказуемым.

Образуются от глаголов с помощью суффиксов: - ущ- (-ющ-), - ащ (-ящ-), -ем- (-ом-), -им-;

-вш-, -ш-, - енн-, -ённ-, -нн-, -т-.

Причастный оборот    и знаки препинания при нём сов. вид прич.об.  Владимир ехал полем, пересеч ённ ым глубокими оврагами . Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом .  Причастный оборот обособляется , если он стоит после определяемого слова .

Причастный оборот

и знаки препинания при нём

сов. вид

прич.об.

Владимир ехал полем, пересеч ённ ым глубокими оврагами .

Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом .

Причастный оборот обособляется , если он стоит после определяемого слова .

Открываем новые знания умывающийся малыш умываемый мамой малыш

Открываем новые знания

умывающийся малыш

умываемый мамой малыш

Открываем новые знания умывающийся малыш умываемый мамой малыш Назовите причастия, обозначающие признак того, кто действует сам. Назовите причастия, обозначающие признак по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.

Открываем новые знания

умывающийся малыш

умываемый мамой малыш

Назовите причастия, обозначающие признак того, кто действует сам.

Назовите причастия, обозначающие признак по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.

Причастия  Страдательные -  обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета Действительные -  обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета (который сам совершает действие) Рассказанная (история) – та, которая кем-то  рассказана Рассказавший –  тот, кто  сам рассказал Распуска ющ ийся цветок Нарисова нн ый портрет

Причастия

Страдательные -

обозначают признак, который

возник у предмета под

действием другого предмета

Действительные -

обозначают признак, который

возник в результате действия

самого предмета (который сам совершает действие)

Рассказанная (история) – та, которая кем-то рассказана

Рассказавший

тот, кто сам рассказал

Распуска ющ ийся цветок

Нарисова нн ый портрет

Четырнадцатое ноября.  Классная работа.  Действительные и страдательные причастия

Четырнадцатое ноября.

Классная работа.

Действительные и страдательные причастия

Глагол – руки вверх Прилагательное – руки в стороны Причастие – руки перед собой
  • Глагол – руки вверх
  • Прилагательное – руки в стороны
  • Причастие – руки перед собой
Исправьте ошибку. Объясните смысловое различие причастий уважающий и уважаемый, любимый и любящий . Какое из данных причастий обозначает признак, который создается собственным действием , а какие - действием кого-то другого?   Дорогая мама!  Поздравляю тебя  с Днем матери!  Уважаемый и любимый  сын Ваня. 13
  • Исправьте ошибку.
  • Объясните смысловое различие причастий уважающий и уважаемый, любимый и любящий .
  • Какое из данных причастий обозначает признак, который создается собственным действием , а какие - действием кого-то другого?

Дорогая мама!

Поздравляю тебя

с Днем матери!

Уважаемый и

любимый

сын Ваня.

13

действительные / страдательные п р и ч а с т и я Надвигающаяся опасность; корабль, потерпевший крушение; нахлынувшая волна; терпящие бедствие матросы. Увлекаемый быстрым течением; выкачанная из трюма вода; разрушенный корабль. П р о в е р я е м !

действительные / страдательные

п р и ч а с т и я

Надвигающаяся опасность;

корабль, потерпевший крушение;

нахлынувшая волна; терпящие бедствие матросы.

Увлекаемый быстрым течением;

выкачанная из трюма вода;

разрушенный корабль.

П р о в е р я е м !

Что нового вы узнали на уроке? Каких успехов вы достигли на уроке? С какими заданиями было справиться легко?  Что в не смогли понять? Что необходимо повторить дома? Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации? Как полученные знания можно применить в жизни?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Каких успехов вы достигли на уроке?
  • С какими заданиями было справиться легко?
  • Что в не смогли понять?
  • Что необходимо повторить дома?
  • Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации?
  • Как полученные знания можно применить в жизни?

Домашнее задание: Составить кроссворд со словом  причастие.

Домашнее задание:

Составить кроссворд со словом причастие.