Урок русского языка в 9 классе
- - Какие предложения называются сложноподчиненными?
- - На какие основные группы по значению они делятся? Какое положение могут занимать в тексте?
- Могут ли быть в СПП указательные слова? В какой части предложения они находятся?
- Можно ли по союзу определить вид СПП?
- А что нужно сделать в первую очередь, чтобы определить вид СПП?
Двадцать второе января. Классная работа.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия
Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу и составьте схемы
- Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.
- Ежели вы активно будете работать, то урок получится интересным.
- Когда у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.
- Ну, и наконец, коль у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.
Цели урока
- Повторить (что?)
- Узнать (что?)
- Учиться (чему?)
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Особенности СПП с придаточными условия
1. Содержат: условие, при котором протекает или может протекать действие главного предложения.
2. Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК .
3. Отвечают на вопросы: при каком условии?
4. Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).
5. Место по отношению к главному предложению : любое.
Конструирование предложений
а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.
, (если…).
б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.
(Раз…), .
в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.
, (если…), .
Проверьте себя
1. Мне бы хотелось встретиться с вами во вторник, если вы не возражаете.
2. Раз так долго нет писем, что-то случилось.
3. С каждой ветлы, если встать под ветки, капает обильный дождь.
Домашнее задание
- § 24 упр. 219 : подчеркнуть грамматические основы, составить схемы, определить вид придаточной части.
Дополнительное задание
Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).
1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.
2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.
3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
Проверьте себя
СПП с придаточными условными:
1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.
2. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
СПП с придаточными, внешне сходными с ними:
1. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться. (СПП с придаточным изъяснительным.)
2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)