Министерство образования и науки РБ Городское управление образования МОУ Лицей №6
Компьютер и информационные технологии на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания
Акимова Е. В.
Северобайкальск 2008
- Компьютер и информационные технологии на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания Акимова Е. В. Северобайкальск 2008
На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Практически в каждой семье имеется компьютер, в школах — новейшая техника и доступ к Интернету.Наша школа оснащена современной компьютерной техникой, при этом у многих учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя ему вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения, раздвигая стены школьного кабинета, но и с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
Проблематика проекта: повышение уровня знаний учащихся с помощью ИТ.
Временные рамки: 5 лет (2006-2011гг)
Цель: повысить познавательный интерес учащихся к истории и обществознанию с помощью использования информационных технологий
Задачи
Повышение
уровня использования
наглядности
на уроке
Организация
проектной
деятельности
учащихся
Создание
автоматизированного
рабочего
места
Установление
межпредметных
связей
Повышение
уровня знаний
учащихся
Повышение
производительности
труда
Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для учащихся.
Учитель
- Осуществляет информационную поддержку всех элементов учебного процесса по предмету.
- Создает собственные инфомационные ресурсы.
- Осуществляет контроль и диагностику знаний учащихся.
- Обеспечивает быстрый поиск и доступ к необходимой информации (Школа Кирилла и Мефодия).
- Дает возможность постоянного обновления и наращивания информации (Интернет).
- Повышает свое профессиональное мастерство.
- Осуществляет выход на новую технологию организации труда учителя(АРМ).
Ученики
- Создание мультимедийных презентаций:
1. Страноведение (9-11 классы)
2 . Персоналии (5-11 классы)
3. Наука и культура (7-11 классы)
- Проектная деятельность.
- Умение работать с информацией.
- Дифференцированное обучение.
- Работа в парах постоянного или сменного состава.
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания
• Проведение занятий в компьютерном классе школы;
• Применение компьютера, мультимидийного проектора, экрана в любом кабинете школы;
- • Проведение занятий в компьютерном классе школы; • Применение компьютера, мультимидийного проектора, экрана в любом кабинете школы;
- Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников;
- Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников;
• Представление учителем разработок уроков в форме презентации;
• Выполнение домашнего задания учащимся на домашнем персональном компьютере.
- • Представление учителем разработок уроков в форме презентации; • Выполнение домашнего задания учащимся на домашнем персональном компьютере.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в образовательном процессе
1. Использование компьютерных программ
- ( Виртуальная школа Кирилла и Мефодия; Просвещение; Клио Софт; Познавательная коллекция; Проет Леонида Парфенова; Историческая энциклопедия; Образовательный комплекс»1С:Школа»;Готовимся к ЕГЭ:решение экзаменационных задач в интерактивном режиме; Электронные учебные модули(портал ФЦИОР)
- Перевод учебно-методического материала на цифровые носители.
2. Использование проектных, исследовательских и других образовательных технологий в процессе обучения.
Эффективность: развитие креативных способностей, коммуникативных и толерантных компетенций, самостоятельности, умения формировать, выражать и отстаивать свои позиции.
- Работа в парах постоянного или сменного состава.
Эффективность: развитие умения работать в сотрудничестве; формирования умения осуществлять само- и взаимоконтроль, само- и взаимооценку, самокоррекцию.
Эффективность: повышение компьютерной грамотности, формирование коммуникативных компетенций; повышение доли самостоятельной работы вне урока и увеличение времени для активного диалога на уроке.
Применяя такие формы домашнего задания как видеоответ,
презентация,учитель создает условия, способствующие
повышению у учащихся мотивации к учению , а именно
происходит:
• Формирование внутренней цели деятельности учащегося;
• Освоение учащимися способов самостоятельной деятельности;
• Побуждение учащихся к рефлексии учебной деятельности;
• Снижение уровня тревожности учащихся;
• Появление дополнительных методов стимулирования;
• Создание ситуации успеха;
Все это способствует возникновению положительной реакции учащихся на применение новых форм и методов организации домашней работы. В результате обучение школьника становится эффективнее, повышается уровень информационной культуры.
Наиболее высокие результаты достигаются, если учитель и учащиеся работают в сети Интернет.
Поисковые системы Интернет дают возможность повысить свой образовательный уровень через:
• Поиск дополнительного материала по своим предметам к уроку;
• Получение информации о новых технологиях и системах;
• Самообразование;
• Размещение своих разработок уроков, мероприятий.
• Изучение информации о различных конкурсах, викторинах для одаренных учащихся, отправка заявок на участие в них.
Организация автоматизированного рабочего места учителя
Этапы работы:
- 1.Разработка структуры АРМ учителя истории и обществознания.
- 2.Создание электронной инструментальной оболочки АРМ учителя истории и обществознания.
- 3.Сбор и обработка дидактического, методического и нормативного материала по модулям АРМ.
- 4.Создание базы учебно-методического, дидактического, информационного материала.
- 5.Разработка и внедрение материалов в модули АРМ учителя с учетом требований действующей программы образовательной области «История» и «Обществознание».
- 6.Проведение семинаров и конференций среди учителей для ознакомления с АРМ учителя истории и обществознания, обсуждение вопросов улучшения АРМ, выработка методических рекомендаций по эффективному использованию АРМ в классно-урочной и внеурочной системах.
- 7.Привлечение учителей, детей, их родителей, всех заинтересованных лиц для работы над пополнением АРМ.
В организационном плане реализация АРМ возможна по следующим направлениям:
- подготовка к урокам и внеклассным мероприятиям;
- проведение учебных занятий;
- индивидуальная работа с учащимися;
- работа с классом;
- межшкольная работа (привлечение материалов АРМ для публикаций, выступлений на городских, районных семинарах);
- работа с группами учащихся (в том числе проектная деятельность);
- корректировка учебного процесса;
- методическая работа и представление своего опыта для молодых специалистов города, района.
Планируемые образовательные результаты
Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций.
Новейшая технология, как и другие дидактические системы, имеет свои риски:
- “ фрагментарность” обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до “самообучения”, что можно расценивать как “предоставленность учащихся самим себе” и отсутствие полноценного процесса обучения;
- “ фрагментарность” обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до “самообучения”, что можно расценивать как “предоставленность учащихся самим себе” и отсутствие полноценного процесса обучения;
- игнорирование целостности и логики учебного предмета (скорее, привычной логики, т.к. “нелогичное” обучение или учение не имеет результата);
- игнорирование целостности и логики учебного предмета (скорее, привычной логики, т.к. “нелогичное” обучение или учение не имеет результата);
- сужение подготовки учащихся; формирование лишь частных, конкретных умений в ущерб обобщенным;
- сужение подготовки учащихся; формирование лишь частных, конкретных умений в ущерб обобщенным;
Однако все указанные недостатки вполне преодолимы при соблюдении вышеуказанных условий эффективности технологии. Это доказывают некоторые (промежуточные, т.к. работа по освоению технологии продолжается) результаты.
- Однако все указанные недостатки вполне преодолимы при соблюдении вышеуказанных условий эффективности технологии. Это доказывают некоторые (промежуточные, т.к. работа по освоению технологии продолжается) результаты.
Условиями для обеспечения эффективности компьютерной технологии могут быть:
- Условиями для обеспечения эффективности компьютерной технологии могут быть:
- 1. Соответствие уровня обучаемости данного коллектива учеников содержанию и структуре программы.
- 1. Соответствие уровня обучаемости данного коллектива учеников содержанию и структуре программы.
- 2. Преобладание самостоятельной работы рассчитано на учеников, которые в состоянии поддерживать определенный темп в работе, уметь самостоятельно организовать свою работу в группе и паре.
- 2. Преобладание самостоятельной работы рассчитано на учеников, которые в состоянии поддерживать определенный темп в работе, уметь самостоятельно организовать свою работу в группе и паре.
- 3. Соответствие возрастных особенностей психического развития применяемой технологии. Для учеников 5 и 6 классов возможно использование лишь элементов модульной технологии, так как у них навыки учебной работы лишь начинают формироваться.
- 3. Соответствие возрастных особенностей психического развития применяемой технологии. Для учеников 5 и 6 классов возможно использование лишь элементов модульной технологии, так как у них навыки учебной работы лишь начинают формироваться.
- 4. Возможность применения технологии к данному содержанию образования.
- 4. Возможность применения технологии к данному содержанию образования.
- 5. Владение учителем технологией, его высокая мотивация в отработке данной системы обучения.
- 5. Владение учителем технологией, его высокая мотивация в отработке данной системы обучения.
- 6 . Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке;
- 6 . Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке;
- 7. Первоочередное формирование навыков самообразования.
- 7. Первоочередное формирование навыков самообразования.
Преимущества использования ИТ
Систематическое использование ПК на уроке приводит к целому ряду последствий:
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности труда;
- установление межпредметных связей;
- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей истории и информатики;
- преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
- изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории особенно увлеченными ПК, они начинают видеть в преподавателе «родственную душу»;
- изменяется, особенно у 5-7-классников отношение к ПК как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
- Сами учащиеся, иногда не замечая, проводят уроки, отличающиеся эмоциональностью, глубиной познания, логикой построения, умением задавать вопросы и отвечать на них. Освоение программы проходит на более высоком уровне, с лучшими показателями усвоения знани й.
Анкетирование учащихся 8а класса (26)
Есть ли у тебя дома компьютер?
Для чего тебе нужен компьютер?
Какие уроки тебе больше нравятся? Почему?
- Обычные - 3
- С использованием информационных технологий, потому что интереснее, увлекательнее и больше запоминается- 21
- Не знаю — 2
- Играть - 23
- Слушать музыку - 15
- Общаться - 10
- Смотреть видео - 7
- Для учёбы - 23
- Интернет — 7
Помогает ли тебе компьютер учится? Да - 25
Пользуешься ли ты школьным компьютером, интернетом (каб. №10)?
Пробовал ли ты создавать презентацию на ПК? Получилось?
- Да - 7
- Нет - 10
- Иногда - 9
- Да (информатика, история, литература, для себя). Доволен своим результатом, хотя делать это нелегко, нужно много терпения и фантазии - 24
- Пробовал, получилось не очень - 1
- Ничего у меня не получилось — 1
Пожелание школе, учителям:
- Я желаю нашей школе, чтобы было побольше мультимедийного оборудования.
- Нужно учителям осваивать ПК.
- Чтобы было больше компьютерных классов.
- Всем учителям использовать новые компьютерные технологии.
- Техника не стоит на месте, мы должны двигаться за ней.
Соблюдение принципа здоровьесбережения:
- Проведение физкультминутки на уроках.
- Проведение физкультминутки на уроках.
- Гимнастика для глаз.
- Гимнастика для глаз.
- Снижение уровня тревожности учащихся.
- Снижение уровня тревожности учащихся.
- Создание на уроках спокойной, доброжелательной
- Создание на уроках спокойной, доброжелательной
обстановки, располагающей к общению. Толерантность,
доброта, доверие к учащимся.
- обстановки, располагающей к общению. Толерантность, доброта, доверие к учащимся.
- Корректное исправление ошибок.
- Корректное исправление ошибок.