Просмотр содержимого документа
«Культура речи и Языковая Норма»
Культура речи и языковая норма
Цель урока:
- Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать навыки использования нормированной речи . Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /
- Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.
- Понятие «языковая норма»- одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.
- Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
Основные
языковые
нормы
Орфоэпические
нормы
Лексические
нормы
Грамматические
нормы
Пунктуационные
нормы
Нормы
произно-
шения
Нормы
слово-
употреб-
ления
Постановка
знаков
препинания
Синтаксические
нормы
Морфологические
нормы
Лексико- орфоэпическая разминка
- 1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают – оживляют , абонент-абонемент, будний- будничный, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными , особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.
4
- 3.Решите орфоэпические задачи: 1 . В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3 . В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4 . В каком слове звуков больше ,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса
4
Грамматические нормы языка
- Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.
- Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
4
Типы морфологических ошибок
Ошибочное словообразование
Трудолюби м ый
Ошибочное образование формы: существительного
опытные бухгалтер а
прилагательного
Более красив ее . сла ж е
числительного
С пят и стами рублями
местоимения
Их нюю вещь
глагола
Ма хаю т руками
4
ТРЕНИНГ
- Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк. Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь.
- Перепишите ,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки); много (дела ,места, яблоки ,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты ); группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).
- Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе.
- Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький.
- О бразуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.
- ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно: Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
Правильный ответ :
- Контейнер ы на погрузке ,пять килограмм ов , много народ у, множество грузи н , все шофер ы, несколько мандарин ов , 5 килобай т , партия кадет ов , красив ее всех, завед ую складом, в шест и стах метрах ,в пол у тор а часах езды.
Синтаксические ошибки
Нарушение согласования сказуемого с подлежащим
Четверо учащихся участвовал о в игре.
Нарушение управления
Согласно приказ а
Нарушение согласования
Видна пара окон , занавешенн ые шторой.
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Все были счастливы и веселые.
Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов
Я живу в Лермонтове и была счастлива.
ТРЕНИНГ Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор:
- 1 . Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2 . Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3 . Поезд отправился согласно расписания. 4 . Она была молода и красива. 5 . Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6 . Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.
Синтаксические ошибки
Ошибки в предложениях с причастным оборотом
Дорожка покрыта тающим снегом под ногами
Ошибки в предложениях с деепричастн.оборотом
Начав заниматься ,у вас было мало времени .
Ошибки в построении СПП
Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве
Смешение прямой и косвенной речи
Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением .
Нарушение границ предложения .
Была уже ночь .Когда я вернулся домой .
Проверочная работа
- Форма работы – парная. Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме. Во время выполнения работы разрешено использовать справочные материалы . Время выполнения работы – 10 мин - 15 мин.