СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура речи и Языковая Норма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура речи и Языковая Норма»

Культура речи  и  языковая норма

Культура речи и языковая норма

Цель урока:   Повторить общие сведения о языке , языковых нормах.  Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.  Формировать навыки использования нормированной речи .  Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /

Цель урока:

  • Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать навыки использования нормированной речи . Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Понятие «языковая норма»- одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
  • Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.
  • Понятие «языковая норма»- одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.
  • Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.

Основные языковые нормы  Орфоэпические нормы Лексические нормы Грамматические нормы Пунктуационные нормы  Нормы произно- шения Нормы слово- употреб- ления Постановка знаков препинания Синтаксические нормы Морфологические нормы

Основные

языковые

нормы

Орфоэпические

нормы

Лексические

нормы

Грамматические

нормы

Пунктуационные

нормы

Нормы

произно-

шения

Нормы

слово-

употреб-

ления

Постановка

знаков

препинания

Синтаксические

нормы

Морфологические

нормы

Лексико- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимов:  сытый- сытный, болотный- болотистый,  оживают – оживляют , абонент-абонемент,  будний- будничный, поступок- проступок.   2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?  1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.  2.В заросшем пруду много водных жуков.  3.Водные каналы стали очень популярными ,  особенно среди молодежи.  4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами. 4

Лексико- орфоэпическая разминка

  • 1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают – оживляют , абонент-абонемент, будний- будничный, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными , особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.

4

3.Решите орфоэпические задачи:  1 . В каком слове ударение на 2 слоге ?   а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый  г/ мельком  2.  В каком слове ударение на 1 слоге?   а/ иначе б/ эксперт в/ дремота  г/ знамение  3 . В каком слове ударение на 3 слоге?  а/ инструмент б/ зевота  в/ вчистую г/ принятый  4 . В каком слове звуков больше ,чем букв?   а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка  5.  В каком слове произносится звук Й ?   а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса 4
  • 3.Решите орфоэпические задачи: 1 . В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3 . В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4 . В каком слове звуков больше ,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса

4

Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы-  это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений 4

Грамматические нормы языка

  • Морфологические нормыэто нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.
  • Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений

4

Типы морфологических ошибок   Ошибочное  словообразование Трудолюби м ый Ошибочное  образование формы:   существительного опытные бухгалтер а прилагательного Более красив ее . сла ж е числительного С пят и стами рублями местоимения Их нюю вещь глагола Ма хаю т руками 4

Типы морфологических ошибок

Ошибочное словообразование

Трудолюби м ый

Ошибочное образование формы: существительного

опытные бухгалтер а

прилагательного

Более красив ее . сла ж е

числительного

С пят и стами рублями

местоимения

Их нюю вещь

глагола

Ма хаю т руками

4

ТРЕНИНГ Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:  Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк.  Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь. Перепишите ,раскрывая скобки:  пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки);  много (дела ,места, яблоки ,мандарины);  килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты );  группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ). Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных:  красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький.   О бразуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.

ТРЕНИНГ

  • Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк. Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь.
  • Перепишите ,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки); много (дела ,места, яблоки ,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты ); группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).
  • Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе.
  • Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький.
  • О бразуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ  Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно:   Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
  • ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно: Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Правильный ответ :  Контейнер ы на погрузке ,пять килограмм ов , много народ у, множество грузи н , все шофер ы, несколько мандарин ов , 5 килобай т , партия кадет ов , красив ее всех, завед ую складом, в шест и стах метрах ,в пол у тор а часах езды.

Правильный ответ :

  • Контейнер ы на погрузке ,пять килограмм ов , много народ у, множество грузи н , все шофер ы, несколько мандарин ов , 5 килобай т , партия кадет ов , красив ее всех, завед ую складом, в шест и стах метрах ,в пол у тор а часах езды.

Синтаксические ошибки   Нарушение согласования  сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовал о в игре. Нарушение управления Согласно приказ а Нарушение согласования Видна пара окон , занавешенн ые шторой. Нарушение способа выражения сказуемого  в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые. Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива.

Синтаксические ошибки

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовал о в игре.

Нарушение управления

Согласно приказ а

Нарушение согласования

Видна пара окон , занавешенн ые шторой.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и веселые.

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в Лермонтове и была счастлива.

ТРЕНИНГ  Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1 . Несколько мальчиков удивленно переглянулось.  2 . Ракета -носитель доставлена на орбиту.  3 . Поезд отправился согласно расписания.  4 . Она была молода и красива.  5 . Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.  6 . Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.

ТРЕНИНГ Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

  • 1 . Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2 . Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3 . Поезд отправился согласно расписания. 4 . Она была молода и красива. 5 . Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6 . Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.

Синтаксические ошибки   Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастн.оборотом Начав заниматься ,у вас было мало времени . Ошибки  в построении СПП Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением . Нарушение границ предложения . Была уже ночь .Когда я вернулся домой .

Синтаксические ошибки

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами

Ошибки в предложениях с деепричастн.оборотом

Начав заниматься ,у вас было мало времени .

Ошибки в построении СПП

Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением .

Нарушение границ предложения .

Была уже ночь .Когда я вернулся домой .

Проверочная работа  Форма работы – парная.  Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме.  Во время выполнения работы разрешено использовать справочные материалы .   Время выполнения работы –  10 мин - 15 мин.

Проверочная работа

  • Форма работы – парная. Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме. Во время выполнения работы разрешено использовать справочные материалы . Время выполнения работы – 10 мин - 15 мин.