Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе педагога»
Выполнила:
Спиридонова Н.М.
Что такое мнемотехника
- Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
ЗАДАЧИ:
- 1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
- 2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- 3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
- 4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
- 5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
- 6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
В ФГОС ДОУ особое внимание уделяется образовательной области
Речевое развитие
- Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Проблемы Речи детей дошкольного возраста
- При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий
- Пропускают отдельные звенья
- Теряют действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
- Бедная диалогическая речь
- Плохая дикция
Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим.
- Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.
Актуальность мнемотехники для дошкольников
- В этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.
- Если ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит
«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным
ему пяти словам- он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету»
/ К.Д.Ушинский/
« - Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю.
Я делаю и запоминаю. / Конфуций/
Тема «Использование мнемотехники в работе с детьми»
- Мнемотаблица это схема, в которую заложена определенная информация
Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка(изображение);
таким образом рисунок
зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы –
рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию
Структура мнемотехники
Структура мнемотехники
Структура мнемотехники
Мнемотаблицы для детей раннего возраста
Мнемотаблицы для детей старшего возраста
ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК По сугробам напрямик, Не корзина, не метла, Шел веселый снеговик. Не плитка шоколадная, А в руке его была А елочка нарядная!
Заучивание стихотворения «ЁЛОЧКА»
Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.
Н.Нищева
Заучивание чистоговорок, потешек
Заучивание чистоговорок, потешек
Заучивание чистоговорок, потешек
Составление описательных рассказов
Составление описательных рассказов
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
- Лист бумаги (чаще используем формат А4), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков);
- Цвет: нарисованы цветовые пятна;
- Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
- Величина: нарисованы два предмета контрастной величины.
- Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк,ситец…).
- Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
Методические требования к мнемотаблицам
(при описании предмета)
Алгоритм при разучивании стихотворений:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения:
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме;
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу;
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Алгоритм при пересказе:
1. Чтение взрослым текста;
2. Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы на вопросы по содержанию:
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
Разминка для педагогов
- Нарисуйте схематично мнемотаблицу
«Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
В капюшоне кукушонок смешон».
Спасибо за внимание!