«Технология критического мышления на уроках биологии»
МКОУ Никольская СОШ
Учитель биологии и химии
Бахирева О. Н
Там, где думают одинаково -
никто не думает слишком много!
Уолтер Липпман
Упражнение для развития критического мышления «Вижу. Думаю. Удивляюсь. »
Вижу
Думаю
Удивляюсь
Обведите 3 слова из списка, которые лучше всего вас описывают. Затем устно обоснуйте свой выбор.
- АККУРАТНЫЙ, АКТИВНЫЙ, БЕРЕЖЛИВЫЙ, СТАРАТЕЛЬНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЙ, ГОРДЫЙ, ГОСТЕПРИИМНЫЙ, ГУМАННЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ, ДОБРЫЙ, ЖАЛОСТЛИВЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ, ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ, ЛАСКОВЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ.
Технология критического мышления
- Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Этапы урока:
Этапы урока/инструменты
Актуализация имеющихся ранее знаний,
пробуждение интереса к теме ,
определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала.
На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?»
Инструменты , используемые на данной стадии урока«
«Мозговой штурм», «Кластер», «Корзина идей», «Лови ошибку», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» , и другие.
Как пробуждаю интерес у учащихся и подвожу к теме урока?
- На нее приходится около 7-8% массы человеческого тела.
- Мощнейший насос нашего тела способен выбросить ее на высоту 9 метров.
- Она является зеркалом организма, потому как отражает его состояние.
- Издревле за ней признавалась могучая и исключительная сила: ею скреплялись священные клятвы; древние греки приносили её в жертву своим богам.
- Она бывает синего цвета, фиолетового, зелёного. У человека – красного.
- О чем я говорю?
Тема урока «Кровь»
Игра «Где логика»
Активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица », «Создай паспорт» и другие приёмы.
Прием «Инсерт»
Промаркируйте текст специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Отмечаем простым карандашом.
- Внесите в таблицу номера предложений.
1. Бактерии (от греческого «bakterion» - палочка) - группа мельчайших микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. 2. Впервые бактерии разглядел в свой микроскоп голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. 3. Бактерии считаются самыми древними существами на Земле. Они появились более 3,5 млрд лет назад и в течение очень длительного времени были единственными организмами на нашей планете. 4 . По своей природе они могут быть как «хорошими», так и «плохими», т.е. приносить либо пользу, либо вред другим организмам. 5. Человеческий организм населен огромным количеством бактерий. 6 . Ученые подсчитали, что их общий вес составляет от 1,5 до 2,5 кг! 7 . Живут бактерии в желудочно-кишечном тракте, рту, носовой полости и на коже.
- 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», Эссе, «Диаманта», «Трехминутное эссе» и другие.
Правила составления синквейна:
- 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
- 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Кровь Красная, алая Транспортирует, защищает, сворачивается Особый вид соединительной ткани
Жизнь
Пример Синквейна
- Бабочка. Оранжевая, голубая. Вырастает, улетает, погибает. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы. Насекомое.
«Минутный отчет»
- Главное, что я узнал сегодня….
- То, что меня удивило….
- Самое непонятное сегодня…..