СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация мастер-класса на конкурс "Учитель года". Тема "Технология критического мышления на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер-класса на конкурс "Учитель года". Тема "Технология критического мышления на уроках биологии"»

 «Технология критического мышления на уроках биологии»   МКОУ Никольская СОШ Учитель биологии и химии Бахирева О. Н

«Технология критического мышления на уроках биологии»

МКОУ Никольская СОШ

Учитель биологии и химии

Бахирева О. Н

Там, где думают одинаково - никто не думает слишком много! Уолтер Липпман

Там, где думают одинаково -

никто не думает слишком много!

Уолтер Липпман

Упражнение для развития критического мышления «Вижу. Думаю. Удивляюсь. » Вижу Думаю Удивляюсь

Упражнение для развития критического мышления «Вижу. Думаю. Удивляюсь. »

Вижу

Думаю

Удивляюсь

Обведите 3 слова из списка, которые лучше всего вас описывают. Затем устно обоснуйте свой выбор. АККУРАТНЫЙ, АКТИВНЫЙ, БЕРЕЖЛИВЫЙ, СТАРАТЕЛЬНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЙ, ГОРДЫЙ, ГОСТЕПРИИМНЫЙ, ГУМАННЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ, ДОБРЫЙ, ЖАЛОСТЛИВЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ, ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ, ЛАСКОВЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ.

Обведите 3 слова из списка, которые лучше всего вас описывают. Затем устно обоснуйте свой выбор.

  • АККУРАТНЫЙ, АКТИВНЫЙ, БЕРЕЖЛИВЫЙ, СТАРАТЕЛЬНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЙ, ГОРДЫЙ, ГОСТЕПРИИМНЫЙ, ГУМАННЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ, ДОБРЫЙ, ЖАЛОСТЛИВЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ, ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ, ЛАСКОВЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ.
Технология критического мышления Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Технология критического мышления

  • Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Этапы урока: Вызов Осмысление Рефлексия

Этапы урока:

  • Вызов
  • Осмысление
  • Рефлексия
Этапы урока/инструменты 1 этап - «Вызов»  Актуализация имеющихся ранее знаний,  пробуждение интереса к теме , определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала. На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает,

Этапы урока/инструменты

  • 1 этап - «Вызов»

Актуализация имеющихся ранее знаний,

пробуждение интереса к теме ,

определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала.

На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?»

Инструменты , используемые на данной стадии урока«

«Мозговой штурм», «Кластер», «Корзина идей», «Лови ошибку», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» , и другие.

Как пробуждаю интерес у учащихся и подвожу к теме урока?

Как пробуждаю интерес у учащихся и подвожу к теме урока?

На нее приходится около 7-8% массы человеческого тела. Мощнейший насос нашего тела способен выбросить ее на высоту 9 метров. Она является зеркалом организма, потому как отражает его состояние.  Издревле за ней признавалась могучая и исключительная сила: ею скреплялись священные клятвы; древние греки приносили её в жертву своим богам. Она бывает синего цвета, фиолетового, зелёного. У человека – красного. - О чем я говорю?
  • На нее приходится около 7-8% массы человеческого тела.
  • Мощнейший насос нашего тела способен выбросить ее на высоту 9 метров.
  • Она является зеркалом организма, потому как отражает его состояние. 
  • Издревле за ней признавалась могучая и исключительная сила: ею скреплялись священные клятвы; древние греки приносили её в жертву своим богам.
  • Она бывает синего цвета, фиолетового, зелёного. У человека – красного.

- О чем я говорю?

Тема урока «Кровь»

Тема урока «Кровь»

Тема урока «Грибы»
  • Тема урока «Грибы»
Игра «Где логика»

Игра «Где логика»

2 этап - «Осмысление»  Активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.  Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:  «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица », «Создай паспорт» и другие приёмы.
  • 2 этап - «Осмысление»

Активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица », «Создай паспорт» и другие приёмы.

Прием «Инсерт»   Промаркируйте текст специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Отмечаем простым карандашом. Внесите в таблицу номера предложений.

Прием «Инсерт»

Промаркируйте текст специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Отмечаем простым карандашом.

  • Внесите в таблицу номера предложений.
1. Бактерии  (от греческого «bakterion» - палочка) - группа мельчайших микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. 2. Впервые бактерии разглядел в свой микроскоп голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. 3. Бактерии считаются самыми древними существами на Земле. Они появились более 3,5 млрд лет назад и в течение очень длительного времени были единственными организмами на нашей планете. 4 . По своей природе они могут быть как «хорошими», так и «плохими», т.е. приносить либо пользу, либо вред другим организмам. 5. Человеческий организм населен огромным количеством бактерий. 6 . Ученые подсчитали, что их общий вес составляет от 1,5 до 2,5 кг! 7 . Живут бактерии в желудочно-кишечном тракте, рту, носовой полости и на коже. 

1. Бактерии (от греческого «bakterion» - палочка) - группа мельчайших микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. 2. Впервые бактерии разглядел в свой микроскоп голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. 3. Бактерии считаются самыми древними существами на Земле. Они появились более 3,5 млрд лет назад и в течение очень длительного времени были единственными организмами на нашей планете. 4 . По своей природе они могут быть как «хорошими», так и «плохими», т.е. приносить либо пользу, либо вред другим организмам. 5. Человеческий организм населен огромным количеством бактерий. 6 . Ученые подсчитали, что их общий вес составляет от 1,5 до 2,5 кг! 7 . Живут бактерии в желудочно-кишечном тракте, рту, носовой полости и на коже. 

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», Эссе, «Диаманта», «Трехминутное эссе» и другие.
  • 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», Эссе, «Диаманта», «Трехминутное эссе» и другие.

Правила составления синквейна: 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).    Кровь  Красная, алая  Транспортирует, защищает, сворачивается  Особый вид соединительной ткани  Жизнь

Правила составления синквейна:

  • 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
  • 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;
  • 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
  • 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

 

Кровь Красная, алая Транспортирует, защищает, сворачивается Особый вид соединительной ткани

Жизнь

Пример Синквейна Бабочка.  Оранжевая, голубая.  Вырастает, улетает, погибает.  Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.  Насекомое.

Пример Синквейна

  • Бабочка. Оранжевая, голубая. Вырастает, улетает, погибает. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы. Насекомое.
«Минутный отчет» Главное, что я узнал сегодня…. То, что меня удивило…. Самое непонятное сегодня…..

«Минутный отчет»

  • Главное, что я узнал сегодня….
  • То, что меня удивило….
  • Самое непонятное сегодня…..
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!