Методический семинар
«Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время как средство активизации познавательной деятельности».
Моё кредо «Люби то, что преподаёшь и люби тех, кому преподаёшь».
Норвидене Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №1 г.Немана»
Теоретическое обоснование педагогического опыта.
Леонтович
Полат Е.С.
Савенков С.Т.
А.В.
Исследование – это получение новых знаний о существующих объектах и явлениях.
Проектирование - создание новых объектов и явлений.
Цель: формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности; включить школьников в проектно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время.
Задачи :
- Адаптировать технологию проектирования и исследования в практической деятельности.
- Создавать условия для формирования у обучающихся исследовательских навыков.
- Развивать мотивацию обучающихся и как следствие повысить качество знаний.
Проект
Исследование
(«брошенный вперёд»); совокупность документов необходимых для создания замысла или плана
(извлечь нечто «из следа»);
восстановить порядок вещей по косвенным признакам
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная (творческая или игровая) деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Основные этапы
проектная деятельность
исследовательская деятельность
Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели , выбор названия проекта.
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Выполнение запланированных операций, внесение необходимых изменений.
Определение объекта и предмета исследования.
Подготовка и защита презентации.
Выбор метода проведения исследования.
Анализ результатов , оценка качества выполнения проекта.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Метод – способ достижения цели исследования: способ познания, способ исследования.
Методы исследования
эмпирического уровня
экспериментально-теоретического уровня
опрос (беседа, интервью, анкетирование)
эксперимент
собеседование
теоретического уровня
тестирование
лабораторный опыт
изучение источников
моделирование
обобщение
фотографирование
анализ и синтез
анализ и синтез
сравнение
Презентация результатов
Классификация проектов
по предметно-содержательной области
по доминирующему виду деятельности
монопредметный
исследовательские
межпредметный
ролево-игровые
надпредметный
информационно-практико-ориентированные
творческие
Результативность использования проектно-исследовательской деятельности
Распространение опыта.
Литература:
1.Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности.//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
2.Гольдштейн Г.Я. Методология научного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев// AUP.Ru: административно-управленческий портал. – 2016. – URL : http://www.aup.ru/books/m 1501/2_3.htm (дата обращения : 31.10.2016)
3.Кукушкина А. С. Библиографическое описание: Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе // Молодой ученый. — 2016. — №7, 6. — С. 148-150.
4.Леонтович А.В., Монахов Д.Л. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. «Внешкольник», № 3, 1997 г.
5.Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. В сб. «Экспериментальные площадки в московском образовании», МИПКРО, М., 2001.
6.Методы исследования [Электронный ресурс]//Center-YF Центр управления финансами: [сайт]. –2016. –URL: http://centeryf.ru/data/Marketologu/Metody-issledovaniya.php (дата обращения : 31.10.2016).
7.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с.42. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
Спасибо за внимание!