Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» Сухомлинский В.А.
Мотив – это то, что побуждает человека к действию.
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Виды мотивов
Направленные
на достижение
успеха
Внутренние
Социальные
Познавательные
Направленные
на избегание
неудач
Внешние
Мотивы
соц.
сотрудничества
Мотивы
самообразования
Уровни учебной мотивации
- Очень высокий – есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования;
- Высокий – учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью;
- Нормальный – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
- Сниженный – посещают школу неохотно, допускают пропуски занятий;
- Очень низкий – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся;
- не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
- особенности личности учителя.
Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются:
- низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
- не сложившиеся отношения с классом;
-задержки развития, аномальное развитие .
Формировать и развивать мотивацию — значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Три кита учебной мотивации.
КИТ 1.
Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Техника «Проблемные вопросы»
Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
+
Я это знал(а)
–
Это для меня абсолютно новое
?
Это противоречит тому, что я знал(а)
Я хочу об этом узнать побольше
Три кита учебной мотивации.
КИТ 1.
Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
КИТ 2.
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
КИТ 3.
Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Приёмы
формирования учебной мотивации
Прием первый : апелляция к жизненному опыту детей.
Прием второй: создание проблемной ситуации.
Третий прием: ролевой подход и деловая игра.
Четвертый прием: решение нестандартных задач
на смекалку и логику.
Пятый прием: игры и конкурсы.
Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы,
творческие сочинения и т.п.
Что дает высокая мотивация учения ребенку?
- чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
- повышение собственной значимости;
- признание учителей и сверстников;
- развитие творческих способностей;
- гордость собой и своими успехами;
- статус успешного человека.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ