Аннотация
В презентации представлены теоретические основы исследования развивающего обучения : сформулированы его цель, практическая группа задач, обеспечивающих ее достижение; объект и предмет исследования. Даны основные теоретические положения с учетом общенаучных, психолого-педагогических знаний, рассматриваются особенности системы развивающего обучения школьников Материал адресован учителям, методистам, организаторам образования, учащимся педагогических учебных заведений, родителям, интересующимся проблемами развивающего обучения.
Субъект в обучении
«...развивающее обучение есть развитие субъекта. По единственному критерию – является ли ребенок в процессе обучения субъектом? –можно судить о виде обучения. Если да, это –развивающее обучение, если он является обучаемым объектом, это не развивающее обучение»
Субъектом в обучении может быть только учащийся, т.е. учащий самого себя в контексте с учителем, который помогает ему осуществить это. Субъект –это главный работник в процессе обучения, действующий осознанно и ответственно, а значит свободно. Ребенок в роли субъекта учится не потому, что учитель так сказал и потребовал, а потому, что это нужно ему самому. Ребенок становится субъектом обучения лишь в том случае, когда он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач, а не тогда, когда это обеспечивает учитель.
Цель развивающего обучения
ЦЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ –воспитать из каждого ученика субъекта учения, субъекта собственной жизни, то есть человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Конечная цель развивающего обучения состоит в обеспечении условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, для превращения ученика в учащегося, в человека, способного к самоизменению.
Развивающее обучение ориентировано на закономерности развития личности. Это –обучение, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом.
Требования к технологии
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании данной технологии.
Технология
Цель
Развивающее обучение
Сущность
Развитие личности и ее способностей
Механизм
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности личности и их реализацию
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Основные характеристики развивающего обучения
Часто дискутируются вопросы, что является главным - содержание, методы обучения или личность учителя ? Существуют самые различные точки зрения, но практика показала, что развивающее обучение представляет собой целостную систему, а не сумму методических приемов. В ней тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены все три главных параметра: содержательный, методический и личностный. Они неотделимы друг от друга. Реализация развивающего обучения невозможна частично, отдельными элементами. Вырванные из системы частные приемы будут давать частичный результат, который не характеризует возможности системы в целом.
Содержание развивающего обучения
Развивающее обучение отличается от традиционного обучения прежде всего своим содержанием. Это сложный параметр, определяющий все остальные. В отличие от функционального обучения оно направлено на освоение не частных способов действия, умений и навыков, а принципов действия. Принципы действия составляют содержание теоретического знания. В связи с этим возникает необходимость четкого разграничения понятий от той формы знаний, которая преобладает в традиционной школе, где представление о понятии - это абстрактное знание, облеченное в словесную форму. Научное понятие отражает не внешние опознавательные признаки предмета, а его внутреннюю сущность.
Таким образом, общие представления, которые получают дети в традиционной школе, и научные понятия имеют разное происхождение. Общие представления опираются на эмпирический опыт, подчиняя его формально-логическим рассудочным правилам, поэтому никакого развития не происходит. Ребенок остается в тех же самых рамках, в которых был раньше. Работая в развивающей системе, у ребенка появляется необходимость и возможность не просто заучивать определенный материал, а исследовать проблему, что развивает мышление, понимание. В результате ребенок обучается не просто письму, чтению или счету, а умению думать так, как думают ученые-исследователи. Таким образом, развивающее обучение возможно только в том случае, если в его содержание положена система научно- теоретических понятий.
Понятие - это понимание сущности вещи или явления
Понятие –это целостная совокупность суждений, в которых что-либо утверждается о наиболее общих и в то же время существенных объектах. Основы наук, которые изучаются в школе, есть не что иное, как определенная система взаимосвязанных теорий, каждая из которых складывается из системы понятий.
Научное понятие отражает не внешние опознавательные признаки предмета, а его внутреннюю сущность.
С точки зрения теории развивающего обучения, «понятие –это закон, описывающий способ действия с предметом и дающий его обоснование: почему, на основании каких средств предмета мы должны действовать с ним таким способом». Понятие выступает не как форма описания объекта, а как основание его практического преобразования в результате деятельности ученика.
Главные отличия традиционной системы от развивающего обучения
- В традиционном обучении система понятий задается для усвоения через формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует жесткий перечень, что должен знать ученик.
- В развивающем обучении научные понятия существуют в легком варианте — способе действий. Ребенком должен быть освоен этот способ, его основание, умение построить данное действие, обосновать, доказать его. Поэтому в развивающем обучении нежелательно задавать готовые определения. Формулировка понятия — это тот результат, к которому нужно прийти в конечном итоге, в результате анализа.
Метод развивающего обучения
Методом развивающего обучения является решение учебных задач при помощи учебно-продуктивных действий.
Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение , организация оценки найденного способа действия –таковы три составляющие того метода, который адекватен целям и задачам развивающего обучения.
Учебная задача –это ситуация, когда ученику надо что-либо решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет. Она предполагает нахождение способа действия, а не изменение предмета, с которым действует субъект учения. Учебная задача является точкой пересечения педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика, она представляет собой единицу педагогического взаимодействия. Усвоение школьником всех понятий, всех теоретических знаний, умений и навыков происходит в ходе решения учебных задач.
Изменения в методах обучения
Основа традиционного метода обучения — демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка-это иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении этот метод не пригоден, потому что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ. При обучении принципу учитель должен выбрать такую задачу, в которой нужный принцип проявлялся бы в простой форме, и учащиеся могли вычленить и зафиксировать его в результате собственной деятельности.
Процесс решения учебной задачи
Столкнувшись с невозможностью решить возникшую перед ним практическую задачу, ребенок должен убедиться в том, что причина затруднений состоит в недостаточности имеющихся в его распоряжении способов действия и (или) знаний о принципах их построения. Такая рефлексивная оценка ситуации является предпосылкой ее анализа, направленного на выяснение тех условий, которыми вызвана непригодность ранее усвоенных способов действия и необходимость их перестройки или замены новыми. Результатом такого анализа является постановка задачи на поиск способа действия, соответствующего изменившимся условиям, т.е. определение учебной цели (целеполагание). Установление соответствия полученного понятия намеченной цели предполагает осуществление развернутого, рефлексивного самоанализа, опираясь на результаты которого ученик может критически оценить свою готовность решить новые учебные задачи.
Мотивы учебной деятельности
Ведущим мотивом учебной деятельности является интенсивное формирование учебно-познавательного интереса и овладения способами осуществления учебной деятельности. Проблемная ситуация знание о незнании стремление получить результат и уверенность, что этого можно достичь, если устранить дефицит знаний, дефицит способов действий доказать себе, что это возможно. Так возникает учебно-познавательный ( внутренний и самый важный ) мотив, как резкое переживание дискомфорта, злости на себя. Это и есть исходный момент активизации потребности реализации себя как субъекта. Цели сами по себе, без мотивов , не определяют учебной деятельности, учебного поведения школьников. Но и без целей самые хорошие мотивы учения могут остаться благими порывами. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивает реальное выполнение учебного действия.
Структурная схема взаимодействия процессов развивающего обучения
I . Цель развивающего обучения
II . Процесс коллективно - распеделительной деятельности
III . Процесс постановки и решения учебной задачи
IV . Процесс освоения понятия и общего способа действия
V . Процесс учебной деятельности учащихся
VI . Процесс формирования теоретического мышления
VII . Конечный результат
Данная структура, знание ее связей позволит учителю не искажать суть и результаты развивающего обучения.
В ходе теоретической и методической подготовки учителя знание структуры является основой для более глубокого осмысления всей технологии развивающего обучения.
Деятельность учителя в условиях развивающего обучения
Метод развивающего обучения заключается не в показе, не в объяснении, а в организации собственных действий учащихся, поэтому в развивающем обучении центральной фигурой, является не учитель, а ученик. Функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей. Всякая деятельность — это есть решение задач, поэтому основным средством, которым располагает учитель, является постановка задач и организация их решения. Это составляет основную специфическую сложность методического аппарата развивающего обучения. Умение поставить задачу, организовать ее решение — чрезвычайно сложная вещь, требующая большой серьезной работы от учителя.
Всякая задача — это цель, которая должна быть достигнута.
Поставленная цель должна быть достигнута ребенком в процессе решения задачи, только тогда она для него приобретает смысл. Значит, учителю надо организовывать действия детей : разбить эту задачу на ряд частных простых задач, каждая из которых приводит ребенка к постепенному решению основной задачи.
В этом заключается основной метод развивающего обучения и главная задача учителя: постановка учебных задач и организация их решения.
Организация совместной деятельности
В традиционном обучении, которое опирается на показ и объяснение, как бы ни строил учитель свои отношения с детьми, в их основе всегда лежит авторитарность: я тебя учу, объясняю, проверяю, контролирую и т.д.
В развивающем обучении необходим совсем иной характер взаимоотношений учителя с детьми, и детей между собой: педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер парного диалога - учителя с учеником.
Разрушение авторитарности учителя
Одним из условий развивающего обучения является совместная деятельность не только учителя и ученика, но и учащихся между собой. В результате рождается сопоставление точек зрения, анализ, вырабатывается общая позиция. В развивающем обучении деятельность может быть только коллективной, совместно распределенной. Учитель в нее включается как равноправный участник идеи. При этом совершенно исключаются все авторитарные формы, прежде всего, формы оценки.
Разрушение авторитарности учителя — один из важнейших первоначальных этапов развивающего обучения. Это надо сделать сознательно, т.е. приучать детей к мысли, что учитель может ошибаться. Конечно, учитель делает ошибки преднамеренно, но сопровождает их серьезным обоснованием. Это - не игра в ошибки, а кропотливая аналитическая работа. Точно так же нужно снимать авторитарность учебника. Он, как и учитель, может ошибаться. Доверять нужно не слову учителя, автору учебника, а собственному опыту, анализу, факту.
Равноправный диалог
Диалог предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Разумеется, детей нужно как-то дисциплинировать; не все предложения, особенно маленьких детей, подвергать обсуждению, дискуссии, т.к. у них богатая фантазия, ассоциативное мышление. Надо постепенно вводить детей в русло решения задачи. Лишь по мере освоения учебной деятельности каждый ребенок становится ее индивидуальным субъектом, впитывая в себя ее изначально коллективный, всеобщий характер. Так постепенно диалог приобретает формы развернутого учебного общения, общения между субъектами коллективной учебной деятельности!
Критерии сформированной учебной деятельности
Можно выделить ряд характеристик сформированной учебной деятельности: открытость к критике, самооценка, самоконтроль, равноправие всех ее участников, умение строить свою работу в коллективной системе. Это, прежде всего относится к учителю. Ведь система понятий, на которую опирается развивающее обучение, не может произвольно варьироваться или нарушаться. В ней своя предметная роль, свои требования, свои закономерности. Все это требует от учителя строгих ограничений. Дело в том, что задача, которую учитель решает с детьми, на каждом уроке новая. И учителю нужно каждый раз находить единственно пригодный способ решения. Поэтому в системе развивающего обучения в принципе невозможно говорить о повторении одного урока. Здесь в каждом классе каждый год все будет заново, поэтому от учителя требуется немедленная реакция, основанная на анализе ситуации, глубочайшем понимании решаемых задач.
Развивающее обучение поможет нашим детям стать умными!
Развивающее обучение предполагает принципиально иной тип педагогической деятельности, в корне отличный от деятельности учителя в системе традиционного обучения. Оно построено на общении детей, совместном решении задач, педагогическом творчестве и компетентности.
И равно в той степени,
в какой учитель открывает
для себя эту сферу
педагогической деятельности,
он сам становится
ЛИЧНОСТЬЮ!
Как теоретики, так и практики нашего образования уделяют большое внимание проблемам развивающего обучения. Занков настаивал на том, что решающее значение имеют методы обучения и сосредотачивал все свое внимание на разработке методических принципов. Эльконин и Давыдов, положительно оценивая позицию Занкова, утверждают, что для получения качественно новых результатов развития нужно менять само содержание обучения.
В.В. Давыдов отмечал,
что личность –
это человек, который
решает творческие задачи
и не повторяет то,
что делают другие.
Вывод:
Развивающее обучение представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, методы и тип общения.
Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
В этой совместной деятельности скрыты большие возможности учителя и учеников, но и чрезвычайная сложность педагогического процесса в условиях развивающего обучения.