Самооценивание - как один из компонентов контрольно – оценочной деятельности учащихся Учитель начальных классов СМРШ Бадмацыренова А.А..
«Ребёнок, не познавший радости труда в учении,
не переживший гордости от того, что трудности
преодолены, глубоко несчастен…
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха
в овладении знаниями; без вдохновения учение
превращается для детей в тягость»
В.А. Сухомлинский
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
Главное требование – опора на успех.
Увидеть и подчеркнуть успехи каждого ребёнка в течение каждого дня.
Алгоритм самооценки
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
(«Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.)
Критерии самоконтроля и самооценки
- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика;
- личностные качества школьников;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:
◄ Ретроспективная оценка
◄ Рефлексивная оценка
Ретроспективная оценка ,
(оценка выполненной работы)
при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке.
Этапы проведения проверочных работ:
● выполнение самой работы;
● выработка критериев;
● оценка учащимися своей работы по заданным критериям;
● проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ
учащихся;
● соотнесение оценки учителя и оценки учащихся;
● обнаружение расхождений в оценке.
Прогностическая (рефлексивная) оценка (оценка предстоящей работы)
позволяет устанавливать границу знания – незнания, нацеливает на получение нового способа действия, предусматривает оценку своих возможностей перед решением задачи.
«Древо творчества»
плоды - дело прошло полезно, плодотворно;
цветок — получилось почти все, дело прошло довольно неплохо;
зеленый листик - не все получилось, но я старался;
желтый листик - не смог справиться с заданием, еще нужно работать.
«Лесенка достижений»
Спасибо за внимание.