В ИНТЕРЕСНОМ МИРЕ ЗВУКОВ
Игра «Угадай, что звучит» Цель: развитие слухового внимания и памяти, дифференциация неречевых звуков.
?
?
?
?
?
?
Звуки речи
42
звука
Гласные Согласные
6 36
Гласные звуки а о у ы и э
При произнесении гласных нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Воздух проходит свободно, не встречая преград.
Гласные ударные и безударные.
Произношение гласных зависит от места ударения в слове.
Ударение – выделение голосом одного из гласных звуков в слове: более длительное и отчётливое произношение.
Игра «Назови ударный звук»
Цель: развитие фонематического слуха, умения определять ударный гласный.
ы
а
о
у
э
о
Согласные звуки При произнесении согласных воздух встречает преграду, которую создают губы, зубы, язык, мягкое нёбо.
Согласные звуки
твёрдые и мягкие
Твёр - дые
Мяг - кие
б в г д
ж
б ’ в ’ г ’ д ’
з
з ’
й ’
к л м н п р с т ф х
ц
к ’ л ’ м ’ н ’ п ’ р ’ с ’ т ’ ф ’ х ’
ш
ч ’
щ ’
УПРАЖНЕНИЕ
на развитие фонематического восприятия.
Закройте глаза и произнесите звуки
м – м ’ , б – б ’ . Почувствуйте, что при произнесении твёрдых согласных язык спокоен, а при произнесении мягких – язык напрягается, приближается к зубам, поднимается к нёбу.
Губы также более напряжённые.
При произнесении мягких согласных спинка языка поднимается к нёбу, создавая дополнительную преграду.
Согласные звонкие и глухие.
Звонкие согласные состоят из голоса и шума.
Глухие – только из шума.
б
б ’
п п ’
в в ’
г г ’
ф ф ’
д д ’
к к ’
й ’
т т ’
ж
ш
з з ’
с с ’
л л ’
м м ’
н н ’
р р ’
х х ’
ц
ч ’
щ ’
УПРАЖНЕНИЕ на развитие фонематического восприятия.
Прижмите уши руками, произнесите звуки: б – п, з – с, д – т. Если в ушах звенит, значит это звонкий согласный.
Если не звенит – глухой.
Сказка о Хитром звуке.
Жил-был Звук [ й ‘] . Он любил важничать, потому что для него придумали отдельную букву. Но и этого ему было мало.
Стал звук [ й ‘] прятаться за другие буквы:
е, ё, ю, я. «Ведь ты же согласный,» - говорили ему. Но Хитрый звук продолжал прятаться за гласные. Когда его не видно, его называют йот и обозначают [i].
Игра «Хитрый звук»
Цель: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
Звуковой анализ слова
Иголки лежали, лежали
И под стол убежали.
Игры на развитие навыков фонематического анализа
Игра «Подбери слово к схеме» Определи, к какому слову относится схема?
Найди картинку, в названии которой на один слог больше, чем в названии картинки, изображённой на карточке.
Выбери картинку, в названии которой 5 звуков.