СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Особенности обучения детей с нарушениями зрения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Особенности обучения детей с нарушениями зрения"»

Особенности обучения детей  с нарушением зрения

Особенности обучения детей с нарушением зрения

Группы детей с нарушением зрения: Дети с функциональными  расстройствами зрения (vis от 0,4 зрение корригируется оптической коррекцией) Слабовидящие дети (vis от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз, в условиях оптической коррекции) Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения (vis от 0,04 до 0,5 на лучше видящий глаз, в условиях оптической коррекции)

Группы детей с нарушением зрения:

  • Дети с функциональными расстройствами зрения (vis от 0,4 зрение корригируется оптической коррекцией)
  • Слабовидящие дети (vis от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз, в условиях оптической коррекции)
  • Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения (vis от 0,04 до 0,5 на лучше видящий глаз, в условиях оптической коррекции)
Дети с функциональными  расстройствами зрения  Миопи́я -  дефект зрения , при котором человек вблизи видит хорошо, а вдали — плохо. Из-за аномалии преломления изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней.

Дети с функциональными расстройствами зрения

Миопи́я -  дефект зрения , при котором человек вблизи видит хорошо, а вдали — плохо. Из-за аномалии преломления изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней.

Гиперметропия -   это  дефект зрения, при котором лучше видно расположенные вдали объекты, а вблизи расположенные объекты видно плохо. 

Гиперметропия -   это  дефект зрения, при котором лучше видно расположенные вдали объекты, а вблизи расположенные объекты видно плохо. 

Косоглазие - это  патология зрения. При косоглазии глаза имеют неправильную установку и отклоняются в сторону от нормального угла зрения, не фокусируясь на одной точке. В головной мозг поступают несколько отличные изображения от левого и правого глаза.

Косоглазие - это  патология зрения. При косоглазии глаза имеют неправильную установку и отклоняются в сторону от нормального угла зрения, не фокусируясь на одной точке. В головной мозг поступают несколько отличные изображения от левого и правого глаза.

Астигматизм - нормальная роговица и здоровый хрусталик имеют поверхность в виде ровной сферы, глаз с астигматизмом имеет искривленные поверхности. Как результат, человек видит искаженную картинку – частично четкую, частично – размытую.

Астигматизм - нормальная роговица и здоровый хрусталик имеют поверхность в виде ровной сферы, глаз с астигматизмом имеет искривленные поверхности. Как результат, человек видит искаженную картинку – частично четкую, частично – размытую.

Слабовидящие дети  В группу входят дети, у которых на фоне органического поражения зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения.  Vis на лучшем глазу 0,05 до 0,4 (в условиях оптической коррекции)

Слабовидящие дети

В группу входят дети, у которых на фоне органического поражения зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения.

Vis на лучшем глазу 0,05 до 0,4 (в условиях оптической коррекции)

Требования к материалам и пособиям   состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету, не бликовать четкое композиционное построение, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий) фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов определенных размеров: более крупные для фронтальных занятий и строго дифференцированные для индивидуальных Отрицательные контрасты предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном; дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные   (кроме специальных заданий)

Требования к материалам и пособиям

  • состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек
  • доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету, не бликовать
  • четкое композиционное построение, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира
  • не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий)
  • фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей
  • пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов
  • определенных размеров: более крупные для фронтальных занятий и строго дифференцированные для индивидуальных
  • Отрицательные контрасты предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном; дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные   (кроме специальных заданий)
Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения Тотально слепые дети Дети со светоощущением Дети с остаточным зрением (vis=0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции)

Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения

  • Тотально слепые дети
  • Дети со светоощущением
  • Дети с остаточным зрением (vis=0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции)
Тактильные  ощущения   Возникают в результате прикосновения различных участков кожи к предметам окружающей среды или, наоборот, при прикосновении чего-либо к телу. Рецепторы тактильных ощущений размещены на коже человека неравномерно. Поэтому одни участки тела более чувствительны, другие - менее. На подвижных частях тела чувствительность кожи выше, чем на неподвижных. Наиболее высокой абсолютной и относительной чувствительностью обладают язык, пальцы рук, губы. Поэтому, например, чувствительность кожи спины в 100 и более раз ниже, чем языка!

Тактильные ощущения

Возникают в результате прикосновения различных участков кожи к предметам окружающей среды или, наоборот, при прикосновении чего-либо к телу. Рецепторы тактильных ощущений размещены на коже человека неравномерно. Поэтому одни участки тела более чувствительны, другие - менее. На подвижных частях тела чувствительность кожи выше, чем на неподвижных. Наиболее высокой абсолютной и относительной чувствительностью обладают язык, пальцы рук, губы. Поэтому, например, чувствительность кожи спины в 100 и более раз ниже, чем языка!

Температурные ощущения  Ощущения кожей тепла и холода. Рецепторов ощущения холода у человека больше, чем рецепторов тепла, - вот почему кожа более чувствительная к холоду. Тепло и холод лучше ощущаются кожей лица и шеи, ладонями. Женщины более чувствительны к холоду, чем мужчины. Это необходимо учитывать на занятиях по ориентировке и при передвижении в зимнее время года.

Температурные ощущения

Ощущения кожей тепла и холода. Рецепторов ощущения холода у человека больше, чем рецепторов тепла, - вот почему кожа более чувствительная к холоду. Тепло и холод лучше ощущаются кожей лица и шеи, ладонями. Женщины более чувствительны к холоду, чем мужчины. Это необходимо учитывать на занятиях по ориентировке и при передвижении в зимнее время года.

Рельефно-точечный тактильный шрифт  Рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом; из-за начавшегося воспаления глаза мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи создал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте. Шрифт Брайля был первой системой записи с двоичным кодированием.

Рельефно-точечный тактильный шрифт

Рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом; из-за начавшегося воспаления глаза мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи создал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте. Шрифт Брайля был первой системой записи с двоичным кодированием.

Приборы для письма и чтения

Приборы для письма и чтения

Болевые ощущения  Болевые ощущения могут возникнуть в результате механических, температурных и других воздействий. Болевые ощущения способствуют самосохранению организма. В пространственной ориентировке они используются мало.

Болевые ощущения

Болевые ощущения могут возникнуть в результате механических, температурных и других воздействий. Болевые ощущения способствуют самосохранению организма. В пространственной ориентировке они используются мало.

Тактильные ощущения играют важную роль в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих, так как эти ощущения возникают при соприкосновении наружных покровов тела с поверхностью отображаемых объектов. Результатом этого соприкосновения является возникновение в мозге ощущений, отражающих многообразные свойства и признаки предметов: величину, упругость, плотность, гладкость или шероховатость, тепло, холод и т.д.  Абсолютный порог тактильной чувствительности есть едва заметное ощущение прикосновения при воздействии каким-либо предметом на определенный участок кожи.  Тактильные, температурные и болевые ощущения крайне редко выступают изолированно. В процессе отражения физико-механических, пространственных и временных параметров объективного мира они объединяются в сложный комплекс, образуя пассивное, а при включении мышечно-суставных ощущений - активное осязание.

Тактильные ощущения играют важную роль в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих, так как эти ощущения возникают при соприкосновении наружных покровов тела с поверхностью отображаемых объектов. Результатом этого соприкосновения является возникновение в мозге ощущений, отражающих многообразные свойства и признаки предметов: величину, упругость, плотность, гладкость или шероховатость, тепло, холод и т.д. Абсолютный порог тактильной чувствительности есть едва заметное ощущение прикосновения при воздействии каким-либо предметом на определенный участок кожи. Тактильные, температурные и болевые ощущения крайне редко выступают изолированно. В процессе отражения физико-механических, пространственных и временных параметров объективного мира они объединяются в сложный комплекс, образуя пассивное, а при включении мышечно-суставных ощущений - активное осязание.

Слуховые ощущения

  • отражает такие качеств звука, как громкость, высота, тембр, устанавливает длительность звучания, локализует источник звука в пространстве.
  • Человеческий слух имеет социальный характер и существенно отличается от слуха животных - помимо шумов, человек различает речевые и музыкальные раздражители.
  • Будучи дистантным, слуховой анализатор на расстоянии отражает многочисленные пространственные и временные отношения.
  • Звук имеет предметный характер, то есть является признаком, присущим определенному предмету.
  • Нетрудно себе представить, насколько возрастает значение слуха при полной или частичной утрате зрительных функций, при сокращении или невозможности воспринимать мир визуально. При помощи слуха слепые дети ориентируются в пространстве, узнают предметы, людей. Для слепых имеют сигнальное значение весьма незначительные, порой незаметные для зрячих изменения звука. Например, по колебаниям тембра и громкости голоса, интонации слепые могут судить об изменениях в настроении собеседника. Наконец, и это наиболее существенно, слух сохраняет для слепых возможность нормального общения с людьми, что является непременным и основным условием компенсации дефекта и его последствий.
Обоняние В ориентировочной практике слепых используется довольно часто, поскольку так же, как и слух, может дистантно сигнализировать о наличии того или иного объекта. При помощи обоняния слепые определяют местонахождение объектов, обладающих специфическими запахами. Запахи, постоянно присущие тому или иному неподвижному объекту, служат слепым ориентирами при передвижении в пространстве.

Обоняние

  • В ориентировочной практике слепых используется довольно часто, поскольку так же, как и слух, может дистантно сигнализировать о наличии того или иного объекта. При помощи обоняния слепые определяют местонахождение объектов, обладающих специфическими запахами. Запахи, постоянно присущие тому или иному неподвижному объекту, служат слепым ориентирами при передвижении в пространстве.
Помимо перечисленных внешних органов чувств, при ориентировке слепых широко используются и другие виды чувствительности: вибрационная, температурная, статическая.

Помимо перечисленных внешних органов чувств, при ориентировке слепых широко используются и другие виды чувствительности: вибрационная, температурная, статическая.

Офтальмолого гигиенические основы обучения  в практике образовательных учреждений: Соблюдение режима питания соблюдения статико-динамического и двигательного режима; организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида; обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны детей с нарушением зрения; воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения; лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий; выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача

Офтальмолого гигиенические основы обучения в практике образовательных учреждений:

  • Соблюдение режима питания
  • соблюдения статико-динамического и двигательного режима;
  • организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида;
  • обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны детей с нарушением зрения;
  • воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения;
  • лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий;
  • выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!