СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Оценка сформированности функциональной грамотности у обучающихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация «Оценка сформированности функциональной грамотности у обучающихся»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Оценка сформированности функциональной грамотности у обучающихся»»

Оценка сформированности функциональной грамотности у обучающихся М а т е м а ти ч ес к ая грамотность Е с т ес т в е нн о н а у чная грамотность Финансовая гр а м о тн о с т ь Ч и т а т е л ь с к ая грамотность Глобальные к о мп е т е н ци и Глобальные к о мп е т е н ци и

Оценка сформированности функциональной грамотности

у обучающихся

М а т е м а ти ч ес к ая грамотность

Е с т ес т в е нн о н а у чная грамотность

Финансовая гр а м о тн о с т ь

Ч и т а т е л ь с к ая грамотность

Глобальные к о мп е т е н ци и

Глобальные к о мп е т е н ци и

Общая концептуальная рамка оценки Содержательная модель Контексты/ ситуации Компетентност ная

Общая концептуальная рамка оценки

Содержательная модель

Контексты/ ситуации

Компетентност ная

Особенности заданий   В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Особенности заданий

  • В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
  • Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Особенности заданий В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью  имеющихся знаний Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим  в повседневной жизни Ситуация требует осознанного выбора модели поведения Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.) 2

Особенности заданий

  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся
  • Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью

имеющихся знаний

  • Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим

в повседневной жизни

  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
  • Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.)

2

Читательская грамотность: концептуальная рамка Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни  Ситуация: цели чтения: личные социальные практические образовательные Тип текста: сплошной несплошной составной Оценка читательской грамотности в PISA Компетентности: осмысливать и оце- находить и извлекать интерпретировать нивать информацию информацию информацию 2

Читательская грамотность:

концептуальная рамка

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Ситуация:

цели чтения:

  • личные
  • социальные
  • практические
  • образовательные

Тип текста:

  • сплошной
  • несплошной
  • составной

Оценка

читательской

грамотности

в PISA

Компетентности:

осмысливать и оце-

находить и извлекать

интерпретировать

нивать информацию

информацию

информацию

2

Чтение и понимание текстов (PIRLS) Читательская грамотность(PISA) Опора на внетекстовое знание Опора на текст 3. Осмыслить и оценить 1. найти и извлечь 2. интегрировать и (информацию ) интерпретировать (сообщения текста)  форму текста содержание текста

Чтение и понимание текстов (PIRLS)

Читательская грамотность(PISA)

Опора на внетекстовое знание

Опора на текст

3. Осмыслить

и оценить

1. найти и извлечь

2. интегрировать и

(информацию )

интерпретировать

(сообщения текста)

форму

текста

содержание

текста

Находить информацию Интерпретировать информацию Что совершил Раскольников? Рефлексия и оценка Почему Раскольников совершил убийство? Имеет ли право человек на убийство? Почему произведение Ф.М. Достоевского мы читаем сегодня? Актуально ли данное произведение?

Находить информацию

Интерпретировать информацию

Что совершил Раскольников?

Рефлексия и оценка

Почему Раскольников совершил убийство?

Имеет ли право человек на убийство?

Почему произведение Ф.М. Достоевского мы читаем сегодня?

Актуально ли данное произведение?

 Пример задания для оценки   читательской грамотности ОБЪЯВЛЕНИЕ В  СУПЕРМАРКЕТЕ Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?» Осторожно –  аллерген! Арахис в лимонном  печенье Дата : 04 февраля 2018  г. Изготовитель: ООО Файн  Фудз Информация о продукте: Лимонное  печенье в  пачках  по  125  г  (со  сроком  годности  до К а к  по с ту п и ли  б ы  в ы ,  к уп и в та к ое  п е ч е н ь е ? Почему бы вы так  поступили? Используйте информацию из объявления для обоснования своего  ответа. 18 июня 2018 г. и  со сроком годности до 01 июля 2018  г.). Подробности: Печенье в указанных  партиях может содержать арахисовую крошку,  не включенную в список исходных  продуктов. Тем, кто страдает аллергией на арахис,  не следует есть это  печенье! Как поступить : Если вы уже купили  это печенье, можете вернуть его назад, и  вам полностью возместят расходы.  За дополнительной информацией обращайтесь по телефону 1800 034  241.

Пример задания для оценки читательской грамотности

ОБЪЯВЛЕНИЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ

Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?»

Осторожно аллерген!

Арахис в лимонном печенье

Дата : 04 февраля 2018 г.

Изготовитель: ООО Файн Фудз

Информация о продукте: Лимонное печенье

в пачках по 125 г (со сроком годности до

  • К а к по с ту п и ли б ы в ы , к уп и в та к ое п е ч е н ь е ?
  • Почему бы вы так поступили?
  • Используйте информацию из объявления для обоснования своего ответа.

18 июня 2018 г. и со сроком годности до

01 июля 2018 г.).

Подробности: Печенье в указанных партиях

может содержать арахисовую крошку, не

включенную в список исходных продуктов.

Тем, кто страдает аллергией на арахис, не

следует есть это печенье!

Как поступить : Если вы уже купили это

печенье, можете вернуть его назад, и вам

полностью возместят расходы. За

дополнительной информацией обращайтесь по телефону 1800 034 241.

Оценка естественнонаучной грамотности

Оценка естественнонаучной грамотности

Естественнонаучная грамотность: концептуальная рамка Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  Оценка естественно научной грамотности в PISA Контекст: здоровье ресурсы окружающая среда опасности и риски связь науки и технологии Тип е/н знания: Физические системы Живые системы Земля и Вселенная Методология Компетентности: применять е/н методы давать научные интерпретировать данные, исследования объяснения делать выводы

Естественнонаучная грамотность:

концептуальная рамка

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Оценка

естественно

научной

грамотности

в PISA

Контекст:

  • здоровье
  • ресурсы
  • окружающая среда
  • опасности и риски
  • связь науки и технологии

Тип е/н знания:

  • Физические системы
  • Живые системы
  • Земля и Вселенная
  • Методология

Компетентности:

применять е/н методы

давать научные

интерпретировать данные,

исследования

объяснения

делать выводы

Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания с картами (например, сейсмической активности) и предложением эти карты проанализировать. Или, например, объяснить, что изображено на серии картинок при помощи научных понятий (например «атомы» и «молекулы»).

Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания с картами (например, сейсмической активности) и предложением эти карты проанализировать. Или, например, объяснить, что изображено на серии картинок при помощи научных понятий (например «атомы» и «молекулы»).

Оценка математической грамотности Количество (арифметика) Изменения и зависимости (алгебра) Пространст-во и форма (геометрия) Неопреде-лённость и данные Мир индиви-дуума образования и про-фессий социума науки

Оценка математической грамотности

  • Количество (арифметика)
  • Изменения и зависимости (алгебра)
  • Пространст-во и форма (геометрия)
  • Неопреде-лённость и данные

Мир

  • индиви-дуума
  • образования и про-фессий
  • социума
  • науки
Пример  задания  «Парусные  корабли» РЕАЛЬНЫЙ  МИР Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно 50 000 танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное  топливо. Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую  среду. Создать модель решения и выполнить арифметические  действия МАТЕМАТИЧЕСКИЙ  МИР Типичная задача для учащихся 5-6  классов: «За год двигатель на корабле потребляет 3500000 л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит 2500000 р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько  лет экономия топлива покроет стоимость  установки  паруса? » Через сколько примерно лет экономия на дизельном топливе  покроет стоимость установки кайта ? Приведите  вычисления

Пример задания «Парусные корабли»

РЕАЛЬНЫЙ МИР

Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно 50 000 танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо.

Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду.

Создать модель решения и выполнить арифметические действия

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР

Типичная задача для учащихся 5-6 классов:

«За год двигатель на корабле потребляет 3500000 л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит 2500000 р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса? »

Через сколько примерно лет экономия на дизельном топливе покроет стоимость установки кайта ? Приведите вычисления

Организации области исследования математическое содержание, которое используется в заданиях контекст, в котором представлена проблема мыслительные процессы, которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой для решения поставленной проблемы (формулировать ситуацию математически, применять математические понятия, факты, процедуры размышления, интерпретировать,  использовать и оценивать математические результаты)

Организации области исследования

  • математическое содержание, которое используется в заданиях
  • контекст, в котором представлена проблема
  • мыслительные процессы, которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой для решения поставленной проблемы (формулировать ситуацию математически, применять математические понятия, факты, процедуры размышления, интерпретировать,

использовать и оценивать математические результаты)

Оценка финансовой грамотности

Оценка финансовой грамотности

Оценка финансовой грамотности Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов. Главный вопрос исследования в области финансовой грамотности  «Насколько 15-летние учащиеся (для России – выпускники основной школы) готовы к принятию эффективных решений  в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем?»

Оценка финансовой грамотности

  • Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.

Главный вопрос исследования в области финансовой грамотности

«Насколько 15-летние учащиеся (для России – выпускники основной школы) готовы к принятию эффективных решений

в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем?»

Примеры заданий финансовой грамотности Деньги Валюта Сашина копилка Две семьи Рациональное поведение Траты Димы

Примеры заданий финансовой грамотности

Деньги

Валюта

Сашина копилка

Две семьи

Рациональное поведение

Траты Димы

Глобальные компетенции

Глобальные компетенции

Оценка глобальных компетенций Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее. Сложность предполагаемого анализа зависит  от возраста ребенка: с пятиклассниками  можно поговорить о том, почему нельзя  выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе  уже затронуть тему социального неравенства.

Оценка глобальных компетенций

  • Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее.
  • Сложность предполагаемого анализа зависит

от возраста ребенка: с пятиклассниками

можно поговорить о том, почему нельзя

выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе

уже затронуть тему социального неравенства.

Примеры заданий по оценке  глобальных компетенций Доступ к чистой воде Между горами и морем Государство «Мусорные острова» Забота о животных Образование в мире: право и бизнес Здоровье

Примеры заданий по оценке глобальных компетенций

Доступ к чистой воде

Между горами и морем

Государство «Мусорные острова»

Забота о животных

Образование в мире: право и бизнес

Здоровье

Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного  взаимодействия Возможные  вопросы:  Как связаны определенные действия с развитием глобальных  проблем? Опишите одно позитивное и одно негативное последствие описанного  действия. Являются ли ситуации, описанные в таблице, примерами возможных негативных (позитивных)  последствий? Являются ли данные предложения краткосрочной или долгосрочной мерой решения описанной проблемы?

Примеры вопросов из области критического рассмотрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия

Возможные вопросы:

  • Как связаны определенные действия с развитием глобальных проблем?
  • Опишите одно позитивное и одно негативное последствие описанного действия.
  • Являются ли ситуации, описанные в таблице, примерами возможных негативных (позитивных) последствий?
  • Являются ли данные предложения краткосрочной или долгосрочной мерой решения описанной проблемы?
Модель оценки креативного мышления: тематическая Получение нового знания/ Решение проблем социальные или межличностные естественно научные или математические

Модель оценки креативного мышления: тематическая

Получение нового знания/ Решение проблем

социальные или межличностные

естественно научные или математические

Модель оценки креативного мышления: компетентностная Отбор креативных идей Оценка сильных и слабых сторон идей Выдвижение и совершенствование идей Оценка и отбор идей

Модель оценки креативного мышления: компетентностная

Отбор креативных идей

Оценка сильных и слабых сторон идей

Выдвижение и совершенствование идей

Оценка и отбор идей

Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему. Нет вредным привычкам Геометрические фигуры Визуальное самовыражение Сюжет для спектакля Игра «Путешествие по школе» Письменное самовыражение Хочу помочь! Школа будущего Решение социальных проблем За чистоту воды Изобретаем соревнование Решение естественнонаучных проблем

Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему.

Нет вредным привычкам

Геометрические фигуры

Визуальное самовыражение

Сюжет для спектакля

Игра «Путешествие по школе»

Письменное самовыражение

Хочу помочь!

Школа будущего

Решение социальных проблем

За чистоту воды

Изобретаем соревнование

Решение естественнонаучных проблем

Креативное мышление: примеры заданий Придумайте и запишите несколько разных заголовков  О чем может быть эта книга? Предложите несколько версий и кратко их опишите

Креативное мышление:

примеры заданий

Придумайте и запишите

несколько разных заголовков

О чем может быть эта книга?

Предложите несколько версий и кратко их опишите

Креативное мышление: примеры заданий Шесть типов, 1921 Щебечущие машины, 1922 Познакомьтесь с творчеством Пауля Клее. Рассмотрите представленные репродукции и подготовьте к выставке в вашем классе два экспоната, выполненные в манере художника. Пейзаж с закатом, 1923

Креативное мышление:

примеры заданий

Шесть типов, 1921

Щебечущие машины, 1922

Познакомьтесь с творчеством Пауля Клее. Рассмотрите представленные репродукции и подготовьте к выставке в вашем классе два экспоната, выполненные в манере художника.

Пейзаж с закатом, 1923

Модель интерактивного задания с применением  компьютера: интерактивный контрагент (симуляция работы в  группе) Дерево  полилога Все реплики  пронумерованы Поле для  чата Поле для выполнения  задания Инструменты общения (чат,  e-mail…) контрагенты тестируемый к  67 Инструменты для  выполнения задания         Информационные объекты и  поля      68

Модель интерактивного задания

с применением компьютера:

интерактивный контрагент (симуляция работы в группе)

Дерево полилога

Все реплики пронумерованы

Поле для чата

Поле для выполнения задания

Инструменты общения (чат, e-mail…)

контрагенты

тестируемый

к 67

Инструменты для выполнения

задания

 

 

Информационные объекты и поля

68

Какие задания необходимо предлагать учащимся для развития функциональной грамотности? Продуктивные задания: творческие, исследования, задания проектного типа до 30-40% Применение знаний в ситуациях, приближенных к реальным Самостоятельное приобретение знаний Разрешение проблем “ метапредметные” задания (листы продвижения), задания проектного типа, задания для совместной работы, задания на развитие речи; в каждой теме Саморегуляция, самоорганизация Сотрудничество Коммуникация особый тип диагностических заданий с предметным содержанием; там, где уместно Рефлексия. Личностные смыслы учения “ метапредметные” задания (листы самооценки), специальные вопросы к заданиям с предметным содержанием; до 10-15% Ценностно-смысловые установки  Использование ИКТ для обучения

Какие задания необходимо предлагать учащимся

для развития функциональной грамотности?

Продуктивные задания:

творческие, исследования,

задания проектного типа

до 30-40%

Применение знаний в ситуациях,

приближенных к реальным

Самостоятельное приобретение знаний

Разрешение проблем

метапредметные” задания (листы

продвижения), задания проектного

типа, задания для совместной

работы, задания на развитие речи;

в каждой теме

Саморегуляция, самоорганизация

Сотрудничество

Коммуникация

особый тип диагностических заданий

с предметным содержанием;

там, где уместно

Рефлексия. Личностные смыслы учения

метапредметные” задания (листы

самооценки), специальные вопросы к

заданиям с предметным содержанием;

до 10-15%

Ценностно-смысловые установки

Использование ИКТ для обучения