Литературные направления и течения
Литературное направление - определённый, сложившийся конкретных исторических условиях способ художественного отражения действительности, характерный для творчества ряда писателей. Литературное течение - разновидность основного способа художественного отражения действительности.
Содержание по темам
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Классицизм
Классицизм (от лат. classicus -«образцовый»)литературное направление XVII - начала XX в., зародившееся во Франции, со строгой системой художественных норм.
- Философской основой является рационализм, признающий единственным источником истинного знания разум.
- Образы античного искусства - художественные идеалы, ко-вторым должно соответствовать литературное произведение.
- Основная тема писателей-классицистов - человек и общество, их взаимодействие; личное, человеческое должно быть подчинено общественному, идеальному.
- Единство содержания и формы.
- Художественный образ - нравственный идеал, воздействующий на читателя с целью воспитания благородных чувств.
- Нормативность, соответствие стилю и жанру, логичность, стройность, простота - каноны текста литературного произведения.
- Чёткое деление литературных жанров на «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня). В драматическом произведении автор должен соблюдать и правило трёх единств: места, времени и действия.
- Литературный персонаж либо предстаёт как образец для подражания положительный герой, либо является объектом осуждения, то есть отрицательным героем.
Представители: A. Д. Кантемир, B. Д. Тредиаковский, A. П. Сумароков, М. В. Ломоносов.
Наиболее ярко эстетика классицизма проявилась в театральном искусстве
Сентиментализм
Сентиментализм (от фр. «sentiments - «чувство») литературное
Направление второй половины XVIII в. которое представлено художественными творениями писателей, изображавших чувственный мир человека.
- Предмет изображения - человек в естественной жизни, его чувства, переживания, эмоции, простота и чистота нравов.
- Природа является фоном естественной жизни человека.
- В недрах сентиментальной литературы происходит зарождение психологизма.
- Писателей-сентименталистов привлекают мотивы человеческой трагедии и смерти, бренности всего земного.
- Действия героя не обусловлены жизненными обстоятельствами.
- Прозаическое повествование осложнено авторскими отступлениями и рассуждениями морально-этического характера.
- В поэзии ярко выражена личность автор.
- Преобладающие же жанры: повесть, дневник, путешествие, роман, драма, элегия.
Представители: А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин.
Доминантой человеческой природы сентиментализм объявил чувства, а не разум.
Романтизм
- Субъективная позиция художника слова, в основе которой лежит авторское представление о возможном, отрицающем реальное; идея пересоздания действительности, её идеализация.
- Мечта и действительность - два противоборствующих начала.
- Романтический герой как художественное воплощение идеального и прекрасного, а потому исключительного, проявляющегося в таких же исключительных обстоятельствах.
- Динамичность сюжета, красочность описаний, эмоциональность персонажей.
- Обращение к историческому прошлому, мифологии и фольклору как поиск идеала настоящего.
- Представители: B. A. Жуковский, ранний A. C. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.
Романтизм – направление в искусстве и литературе первой половины XIX в., проникнутое устремлением к возвышенному идеалу, противопоставленному реальности.
Противопоставление реального и идеального мира – основа эстетики романтизма
Реализм
- Художественная правда жизни предполагает правдивость в произведении типичных характеров в типичных обстоятельствах; объективное изображение действительности.
- Создание наиболее общезначимых картин жизни, типов людей.
- Основу художественного изображения жизни составляет принцип историзма (закономерно развивающейся и меняющейся во времени реальности).
- Герой литературного произведения - обобщённый образ (тип), обладающий многозначностью, данный в единстве индивидуального, конкретного проявления и общечеловеческого представления.
- Развитие характера героя психологически и социально обусловлено ими мотивировано.
Реализм (от лат. realls – «вещественный, действительный») – направление в искусстве и литературе XIX-XX вв., художественно правдиво отражающее типичные характеры в типичных обстоятельствах.
Период творческой деятельности писателей критического реализма называют Золотым веком русской литературы
Этапы развития реализма
Просветительский
Критический
Надежда на эволюцию общества через просвещение.
Представители: А. H. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. P. Державин.
Критика социальных пороков пороков общества.
Представители: А. C. Пушкин, H. B. Гоголь, М. E. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.
Социалистический
Надежда на революционную перестройку мира, вера в со-социализм и коммунизм. Представители: М. М. Горький, М. А. Шолохов, Д. Бедный, поздний В. В. Маяковский.
Модернизм
Модернизм (фр. modernisme, от modeme – «современный») – направление в искусстве и литературе XX вв., противопоставленное реализму с целью создания новой художественной реальности, отражающей противоречия бытия.
- Отрицание традиционных форм, эстетика новой художественной реальности.
- Отчуждение кие как основной мотив мироощущения художника слова; субъективная попытка преодоления этого отчуждения.
- Художественный образ как отражение противоречий времени.
- Трагическое переосмысление героем жизненных ценностей.
- Качественное обновление художественной системы, аналитичность, сложность и выразительность художественной формы, языка.
Модернизм возник и развивался на сломе исторических эпох, поэтому данное литературное направление является таким иррациональным, противоречивым, многоликим
Основные течения русского модернизма
Акмеизм
Символизм
Футуризм
Символизм
- Искусство слова образ-символ бытия.
- Образ-символ - связующее звено между художником слова и сферой тайного, высшего, неземного; отражает «переживаемое содержание сознания», по определению В.Я. Брюсова. Символисты могли строить произведение вокруг как устоявшегося в мировой культуре образа-символа (предметы, животные, природные явления), так и вновь созданного.
- Близость к идеям романтиков.
- Иррационализм, субъективизм, ассоциативность, условность, иносказание, ритм, особая роль контекста, музыкальность - важные составляющие поэтики символизма.
Символизм (фр. Symbolism, от греч. symbolon – «знак, символ») – литературное течение конца XIX – начала XX в., основным художественным принципом которого является субъективное, авторское выражение мира посредством многозначного образа-символа
Представители: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. А. Блок, И. Ф. Анненский.
Акмеизм
Акмеизм (от греч. akme – «высшая ступень, вершина, цветущая сила») – литературное течение возникшее в начале XX в. В России
- Обращение поэзии к человеку, его подлинным чувствам, отражение предметности и реальности мира.
- Поэтическое слово отличается определённостью и конкретностью значения, естественной образностью, оно предметно, пластично, его интонационный рисунок выражает сдержанную напряжённость.
- Представители: С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам.
Изначально акмеизм возник как противоположность символизму
Футуризм
Футуризм (от лат. futurum «будущее»)- литературное течение 1910-1920-х гг., отводившее себе роль прообраза искусства будущего и выдвинувшее идею разрушения культурных стереотипов.
- Отрицание наследия прошлого, художественного и нравственного.
- Устремлённость в будущее как жизненный поэтический принцип.
- Движение жизни, её динамика - формообразующий фактор.
- Интерес не к содержанию, а к форме стихосложения, для чего был придуман телеграфный стиль, создан новый поэтический язык.
- Представители: В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых.
Постмодернизм
- Новое произведение искусства создаётся из фрагментов мировой культуры через совмещение, сочетание этих фрагментов.
- Ирреальность реальности, реальность представлена как художественный текст.
- Основу мира составляют самостоятельные, независимые духовные сущности, потому нет абсолютной истины и нет иерархии.
- «Коллажное» построение литературного текста: сочетание разнородных элементов.
- Творческое заимствование сюжетов и персонажей из прошлой литературы, авторская трансформация классического литературного произведения - его ремейк.
- Многозначность текста.
- Авторский стиль как сверхзадача.
- Представители: В. В. Ерофеев, В. О. Пелевин, В. Г. Сорокин.
Постмодернизм (от лат. post «после» и фр. moderne «современный, новейший»)- направление в искусстве литературе, появившееся во второй половине XX в.
Ремейк (от англ. remake «переделывать»)- более новая версия или интерпретация ранее изданного произведения (повесть В. И. Чайковский «Новое под солнцем» - ремейк романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»