СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Литературные направления и течения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Литературные направления и течения"»

Литературные направления и течения

Литературные направления и течения

Литературное направление - определённый, сложившийся конкретных исторических условиях способ художественного отражения действительности, характерный для творчества ряда писателей.  Литературное течение - разновидность основного способа художественного отражения действительности.

Литературное направление - определённый, сложившийся конкретных исторических условиях способ художественного отражения действительности, характерный для творчества ряда писателей. Литературное течение - разновидность основного способа художественного отражения действительности.

Содержание по темам Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Постмодернизм

Содержание по темам

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Постмодернизм

Классицизм

Классицизм (от лат. classicus -«образцовый»)литературное направление XVII - начала XX в., зародившееся во Франции, со строгой системой художественных норм.

  • Философской основой является рационализм, признающий единственным источником истинного знания разум.
  • Образы античного искусства - художественные идеалы, ко-вторым должно соответствовать литературное произведение.
  • Основная тема писателей-классицистов - человек и общество, их взаимодействие; личное, человеческое должно быть подчинено общественному, идеальному.
  • Единство содержания и формы.
  • Художественный образ - нравственный идеал, воздействующий на читателя с целью воспитания благородных чувств.
  • Нормативность, соответствие стилю и жанру, логичность, стройность, простота - каноны текста литературного произведения.
  • Чёткое деление литературных жанров на «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня). В драматическом произведении автор должен соблюдать и правило трёх единств: места, времени и действия.
  • Литературный персонаж либо предстаёт как образец для подражания положительный герой, либо является объектом осуждения, то есть отрицательным героем.

Представители: A. Д. Кантемир, B. Д. Тредиаковский, A. П. Сумароков, М. В. Ломоносов.

Наиболее ярко эстетика классицизма проявилась в театральном искусстве

Сентиментализм Сентиментализм (от фр. «sentiments - «чувство») литературное Направление второй половины XVIII в. которое представлено художественными творениями писателей, изображавших чувственный мир человека. Предмет изображения - человек в естественной жизни, его чувства, переживания, эмоции, простота и чистота нравов. Природа является фоном естественной жизни человека. В недрах сентиментальной литературы происходит зарождение психологизма. Писателей-сентименталистов привлекают мотивы человеческой трагедии и смерти, бренности всего земного. Действия героя не обусловлены жизненными обстоятельствами. Прозаическое повествование осложнено авторскими отступлениями и рассуждениями морально-этического характера. В поэзии ярко выражена личность автор. Преобладающие же жанры: повесть, дневник, путешествие, роман, драма, элегия. Представители: А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин. Доминантой человеческой природы сентиментализм объявил чувства, а не разум.

Сентиментализм

Сентиментализм (от фр. «sentiments - «чувство») литературное

Направление второй половины XVIII в. которое представлено художественными творениями писателей, изображавших чувственный мир человека.

  • Предмет изображения - человек в естественной жизни, его чувства, переживания, эмоции, простота и чистота нравов.
  • Природа является фоном естественной жизни человека.
  • В недрах сентиментальной литературы происходит зарождение психологизма.
  • Писателей-сентименталистов привлекают мотивы человеческой трагедии и смерти, бренности всего земного.
  • Действия героя не обусловлены жизненными обстоятельствами.
  • Прозаическое повествование осложнено авторскими отступлениями и рассуждениями морально-этического характера.
  • В поэзии ярко выражена личность автор.
  • Преобладающие же жанры: повесть, дневник, путешествие, роман, драма, элегия.

Представители: А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин.

Доминантой человеческой природы сентиментализм объявил чувства, а не разум.

Романтизм Субъективная позиция художника слова, в основе которой лежит авторское представление о возможном, отрицающем реальное; идея пересоздания действительности, её идеализация. Мечта и действительность - два противоборствующих начала. Романтический герой как художественное воплощение идеального и прекрасного, а потому исключительного, проявляющегося в таких же исключительных обстоятельствах. Динамичность сюжета, красочность описаний, эмоциональность персонажей. Обращение к историческому прошлому, мифологии и фольклору как поиск идеала настоящего. Представители: B. A. Жуковский, ранний A. C. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Романтизм – направление в искусстве и литературе первой половины XIX в., проникнутое устремлением к возвышенному идеалу, противопоставленному реальности. Противопоставление реального и идеального мира – основа эстетики романтизма

Романтизм

  • Субъективная позиция художника слова, в основе которой лежит авторское представление о возможном, отрицающем реальное; идея пересоздания действительности, её идеализация.
  • Мечта и действительность - два противоборствующих начала.
  • Романтический герой как художественное воплощение идеального и прекрасного, а потому исключительного, проявляющегося в таких же исключительных обстоятельствах.
  • Динамичность сюжета, красочность описаний, эмоциональность персонажей.
  • Обращение к историческому прошлому, мифологии и фольклору как поиск идеала настоящего.
  • Представители: B. A. Жуковский, ранний A. C. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Романтизм – направление в искусстве и литературе первой половины XIX в., проникнутое устремлением к возвышенному идеалу, противопоставленному реальности.

Противопоставление реального и идеального мира – основа эстетики романтизма

Реализм Художественная правда жизни предполагает правдивость в произведении типичных характеров в типичных обстоятельствах; объективное изображение действительности. Создание наиболее общезначимых картин жизни, типов людей. Основу художественного изображения жизни составляет принцип историзма (закономерно развивающейся и меняющейся во времени реальности). Герой литературного произведения - обобщённый образ (тип), обладающий многозначностью, данный в единстве индивидуального, конкретного проявления и общечеловеческого представления. Развитие характера героя психологически и социально обусловлено ими мотивировано. Реализм (от лат. realls – «вещественный, действительный») – направление в искусстве и литературе XIX-XX вв., художественно правдиво отражающее типичные характеры в типичных обстоятельствах. Период творческой деятельности писателей критического реализма называют Золотым веком русской литературы

Реализм

  • Художественная правда жизни предполагает правдивость в произведении типичных характеров в типичных обстоятельствах; объективное изображение действительности.
  • Создание наиболее общезначимых картин жизни, типов людей.
  • Основу художественного изображения жизни составляет принцип историзма (закономерно развивающейся и меняющейся во времени реальности).
  • Герой литературного произведения - обобщённый образ (тип), обладающий многозначностью, данный в единстве индивидуального, конкретного проявления и общечеловеческого представления.
  • Развитие характера героя психологически и социально обусловлено ими мотивировано.

Реализм (от лат. realls – «вещественный, действительный») – направление в искусстве и литературе XIX-XX вв., художественно правдиво отражающее типичные характеры в типичных обстоятельствах.

Период творческой деятельности писателей критического реализма называют Золотым веком русской литературы

Этапы развития реализма Просветительский Критический  Надежда на эволюцию общества через просвещение. Представители: А. H. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. P. Державин. Критика социальных пороков пороков общества. Представители: А. C. Пушкин, H. B. Гоголь, М. E. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов. Социалистический Надежда на революционную перестройку мира, вера в со-социализм и коммунизм. Представители: М. М. Горький, М. А. Шолохов, Д. Бедный, поздний В. В. Маяковский.

Этапы развития реализма

Просветительский

Критический

Надежда на эволюцию общества через просвещение.

Представители: А. H. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. P. Державин.

Критика социальных пороков пороков общества.

Представители: А. C. Пушкин, H. B. Гоголь, М. E. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.

Социалистический

Надежда на революционную перестройку мира, вера в со-социализм и коммунизм. Представители: М. М. Горький, М. А. Шолохов, Д. Бедный, поздний В. В. Маяковский.

Модернизм Модернизм (фр. modernisme, от modeme – «современный») – направление в искусстве и литературе XX вв., противопоставленное реализму с целью создания новой художественной реальности, отражающей противоречия бытия. Отрицание традиционных форм, эстетика новой художественной реальности. Отчуждение кие как основной мотив мироощущения художника слова; субъективная попытка преодоления этого отчуждения. Художественный образ как отражение противоречий времени. Трагическое переосмысление героем жизненных ценностей. Качественное обновление художественной системы, аналитичность, сложность и выразительность художественной формы, языка. Модернизм возник и развивался на сломе исторических эпох, поэтому данное литературное направление является таким иррациональным, противоречивым, многоликим Основные течения русского модернизма Акмеизм Символизм Футуризм

Модернизм

Модернизм (фр. modernisme, от modeme – «современный») – направление в искусстве и литературе XX вв., противопоставленное реализму с целью создания новой художественной реальности, отражающей противоречия бытия.

  • Отрицание традиционных форм, эстетика новой художественной реальности.
  • Отчуждение кие как основной мотив мироощущения художника слова; субъективная попытка преодоления этого отчуждения.
  • Художественный образ как отражение противоречий времени.
  • Трагическое переосмысление героем жизненных ценностей.
  • Качественное обновление художественной системы, аналитичность, сложность и выразительность художественной формы, языка.

Модернизм возник и развивался на сломе исторических эпох, поэтому данное литературное направление является таким иррациональным, противоречивым, многоликим

Основные течения русского модернизма

Акмеизм

Символизм

Футуризм

Символизм Искусство слова образ-символ бытия. Образ-символ - связующее звено между художником слова и сферой тайного, высшего, неземного; отражает «переживаемое содержание сознания», по определению В.Я. Брюсова. Символисты могли строить произведение вокруг как устоявшегося в мировой культуре образа-символа (предметы, животные, природные явления), так и вновь созданного. Близость к идеям романтиков. Иррационализм, субъективизм, ассоциативность, условность, иносказание, ритм, особая роль контекста, музыкальность - важные составляющие поэтики символизма. Символизм (фр. Symbolism, от греч. symbolon – «знак, символ») – литературное течение конца XIX – начала XX в., основным художественным принципом которого является субъективное, авторское выражение мира посредством многозначного образа-символа Представители: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. А. Блок, И. Ф. Анненский.

Символизм

  • Искусство слова образ-символ бытия.
  • Образ-символ - связующее звено между художником слова и сферой тайного, высшего, неземного; отражает «переживаемое содержание сознания», по определению В.Я. Брюсова. Символисты могли строить произведение вокруг как устоявшегося в мировой культуре образа-символа (предметы, животные, природные явления), так и вновь созданного.
  • Близость к идеям романтиков.
  • Иррационализм, субъективизм, ассоциативность, условность, иносказание, ритм, особая роль контекста, музыкальность - важные составляющие поэтики символизма.

Символизм (фр. Symbolism, от греч. symbolon – «знак, символ») – литературное течение конца XIX – начала XX в., основным художественным принципом которого является субъективное, авторское выражение мира посредством многозначного образа-символа

Представители: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. А. Блок, И. Ф. Анненский.

Акмеизм Акмеизм (от греч. akme – «высшая ступень, вершина, цветущая сила») – литературное течение возникшее в начале XX в. В России Обращение поэзии к человеку, его подлинным чувствам, отражение предметности и реальности мира. Поэтическое слово отличается определённостью и конкретностью значения, естественной образностью, оно предметно, пластично, его интонационный рисунок выражает сдержанную напряжённость. Представители: С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам. Изначально акмеизм возник как противоположность символизму

Акмеизм

Акмеизм (от греч. akme – «высшая ступень, вершина, цветущая сила») – литературное течение возникшее в начале XX в. В России

  • Обращение поэзии к человеку, его подлинным чувствам, отражение предметности и реальности мира.
  • Поэтическое слово отличается определённостью и конкретностью значения, естественной образностью, оно предметно, пластично, его интонационный рисунок выражает сдержанную напряжённость.
  • Представители: С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам.

Изначально акмеизм возник как противоположность символизму

Футуризм Футуризм (от лат. futurum «будущее»)- литературное течение 1910-1920-х гг., отводившее себе роль прообраза искусства будущего и выдвинувшее идею разрушения культурных стереотипов. Отрицание наследия прошлого, художественного и нравственного. Устремлённость в будущее как жизненный поэтический принцип. Движение жизни, её динамика - формообразующий фактор. Интерес не к содержанию, а к форме стихосложения, для чего был придуман телеграфный стиль, создан новый поэтический язык. Представители: В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых.

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum «будущее»)- литературное течение 1910-1920-х гг., отводившее себе роль прообраза искусства будущего и выдвинувшее идею разрушения культурных стереотипов.

  • Отрицание наследия прошлого, художественного и нравственного.
  • Устремлённость в будущее как жизненный поэтический принцип.
  • Движение жизни, её динамика - формообразующий фактор.
  • Интерес не к содержанию, а к форме стихосложения, для чего был придуман телеграфный стиль, создан новый поэтический язык.
  • Представители: В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых.
Постмодернизм Новое произведение искусства создаётся из фрагментов мировой культуры через совмещение, сочетание этих фрагментов. Ирреальность реальности, реальность представлена как художественный текст. Основу мира составляют самостоятельные, независимые духовные сущности, потому нет абсолютной истины и нет иерархии. «Коллажное» построение литературного текста: сочетание разнородных элементов. Творческое заимствование сюжетов и персонажей из прошлой литературы, авторская трансформация классического литературного произведения - его ремейк. Многозначность текста. Авторский стиль как сверхзадача. Представители: В. В. Ерофеев, В. О. Пелевин, В. Г. Сорокин. Постмодернизм (от лат. post «после» и фр. moderne «современный, новейший»)- направление в искусстве литературе, появившееся во второй половине XX в. Ремейк (от англ. remake «переделывать»)- более новая версия или интерпретация ранее изданного произведения (повесть В. И. Чайковский «Новое под солнцем» - ремейк романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Постмодернизм

  • Новое произведение искусства создаётся из фрагментов мировой культуры через совмещение, сочетание этих фрагментов.
  • Ирреальность реальности, реальность представлена как художественный текст.
  • Основу мира составляют самостоятельные, независимые духовные сущности, потому нет абсолютной истины и нет иерархии.
  • «Коллажное» построение литературного текста: сочетание разнородных элементов.
  • Творческое заимствование сюжетов и персонажей из прошлой литературы, авторская трансформация классического литературного произведения - его ремейк.
  • Многозначность текста.
  • Авторский стиль как сверхзадача.
  • Представители: В. В. Ерофеев, В. О. Пелевин, В. Г. Сорокин.

Постмодернизм (от лат. post «после» и фр. moderne «современный, новейший»)- направление в искусстве литературе, появившееся во второй половине XX в.

Ремейк (от англ. remake «переделывать»)- более новая версия или интерпретация ранее изданного произведения (повесть В. И. Чайковский «Новое под солнцем» - ремейк романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»