СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "На дне", М. Горький

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "На дне", М. Горький»

Максим Горький (1868-1936) Пьеса «На дне» Написанная за год, пьеса «На дне» в декабре 1902 г. Была поставлена в Московском художественном театре К. С. Станиславским, который сыграл роль Сатина. Пьеса встретила препятствия со стороны цензуры.

Максим Горький (1868-1936)

Пьеса «На дне»

Написанная за год, пьеса «На дне» в декабре 1902 г. Была поставлена в Московском художественном театре К. С. Станиславским, который сыграл роль Сатина. Пьеса встретила препятствия со стороны цензуры.

Содержание Композиция и сюжет Основные образы Идейно-тематическое содержание Жанровое своеобразие Художественные особенности и средства

Содержание

Композиция и сюжет

Основные образы

Идейно-тематическое содержание

Жанровое своеобразие

Художественные особенности и средства

Композиция и сюжет Экспозиция Описание ночлежки Костылёва, знакомство с героями «дна». Завязка Появление странника Луки, который хочет всех утешить, дать надежду. Развитие действия Сознание «бывшими людьми» ужаса своего положения. Кульминация Исчезновение Луки; драка, во время которой происходит убийство Костылёва, Василиса ошпаривает кипятком Наташу. Развязка Крушение надежд героев: смерть Анны, весть о самоубийстве Актёра, арест Васьки Пепла.

Композиция и сюжет

Экспозиция

Описание ночлежки Костылёва, знакомство с героями «дна».

Завязка

Появление странника Луки, который хочет всех утешить, дать надежду.

Развитие действия

Сознание «бывшими людьми» ужаса своего положения.

Кульминация

Исчезновение Луки; драка, во время которой происходит убийство Костылёва, Василиса ошпаривает кипятком Наташу.

Развязка

Крушение надежд героев: смерть Анны, весть о самоубийстве Актёра, арест Васьки Пепла.

Композиция и сюжет Конфликты Философский Любовный Что важнее для человека ложь или правда? Взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, хозяина ночлежки и Наташи. Социальный Противостояние хозяев ночлежки Костылёвых и её обитателей; личный социальный конфликт ночлежников в прошлом, из-за которого они оказались в таком положении.

Композиция и сюжет

Конфликты

Философский

Любовный

Что важнее для человека ложь или правда?

  • Взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, хозяина ночлежки и Наташи.

Социальный

  • Противостояние хозяев ночлежки Костылёвых и её обитателей;
  • личный социальный конфликт ночлежников в прошлом, из-за которого они оказались в таком положении.
Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Сострадание и вера в Бога, утешительная ложь: «Во что веришь, тои есть». Человек должен жить вопреки бессмыслице жизни. Человеку нужна ложь во спасение, иначе он не выдержит правды и погибнет. Сам не верит тому, что говорит людям в утешение. Хочет облегчить крест, а не изменить ситуацию. Лука

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Сострадание и вера в Бога, утешительная ложь: «Во что веришь, тои есть».
  • Человек должен жить вопреки бессмыслице жизни.
  • Человеку нужна ложь во спасение, иначе он не выдержит правды и погибнет.
  • Сам не верит тому, что говорит людям в утешение.
  • Хочет облегчить крест, а не изменить ситуацию.

Лука

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Вера в человека. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Правда о бессмысленности жизни нужна человеку, чтобы сподвигнуть его на самоуважение и борьбу. Человек должен почувствовать свою ценность: «Человек - это звучит гордо» . Человека нужно уважать, а не унижать жалостью. Сатин

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Вера в человека.
  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  • Правда о бессмысленности жизни нужна человеку, чтобы сподвигнуть его на самоуважение и борьбу.
  • Человек должен почувствовать свою ценность: «Человек - это звучит гордо» .
  • Человека нужно уважать, а не унижать жалостью.

Сатин

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Считает, что нужно говорить прямо, как есть. Убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле - лишние. Отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Бубнов

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Считает, что нужно говорить прямо, как есть.
  • Убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его:
  • Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле - лишние.
  • Отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

Бубнов

Идейно-тематическое содержание Тема: спор о человеке, смысле жизни. Идея: бесчеловечные социальные отношения бросают людей на «дно» жизни, калечат человеческие души. Нельзя мириться с неправдой и несправедливостью, нужно бороться за право быть человеком. Тех, кто оказался «на дне», не стоит жалеть и утешать, им нужно помочь, пусть даже горькой правдой, но не следует забывать и о доброте, со-страдании, милосердии. Однако помочь можно только тому, кто этого хочет сам.

Идейно-тематическое содержание

Тема: спор о человеке, смысле жизни.

Идея: бесчеловечные социальные отношения бросают людей на «дно» жизни, калечат человеческие души. Нельзя мириться с неправдой и несправедливостью, нужно бороться за право быть человеком. Тех, кто оказался «на дне», не стоит жалеть и утешать, им нужно помочь, пусть даже горькой правдой, но не следует забывать и о доброте, со-страдании, милосердии. Однако помочь можно только тому, кто этого хочет сам.

Жанровое своеобразие Пьеса Максима Горького «На дне» - социально-философская драма: диспут с острым столкновением героев; ведущую роль играют идеологические конфликты, резкое противопоставление общественных, философских и эстетических воззрений персонажей; предмет изображения … сознание людей, оказавшихся на «дне» жизни в результате процессов в обществе начала XX в.

Жанровое своеобразие

Пьеса Максима Горького «На дне» - социально-философская драма:

  • диспут с острым столкновением героев;
  • ведущую роль играют идеологические конфликты, резкое противопоставление общественных, философских и эстетических воззрений персонажей;
  • предмет изображения … сознание людей, оказавшихся на «дне» жизни в результате процессов в обществе начала XX в.
Художественные особенности и средства Отказ от яркой движущейся сюжетной линии, герои разобщены, сосредоточены по разным углам сцены. Герои не делятся на главных и второстепенных, каждый персонаж имеет свою историю, судьбу, несёт в произведении свою смысловую нагрузку. Часть важных событий пьесы происходит за пределами сцены, чтобы прислушаться к разговорам и спорам ночлежников. Афористичность речи персонажей: жди от волка толка; когда труд - обязанность, жизнь - рабство! B произведении обвинение звучит не в сторону тех, кто проповедует свою истину (Лука, Сатин), а в сторону тех, кто не может найти в себе силы противостоять невзгодам жизни.

Художественные особенности и средства

  • Отказ от яркой движущейся сюжетной линии, герои разобщены, сосредоточены по разным углам сцены.
  • Герои не делятся на главных и второстепенных, каждый персонаж имеет свою историю, судьбу, несёт в произведении свою смысловую нагрузку.
  • Часть важных событий пьесы происходит за пределами сцены, чтобы прислушаться к разговорам и спорам ночлежников.
  • Афористичность речи персонажей: жди от волка толка; когда труд - обязанность, жизнь - рабство!

B произведении обвинение звучит не в сторону тех, кто проповедует свою истину (Лука, Сатин), а в сторону тех, кто не может найти в себе силы противостоять невзгодам жизни.