СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Понятие о СПП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью презентации систематизируются знания об СПП.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Понятие о СПП"»

Понятие о сложноподчиненном предложении

Понятие о сложноподчиненном предложении

Из предложения выпишите все словосочетания, укажите их структурную схему, определите их грамматическое значение. Осеннее солнце несмело на город печальный взглянуло. осеннее солнце – прил. + сущ.; определительное значение взглянуло несмело – глагол. + нар.; обстоятельственное значение взглянуло на город– глагол. + сущ. в вин. п.; дополнительное значение город печальный – сущ.+ прил.; определительное значение
  • Из предложения выпишите все словосочетания, укажите их структурную схему, определите их грамматическое значение.
  • Осеннее солнце несмело на город печальный взглянуло.

осеннее солнце – прил. + сущ.; определительное значение

взглянуло несмело – глагол. + нар.; обстоятельственное значение

взглянуло на город– глагол. + сущ. в вин. п.; дополнительное значение

город печальный – сущ.+ прил.; определительное значение

Вспомните и назовите основные виды сложных предложений. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное. Какое из них вы могли бы ассоциативно сравнить со словосочетанием? Какие ассоциации возникают у вас при сопоставлении этих синтаксических единиц? В сложноподчиненном предложении так же, как и в словосочетании, 1. связь подчинительная; 2. одна часть главная, другая зависит от нее; 3. связь между частями устанавливается по вопросу.  [    ] , ( )  [    ] , ( )

Вспомните и назовите основные виды сложных предложений.

Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное.

Какое из них вы могли бы ассоциативно сравнить со словосочетанием? Какие ассоциации возникают у вас при сопоставлении этих синтаксических единиц?

В сложноподчиненном предложении так же, как и в словосочетании,

1. связь подчинительная;

2. одна часть главная, другая зависит от нее;

3. связь между частями устанавливается по вопросу.

[ ] , ( )

[ ] , ( )

 [    ] ,( подчин. союз, союзное слово )  Главная часть  (главное предложение)  Придаточная часть  (придаточное предложение)

[ ] ,( подчин. союз, союзное слово )

Главная часть (главное предложение)

Придаточная часть (придаточное предложение)

Продолжим игру в ассоциации. Сопоставляя СПП со словосочетаниями, попробуйте определить значение придаточных частей СПП. 1. Это была книга, которую я помнил с детства. какая? [ Это была книга ] , ( которую я помнил с детства ) . 2. Летом я отдыхал в деревне, где живет моя бабушка. какой? [ Летом я отдыхал в деревне ] , ( где живет моя бабушка ) . 3. Было это еще в ту пору, когда люди читать не умели. какую?  [ Было это еще в ту пору ] , ( когда люди читать не умели ) .

Продолжим игру в ассоциации. Сопоставляя СПП со словосочетаниями, попробуйте определить значение придаточных частей СПП.

1. Это была книга, которую я помнил с детства.

какая?

[ Это была книга ] , ( которую я помнил с детства ) .

2. Летом я отдыхал в деревне, где живет моя бабушка.

какой?

[ Летом я отдыхал в деревне ] , ( где живет моя бабушка ) .

3. Было это еще в ту пору, когда люди читать не умели.

какую?

[ Было это еще в ту пору ] , ( когда люди читать не умели ) .

Что объединяет придаточные в этих предложениях? Все эти придаточные отвечают на вопрос КАКОЙ? и относятся к существительному, которое находится в главной части, т. значение всех этих придаточных - ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ   Итак, мы сделали «открытие» – «открыли» один из видов придаточных предложений – придаточное ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ. Именно так и называют его лингвисты. какой?  [  сущ  ] ,( союзное слово )

Что объединяет придаточные в этих предложениях?

Все эти придаточные отвечают на вопрос КАКОЙ? и относятся к существительному, которое находится в главной части, т. значение всех этих придаточных - ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ

Итак, мы сделали «открытие» – «открыли» один из видов придаточных предложений – придаточное ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ. Именно так и называют его лингвисты.

какой?

[ сущ ] ,( союзное слово )

Определить значение придаточных частей следующих СПП. 1. Я и не думала, что все это вас так взволнует. о чем?  [ Я и не думала ] , ( что все это вас так взволнует ) . 2. Легко себе представить, что я чувствовал.  что?  [ Легко себе представить ] , ( что я чувствовал ) . 3 . Никто не видел, как это произошло.  чего?  [ Никто не видел ] , ( как это произошло ) .

Определить значение придаточных частей следующих СПП.

1. Я и не думала, что все это вас так взволнует.

о чем?

[ Я и не думала ] , ( что все это вас так взволнует ) .

2. Легко себе представить, что я чувствовал.

что?

[ Легко себе представить ] , ( что я чувствовал ) .

3 . Никто не видел, как это произошло.

чего?

[ Никто не видел ] , ( как это произошло ) .

Что объединяет придаточные в этих предложениях? Все эти придаточные отвечают на вопросы косвенных падежей и, если соотнести их с зависимым словом в словосочетании, то их значение - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  Итак, мы «открыли» еще один вид придаточных предложений – придаточное ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ. Именно так и называют его некоторые лингвисты. Но есть у него и еще одно название – придаточное ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ. Договоримся и мы пользоваться этим термином. ?? косв. падежей  [  ] ,( союз, союзное слово )

Что объединяет придаточные в этих предложениях?

Все эти придаточные отвечают на вопросы косвенных падежей и, если соотнести их с зависимым словом в словосочетании, то их значение - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

Итак, мы «открыли» еще один вид придаточных предложений – придаточное ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ. Именно так и называют его некоторые лингвисты. Но есть у него и еще одно название – придаточное ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ. Договоримся и мы пользоваться этим термином.

?? косв. падежей

[ ] ,( союз, союзное слово )

Есть в русском языке еще один вид придаточных, включающий в себя самое большое количество разнообразных придаточных. Можете ли вы выдвинуть гипотезу о названии этого вида придаточных? Придаточные обстоятельственные. На какие вопросы будут отвечать эти придаточные? На вопросы обстоятельств: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? и др.

Есть в русском языке еще один вид придаточных, включающий в себя самое большое количество разнообразных придаточных. Можете ли вы выдвинуть гипотезу о названии этого вида придаточных?

Придаточные обстоятельственные.

На какие вопросы будут отвечать эти придаточные?

На вопросы обстоятельств: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? и др.

Определить значение придаточных частей следующих СПП. 1. Я это сделаю, когда вернусь домой. когда?  [ Я это сделаю ] , ( когда вернусь домой ) . – прид. обст. времени   2. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум. куда?  [ Дорогою свободной иди ] , ( куда влечет тебя свободный ум ) .-  прид. обст. места   3. Цветы завяли, потому что в вазе не осталось воды. почему?   [ Цветы завяли ] , ( потому что в вазе не осталось воды ) . _  прид. обст. причины

Определить значение придаточных частей следующих СПП.

1. Я это сделаю, когда вернусь домой.

когда?

[ Я это сделаю ] , ( когда вернусь домой ) . – прид. обст. времени

2. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум.

куда?

[ Дорогою свободной иди ] , ( куда влечет тебя свободный ум ) .- прид. обст. места

3. Цветы завяли, потому что в вазе не осталось воды.

почему?

[ Цветы завяли ] , ( потому что в вазе не осталось воды ) . _ прид. обст. причины

Задание : Составить схемы сложноподчиненных предложений, определить вид придаточных в них. 1.Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.   2. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелестные сказки. 3. Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу. 4. Хорошо бродить в поле, когда колосится рожь. 5. Окна завесили шторами, чтобы свет не беспокоил больного. 6. Кто знает, что такое старость?

Задание : Составить схемы сложноподчиненных предложений, определить вид придаточных в них.

1.Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

2. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелестные сказки.

3. Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу.

4. Хорошо бродить в поле, когда колосится рожь.

5. Окна завесили шторами, чтобы свет не беспокоил больного.

6. Кто знает, что такое старость?