Понятие о сложноподчиненном предложении
- Из предложения выпишите все словосочетания, укажите их структурную схему, определите их грамматическое значение.
- Осеннее солнце несмело на город печальный взглянуло.
осеннее солнце – прил. + сущ.; определительное значение
взглянуло несмело – глагол. + нар.; обстоятельственное значение
взглянуло на город– глагол. + сущ. в вин. п.; дополнительное значение
город печальный – сущ.+ прил.; определительное значение
Вспомните и назовите основные виды сложных предложений.
Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное.
Какое из них вы могли бы ассоциативно сравнить со словосочетанием? Какие ассоциации возникают у вас при сопоставлении этих синтаксических единиц?
В сложноподчиненном предложении так же, как и в словосочетании,
1. связь подчинительная;
2. одна часть главная, другая зависит от нее;
3. связь между частями устанавливается по вопросу.
[ ] , ( )
[ ] , ( )
[ ] ,( подчин. союз, союзное слово )
Главная часть (главное предложение)
Придаточная часть (придаточное предложение)
Продолжим игру в ассоциации. Сопоставляя СПП со словосочетаниями, попробуйте определить значение придаточных частей СПП.
1. Это была книга, которую я помнил с детства.
какая?
[ Это была книга ] , ( которую я помнил с детства ) .
2. Летом я отдыхал в деревне, где живет моя бабушка.
какой?
[ Летом я отдыхал в деревне ] , ( где живет моя бабушка ) .
3. Было это еще в ту пору, когда люди читать не умели.
какую?
[ Было это еще в ту пору ] , ( когда люди читать не умели ) .
Что объединяет придаточные в этих предложениях?
Все эти придаточные отвечают на вопрос КАКОЙ? и относятся к существительному, которое находится в главной части, т. значение всех этих придаточных - ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ
Итак, мы сделали «открытие» – «открыли» один из видов придаточных предложений – придаточное ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ. Именно так и называют его лингвисты.
какой?
[ сущ ] ,( союзное слово )
Определить значение придаточных частей следующих СПП.
1. Я и не думала, что все это вас так взволнует.
о чем?
[ Я и не думала ] , ( что все это вас так взволнует ) .
2. Легко себе представить, что я чувствовал.
что?
[ Легко себе представить ] , ( что я чувствовал ) .
3 . Никто не видел, как это произошло.
чего?
[ Никто не видел ] , ( как это произошло ) .
Что объединяет придаточные в этих предложениях?
Все эти придаточные отвечают на вопросы косвенных падежей и, если соотнести их с зависимым словом в словосочетании, то их значение - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
Итак, мы «открыли» еще один вид придаточных предложений – придаточное ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ. Именно так и называют его некоторые лингвисты. Но есть у него и еще одно название – придаточное ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ. Договоримся и мы пользоваться этим термином.
?? косв. падежей
[ ] ,( союз, союзное слово )
Есть в русском языке еще один вид придаточных, включающий в себя самое большое количество разнообразных придаточных. Можете ли вы выдвинуть гипотезу о названии этого вида придаточных?
Придаточные обстоятельственные.
На какие вопросы будут отвечать эти придаточные?
На вопросы обстоятельств: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? и др.
Определить значение придаточных частей следующих СПП.
1. Я это сделаю, когда вернусь домой.
когда?
[ Я это сделаю ] , ( когда вернусь домой ) . – прид. обст. времени
2. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум.
куда?
[ Дорогою свободной иди ] , ( куда влечет тебя свободный ум ) .- прид. обст. места
3. Цветы завяли, потому что в вазе не осталось воды.
почему?
[ Цветы завяли ] , ( потому что в вазе не осталось воды ) . _ прид. обст. причины
Задание : Составить схемы сложноподчиненных предложений, определить вид придаточных в них.
1.Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
2. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелестные сказки.
3. Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу.
4. Хорошо бродить в поле, когда колосится рожь.
5. Окна завесили шторами, чтобы свет не беспокоил больного.
6. Кто знает, что такое старость?