Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
Мишина Галина Петровна – учитель начальных классов ГБОУ ООШ с.Васильевка
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Какими качествами должен обладать младший школьник?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать житейские и учебные задачи.
3. Способность строить взаимоотношения в малой социальной группе, в частности – в классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Читательская грамотность .
Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной сфере.
Технология продуктивного чтения
Три этапа работы с текстом:
I этап . Работа с текстом до чтения
II этап . Работа с текстом во время чтения
III этап . Работа с текстом после чтения
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель:
-вызвать желание у ученика прочитать текст;
-развивать умение по заголовку текста предполагать, предвосхищать содержание;
-уметь определять характер текста;
-уметь делать предположение о цели написания текста, т.е. замысел автора.
Приемы:
• «Глоссарий»
• «Ориентиры предвосхищения»
• «Рассечение вопроса»
• «Верите ли вы, что…»
• «Верите ли вы, что…»
Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
- Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением? Верите ли вы, что главными героями будут Пузырь, Соломинка и Лапоть?
- Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
- Верите ли вы, что главными героями будут Пузырь, Соломинка и Лапоть?
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы:
• «Чтение про себя с вопросами»
• «Чтение с остановками»
• «Чтение про себя с пометками»
• «Ключевые слова»
• «Дерево предсказаний»
• «Мозговой штурм»
• «Дерево предсказаний»
Использую при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
– Попробуем с вами применить этот прием на примере нашей сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Прочитайте текст и докажите, что это сказка.
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит Пузырю:
- Что может сказать Лапоть Пузырю? (Версии)
— Пузырь, давай на тебе переплывем!
— Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег.
- Что сделал Лапоть?
Лапоть пошел по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
А Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.
- Кто предлагает выход из сложившейся ситуации?
- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.
- Как описан этот момент?
- Почему Соломинка согласилась?
- Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке (работа в парах)
Общее дело героев___________ 1
Разногласие________________ 3
Препятствие на пути_______ 2
Беда_______________________ 4
• «Мозговой штурм»
Предлагаю детям прочитать пословицы и выбрать ту, которая подходит к нашей сказке и почему?
«Под лежачий камень вода не течёт»
«Друзья познаются в беде»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Использование этих и других приёмов во время чтения помогает:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель: обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла
Приемы:
• «Вопросы после текста»
• «Написание творческих работ»
• «Создание диафильма»
• «Вопросы после текста»
Классификация вопросов предполагает баланс между группами вопросов к:
-фактической информации текста, изложенной вербально;
-подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
-концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.
Вернёмся к нашей сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
- Давайте попробуем расставить всё по своим местам:
Первый персонаж – Лапоть. Лапоть – предмет незатейливый, повидавший многое, не зря именно он сразу предложил относительно верный путь переплыть на Пузыре, ведь Пузырь в воде не тонет. Так что у персонажей сказки был шанс благополучно перебраться на другой берег.
Второй персонаж – Соломинка. Соломинка слишком тонка и силы свои не рассчитала. Совет – трудись, но умей заранее прикинуть, справишься с работой или нет.
Третий персонаж – Пузырь. Смеяться нехорошо над теми, кто попал в беду.
- Чему учит эта сказка?
- В чём заключается мудрость?
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
Тест.
Прочитай сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть» и выбери верное утверждение.
1.Главные герои сказки:
А) Пузырь, Лапоть и Колосок
Б) Соломинка, Башмак и Помидор
В) Лапоть, Соломинка и Пузырь
2.Куда пошли главные герои:
А) в лес Б) в поле В) на рыбалку
3. Зачем они пошли?
А) за водой Б) рубить дрова В) за ёлкой на праздник
4. Кто первым упал в воду:
А) Пузырь Б) Соломинка В) Лапоть
Приём «Написание творческих работ» использую на этапе закрепления изученной темы.
- Вам понравилось, как закончилась сказка? Почему?
- Какой конец сказки?
- Как бы вы хотели, чтобы закончилась сказка?
- А давайте помечтаем и придумаем к сказке счастливый конец.
Задание: придумай свою сказку.
Группа умений
1 класс
Речевая и читательская деятельность
2 класс
47%
Творческая деятельность
58%
56%
Литературоведческая пропедевтика
62%
63%
68%
Рефлексия
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
Спасибо за внимание!