СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Приемы формирования ФГ младших школьников на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы формирования ФГ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Приемы формирования ФГ младших школьников на уроках литературного чтения"»

Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения Мишина Галина Петровна – учитель начальных классов ГБОУ ООШ с.Васильевка

Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

Мишина Галина Петровна – учитель начальных классов ГБОУ ООШ с.Васильевка

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Какими качествами должен обладать младший школьник? 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация. 2. Умение самостоятельно решать житейские и учебные задачи. 3. Способность строить взаимоотношения в малой социальной группе, в частности – в классе. 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. Читательская грамотность . Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной сфере. 

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Какими качествами должен обладать младший школьник?

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать житейские и учебные задачи.

3. Способность строить взаимоотношения в малой социальной группе, в частности – в классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

Читательская грамотность .

Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной сфере. 

Технология продуктивного чтения Три этапа работы с текстом: I этап . Работа с текстом до чтения II этап . Работа с текстом во время чтения III этап . Работа с текстом после чтения

Технология продуктивного чтения

Три этапа работы с текстом:

I этап . Работа с текстом до чтения

II этап . Работа с текстом во время чтения

III этап . Работа с текстом после чтения

1 этап. Работа с текстом до чтения  Цель: -вызвать желание у ученика прочитать текст; -развивать умение по заголовку текста предполагать, предвосхищать содержание; -уметь определять характер текста; -уметь делать предположение о цели написания текста, т.е. замысел автора.  Приемы: • «Глоссарий» • «Ориентиры предвосхищения» • «Рассечение вопроса» • «Верите ли вы, что…»

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель:

-вызвать желание у ученика прочитать текст;

-развивать умение по заголовку текста предполагать, предвосхищать содержание;

-уметь определять характер текста;

-уметь делать предположение о цели написания текста, т.е. замысел автора.

Приемы:

• «Глоссарий»

• «Ориентиры предвосхищения»

• «Рассечение вопроса»

• «Верите ли вы, что…»

• «Верите ли вы, что…»  Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением? Верите ли вы, что главными героями будут Пузырь, Соломинка и Лапоть? Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением? Верите ли вы, что главными героями будут Пузырь, Соломинка и Лапоть?

«Верите ли вы, что…»

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

  • Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением? Верите ли вы, что главными героями будут Пузырь, Соломинка и Лапоть?
  • Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  • Верите ли вы, что главными героями будут Пузырь, Соломинка и Лапоть?
2 этап. Работа с текстом во время чтения  Цель: обеспечить полноценное восприятие текста. Приемы: • «Чтение про себя с вопросами» • «Чтение с остановками» • «Чтение про себя с пометками» • «Ключевые слова» • «Дерево предсказаний» • «Мозговой штурм»

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы:

• «Чтение про себя с вопросами»

• «Чтение с остановками»

• «Чтение про себя с пометками»

• «Ключевые слова»

• «Дерево предсказаний»

• «Мозговой штурм»

• «Дерево предсказаний» Использую при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами. – Попробуем с вами применить этот прием на примере нашей сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Прочитайте текст и докажите, что это сказка.

• «Дерево предсказаний»

Использую при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

– Попробуем с вами применить этот прием на примере нашей сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Прочитайте текст и докажите, что это сказка.

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит Пузырю: - Что может сказать Лапоть Пузырю? (Версии) — Пузырь, давай на тебе переплывем!  — Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.  Соломинка перетянулась с берега на берег. - Что сделал Лапоть?  Лапоть пошел по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит Пузырю:

- Что может сказать Лапоть Пузырю? (Версии)

Пузырь, давай на тебе переплывем! 

Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем. 

Соломинка перетянулась с берега на берег.

- Что сделал Лапоть?

Лапоть пошел по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

 - Кто предлагает выход из сложившейся ситуации?  - Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.  - Как описан этот момент?  - Почему Соломинка согласилась?  - Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке (работа в парах) Общее дело героев___________ 1 Разногласие________________ 3 Препятствие на пути_______ 2 Беда_______________________ 4

- Кто предлагает выход из сложившейся ситуации?

- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

- Как описан этот момент?

- Почему Соломинка согласилась?

- Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке (работа в парах)

Общее дело героев___________ 1

Разногласие________________ 3

Препятствие на пути_______ 2

Беда_______________________ 4

• «Мозговой штурм» Предлагаю детям прочитать пословицы и выбрать ту, которая подходит к нашей сказке и почему? «Под лежачий камень вода не течёт» «Друзья познаются в беде» «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

• «Мозговой штурм»

Предлагаю детям прочитать пословицы и выбрать ту, которая подходит к нашей сказке и почему?

«Под лежачий камень вода не течёт»

«Друзья познаются в беде»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Использование этих и других приёмов во время чтения помогает: -научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; -находить в тексте требуемую информацию; -выделять не только главную, но и второстепенную информацию; -читать внимательно и вдумчиво.

Использование этих и других приёмов во время чтения помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

3 этап. Работа с текстом после чтения  Цель: обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла Приемы: • «Вопросы после текста» • «Написание творческих работ» • «Создание диафильма»

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель: обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла

Приемы:

• «Вопросы после текста»

• «Написание творческих работ»

• «Создание диафильма»

• «Вопросы после текста» Классификация вопросов предполагает баланс между группами вопросов к: -фактической информации текста, изложенной вербально; -подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; -концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов предполагает баланс между группами вопросов к:

-фактической информации текста, изложенной вербально;

-подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

-концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

Вернёмся к нашей сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» - Давайте попробуем расставить всё по своим местам: Первый персонаж – Лапоть. Лапоть – предмет незатейливый, повидавший многое, не зря именно он сразу предложил относительно верный путь переплыть на Пузыре, ведь Пузырь в воде не тонет. Так что у персонажей сказки был шанс благополучно перебраться на другой берег. Второй персонаж – Соломинка. Соломинка слишком тонка и силы свои не рассчитала. Совет – трудись, но умей заранее прикинуть, справишься с работой или нет. Третий персонаж – Пузырь. Смеяться нехорошо над теми, кто попал в беду. Чему учит эта сказка? В чём заключается мудрость?

Вернёмся к нашей сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Давайте попробуем расставить всё по своим местам:

Первый персонаж – Лапоть. Лапоть – предмет незатейливый, повидавший многое, не зря именно он сразу предложил относительно верный путь переплыть на Пузыре, ведь Пузырь в воде не тонет. Так что у персонажей сказки был шанс благополучно перебраться на другой берег.

Второй персонаж – Соломинка. Соломинка слишком тонка и силы свои не рассчитала. Совет – трудись, но умей заранее прикинуть, справишься с работой или нет.

Третий персонаж – Пузырь. Смеяться нехорошо над теми, кто попал в беду.

  • Чему учит эта сказка?
  • В чём заключается мудрость?
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста. Тест. Прочитай сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть» и выбери верное утверждение.  1.Главные герои сказки: А) Пузырь, Лапоть и Колосок Б) Соломинка, Башмак и Помидор В) Лапоть, Соломинка и Пузырь   2.Куда пошли главные герои: А) в лес Б) в поле В) на рыбалку 3. Зачем они пошли? А) за водой Б) рубить дрова В) за ёлкой на праздник   4. Кто первым упал в воду: А) Пузырь Б) Соломинка В) Лапоть

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

Тест.

Прочитай сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть» и выбери верное утверждение.

1.Главные герои сказки:

А) Пузырь, Лапоть и Колосок

Б) Соломинка, Башмак и Помидор

В) Лапоть, Соломинка и Пузырь

 

2.Куда пошли главные герои:

А) в лес Б) в поле В) на рыбалку

3. Зачем они пошли?

А) за водой Б) рубить дрова В) за ёлкой на праздник

 

4. Кто первым упал в воду:

А) Пузырь Б) Соломинка В) Лапоть

 Приём  «Написание творческих работ» использую на этапе закрепления изученной темы. - Вам понравилось, как закончилась сказка? Почему? - Какой конец сказки? - Как бы вы хотели, чтобы закончилась сказка? - А давайте помечтаем и придумаем к сказке счастливый конец.

Приём «Написание творческих работ» использую на этапе закрепления изученной темы.

- Вам понравилось, как закончилась сказка? Почему?

- Какой конец сказки?

- Как бы вы хотели, чтобы закончилась сказка?

- А давайте помечтаем и придумаем к сказке счастливый конец.

Задание: придумай свою сказку.

Задание: придумай свою сказку.

Группа умений 1 класс Речевая и читательская деятельность 2 класс 47% Творческая деятельность 58% 56% Литературоведческая пропедевтика 62% 63% 68%

Группа умений

1 класс

Речевая и читательская деятельность

2 класс

47%

Творческая деятельность

58%

56%

Литературоведческая пропедевтика

62%

63%

68%

Рефлексия Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.

Рефлексия

Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!