Просмотр содержимого документа
«Презентация "Работа классного руководителя по профилактике жестокости в классе"»
Сообщение на тему: «Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе»
Подготовила:
учитель I квалификационной категории
Гордеева Анастасия Васильевна
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время прогрессирует цинизм, агрессивность и жестокость среди подростков.
Подготовила:
учитель I квалификационной категории
Гордеева Анастасия Васильевна
Школьная жестокость
Эмоциональное
насилие
Физическое
насилие
3
избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей
• насмешки, присвоение кличек, высмеивание, унижение;
• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой
4
Жертвы жестокости сверстников, дети имеющие:
Физические недостатки
1
Особенности поведения
Особенности внешности
Болезни (эпилепсия, энурез)
Неразвитые социальные навыки
5
Профилактика жестокости в школе
Администрация
Педагог- психолог
Социальный педагог
Классный руководитель
Учителя-предметники
Направления деятельности классного руководителя по профилактике жестокости в классе:
Программа по профилактике жестокости в школе со стороны классного руководителя может включать в себя следующие направления:
- Диагностика
- Формирование благоприятных внутриколлективных отношений.
- Индивидуальная работа с учащимися- агрессорами и учащимися –жертвами.
- Работа с родителями учащихся.
Диагностика
- пристальное наблюдение за детским коллективом;
- знакомство с профилями учеников в социальных сетях;
- выявление учащихся-жертв и агрессоров
- (Памятка для учителей «Как распознать жертву и агрессора», опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки)
Памятка для учителей ( как распознать жертву и агрессора)
- Жертва
- его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
- на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
- во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
- его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны
- на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
- хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
- опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
- во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
- Агрессор
- на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
- манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
- может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
- на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
- не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
- прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
- входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
- спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки.
- Методика диагностики показателей и форм агрессии разработана Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
- Басс и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).
Формирование благоприятных внутриколлективных отношений.
- -классные часы и беседы направленные на профилактику агрессии и жестокости
- -просмотры видеороликов и видеофильмов с обязательным обсуждением.
- - игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков
Индивидуальная работа с учащимися- агрессорами и учащимися- жертвами.
- В реализации данного направления основная задача классного руководителя- наладить тесный контакт с учащимся и его семьей.
- Проводить работу комплексно и взаимосвязано с школьным психологом, социальным педагогом, администрацией школы
Работа с родителями учащихся.
- - посещение семей, с целью диагностики внутрисемейных отношений и знакомства со всеми членами семьи;
- - индивидуальные беседы и родительские собрания;
- -разработка памяток - рекомендаций, брошюр по проблеме жестокости, особенностях профилактики данного негативного явления.
Памятка для родителей ( как распознать жертву и агрессора)
- Жертва
- не приводит домой одноклассников или сверстников;
- не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
- одноклассники редко приглашают на дни рождения;
- по утрам часто жалуется на головные боли, или придумывает причины, чтобы не идти в школу;
- задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит;
- у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу;
- в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
- выпрашивает или тайно крадет деньги. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
- приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
- выбирает нестандартную дорогу в школу.
- Агрессор
- вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается);
- типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
- ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
- в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики);
- приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
- группируется со старшими подростками;
- имеет садистские наклонности;
- в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
- в игре навязывает друзьям свои правила;
- злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
- игнорирует указания и легко раздражается;
- введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
- не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
Рекомендации родителям по общению с агрессивным подростком:
- 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям подростка.
- 2.Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывайте подростку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".
- 3. Быть последовательным в наказаниях подростка, наказывать за конкретные поступки.
- 4. Наказания не должны унижать подростка.
- 5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Дайте возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать "портрет" его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
- 6. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.