СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сказкотерапия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста. Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сказкотерапия"»

Сказкотерапия «Воспитание сказкой» Подготовила Бабанова Лариса Петровна воспитатель высшей квалификационной категории

Сказкотерапия

«Воспитание сказкой»

Подготовила Бабанова Лариса Петровна

воспитатель высшей квалификационной категории

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном возрасте их читают детям всех возрастов. И дети их любят.  Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи  человека с природой, с предметным миром, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном возрасте их читают детям всех возрастов. И дети их любят. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Удивительный сказочник Джанни Родари утверждал:  - существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и других негативных моментов: лиса съела колобка, сёстры издеваются над Золушкой, лиса обманула волка  - сказки подаются детям однообразно, в основном чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов или кинофильмов по мотивам знакомых сказок  - сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств  - с развитием телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, смотреть зрелище легче и интересней.

Удивительный сказочник Джанни Родари утверждал: - существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и других негативных моментов: лиса съела колобка, сёстры издеваются над Золушкой, лиса обманула волка - сказки подаются детям однообразно, в основном чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов или кинофильмов по мотивам знакомых сказок - сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств - с развитием телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, смотреть зрелище легче и интересней.

Откуда взялась сказкотерапия? Сам метод развития через сказки появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран. Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.

Откуда взялась сказкотерапия?

Сам метод развития через сказки появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран. Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.

Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Что такое сказкотерапия? Это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.  Это процесс экологического образования и воспитания ребенка;  Это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Что такое сказкотерапия?

Это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

Это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.

Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Цели и задачи сказкотерапии Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления. Стимулирование творческого самовыражения. Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей. Развитие умения преодолевать трудности и страхи. Выявление и поддержка творческих способностей. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Цели и задачи сказкотерапии

  • Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
  • Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
  • Стимулирование творческого самовыражения.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
  • Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
  • Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
  • Выявление и поддержка творческих способностей.
  • Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
  • Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Преимущество сказок для личности ребенка Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Неопределенность места действия главного героя. Образность языка. Кладезь мудрости. Победа Добра. Психологическая защищенность. Наличие Тайны и Волшебства.

Преимущество сказок для личности ребенка

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
  • Неопределенность места действия главного героя.
  • Образность языка. Кладезь мудрости.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность.
  • Наличие Тайны и Волшебства.
Принципы работы со сказками:  Принцип осознанности.  Принцип реальности.  Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).  Принцип многогранности.  Принцип связи с реальностью.

Принципы работы со сказками:

  • Принцип осознанности.
  • Принцип реальности.
  • Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).
  • Принцип многогранности.
  • Принцип связи с реальностью.
Психологические потребности ребенка: Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);  когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;  поведенческого, который, связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Психологические потребности ребенка:

  • Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  • Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
  • Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
  • мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  • когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  • поведенческого, который, связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами: Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие. Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников. Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами:

  • Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.
  • Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.
  • Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
  • Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.
Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
  • Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
  • Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
  • Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками: I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная режиссерская игра).  II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование). III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками:

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная режиссерская игра).

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование).

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Основные приемы работы со сказкой: Анализ сказок. Рассказывание сказок. Переписывание сказок. Постановка сказок с помощью кукол. Сочинение сказок.

Основные приемы работы со сказкой:

  • Анализ сказок.
  • Рассказывание сказок.
  • Переписывание сказок.
  • Постановка сказок с помощью кукол.
  • Сочинение сказок.
Использование сказкотерапии в обучении детей развивает: Активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии; Самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении; Творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний; Эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове; Произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков; Связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Использование сказкотерапии в обучении детей развивает:

  • Активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  • Самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  • Творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  • Эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • Произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  • Связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Спасибо за внимание! 10 апреля 2022 г

Спасибо за внимание!

10 апреля 2022 г