СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация помогает подготовить учеников 6 класса к выполнению заданий ВПР № 12, 13, 14

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Стили речи"»

Стили речи. Фразеологизмы. Многозначные слова Подготовка к ВПР Задание 13,14, 12

Стили речи. Фразеологизмы. Многозначные слова

Подготовка к ВПР

Задание 13,14, 12

Задание ВПР № 13  Определите стилистическую принадлежность слова «рухнул» из предложения 16, запишите.  Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (16)Медведь рухнул мёртвым.

Задание ВПР № 13

Определите стилистическую принадлежность слова «рухнул» из предложения 16, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

  • (16)Медведь рухнул мёртвым.
 Стили речи   разговорный книжные официально-деловой научный художественный публицистический

Стили речи

разговорный

книжные

официально-деловой

научный

художественный

публицистический

ЗАПОМНИ! Если у слова нет стилистической окраски ( т.е. оно не принадлежит к разговорному или книжному стилю), то слово СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНОЕ , его можно употребить в любом из этих стилей

ЗАПОМНИ!

  • Если у слова нет стилистической окраски ( т.е. оно не принадлежит к разговорному или книжному стилю), то слово СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНОЕ , его можно употребить в любом из этих стилей
Задание ВПР № 13  Определите стилистическую принадлежность слова «рухнул» из предложения 16, запишите.  Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (16)Медведь рухнул мёртвым.

Задание ВПР № 13

Определите стилистическую принадлежность слова «рухнул» из предложения 16, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

  • (16)Медведь рухнул мёртвым.
Проверь себя: Слово «рухнул» — разговорного стиля Рухнул — упал, свалился

Проверь себя:

  • Слово «рухнул» — разговорного стиля
  • Рухнул — упал, свалился
Задание 1 Определите стилистическую принадлежность слова «распластали» из предложения 7, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Распластали — ... (6)Высоко в небе летают аисты. (7)Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье.

Задание 1

  • Определите стилистическую принадлежность слова «распластали» из предложения 7, запишите.
  • Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
  • Распластали — ...
  • (6)Высоко в небе летают аисты. (7)Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье.
Проверь себя: Слово «распластали может использоваться в разговорном и художественном стилях Распластали — широко расставили

Проверь себя:

  • Слово «распластали может использоваться в разговорном и художественном стилях
  • Распластали — широко расставили
Задание 2 Определите стилистическую принадлежность слова «кружил» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой.

Задание 2

  • Определите стилистическую принадлежность слова «кружил» из предложения 11, запишите.
  • Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
  • (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой.
Проверь себя: Слово «кружил» может использоваться в разговорном и художественном стилях Кружил — ходил по кругу, ходил по одному и тому же месту

Проверь себя:

  • Слово «кружил» может использоваться в разговорном и художественном стилях
  • Кружил — ходил по кругу, ходил по одному и тому же месту
Задание 3 Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Поманил — ... (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. 

Задание 3

  • Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите.
  • Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
  • Поманил — ...
  • (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. 
Проверь себя: Слово «поманил» может употребляться в разговорном и художественных стилях Поманил — позвал, подозвал

Проверь себя:

  • Слово «поманил» может употребляться в разговорном и художественных стилях
  • Поманил — позвал, подозвал
Задание 4 Определите стилистическую принадлежность слова « выводок » из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (14)Гнездо жаворонка найти легко: оно чуть-чуть прикрыто травинками. (15)Если тебе случится увидеть его, уходи скорее, не беспокой птиц. (16)За это следующей весной уже весь выводок жаворонков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.

Задание 4

  • Определите стилистическую принадлежность слова « выводок » из предложения 16, запишите.
  • Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
  • (14)Гнездо жаворонка найти легко: оно чуть-чуть прикрыто травинками. (15)Если тебе случится увидеть его, уходи скорее, не беспокой птиц. (16)За это следующей весной уже весь выводок жаворонков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.
Проверь себя: Выводок — потомство Слово стилистически нейтральное, может употребляться разных стилях

Проверь себя:

  • Выводок — потомство
  • Слово стилистически нейтральное, может употребляться разных стилях
Задание 5 Определите стилистическую принадлежность слова «спрятана» из предложения 14, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Спрятана — ... (12)Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. (13)Я полюбила его больше всех своих игрушек. (14)Вот какая радость была спрятана в некрасивой серой луковице.

Задание 5

  • Определите стилистическую принадлежность слова «спрятана» из предложения 14, запишите.
  • Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
  • Спрятана — ...
  • (12)Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. (13)Я полюбила его больше всех своих игрушек. (14)Вот какая радость была спрятана в некрасивой серой луковице.
Проверь себя: Спрятана — скрыта Слово «спрятана» стилистически нейтральное, может употребляться в разных стилях

Проверь себя:

  • Спрятана — скрыта
  • Слово «спрятана» стилистически нейтральное, может употребляться в разных стилях
Задание ВПР 14. №1 Объясните значение фразеологизма «ни свет ни заря», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Ни свет ни заря — ...

Задание ВПР 14. №1

  • Объясните значение фразеологизма «ни свет ни заря», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Ни свет ни заря — ...
Проверь себя: Ни свет ни заря — очень рано. Поезд прибывал в пять утра. Опаздывать никому не хотелось. Поэтому пришлось вставать ни свет ни заря.

Проверь себя:

  • Ни свет ни заря — очень рано.
  • Поезд прибывал в пять утра. Опаздывать никому не хотелось. Поэтому пришлось вставать ни свет ни заря.
Задание 2 Объясните значение фразеологизма «не подпускать на пушечный выстрел», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Не подпускать на пушечный выстрел — ...

Задание 2

  • Объясните значение фразеологизма «не подпускать на пушечный выстрел», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Не подпускать на пушечный выстрел — ...
Проверь себя: Не подпускать на пушечный выстрел — не подходить, не подпускать близко. Собака попала в капкан. Нам с трудом удалось её освободить, потому что она долго никого к себе не подпускала на пушечный выстрел.

Проверь себя:

  • Не подпускать на пушечный выстрел — не подходить, не подпускать близко.
  • Собака попала в капкан. Нам с трудом удалось её освободить, потому что она долго никого к себе не подпускала на пушечный выстрел.
Задание 3 Объясните значение фразеологизма «водить за нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Водить за нос — ...

Задание 3

  • Объясните значение фразеологизма «водить за нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Водить за нос — ...
Проверь себя: Водить за нос — обманывать. Я всё думал, почему он не возвращает мне книгу. Впоследствии оказалось, что книгу он давно потерял, а меня водил за нос, рассказывая истории, как увлечённо перечитывает повесть по нескольку раз.

Проверь себя:

  • Водить за нос — обманывать.
  • Я всё думал, почему он не возвращает мне книгу. Впоследствии оказалось, что книгу он давно потерял, а меня водил за нос, рассказывая истории, как увлечённо перечитывает повесть по нескольку раз.
Задание 4 Объясните значение фразеологизма «белая ворона», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Белая ворона — ...

Задание 4

  • Объясните значение фразеологизма «белая ворона», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Белая ворона — ...
Проверь себя: Белая ворона — тот, кто отличается от других. Он никогда не мог произнести грубого слова или обидеть кого-то. Этим он был так не похож на всех остальных детдомовцев. Мы прозвали его белой вороной.

Проверь себя:

  • Белая ворона — тот, кто отличается от других.
  • Он никогда не мог произнести грубого слова или обидеть кого-то. Этим он был так не похож на всех остальных детдомовцев. Мы прозвали его белой вороной.
Задание 5 Объясните значение фразеологизма «точку зрения», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Точка зрения — ...

Задание 5

  • Объясните значение фразеологизма «точку зрения», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Точка зрения — ...
Проверь себя: Точка зрения — мнение о чём-либо или о ком-либо. Мой папа хорошо разбирается в политике. У него есть собственная точка зрения на происходящие политические события.

Проверь себя:

  • Точка зрения — мнение о чём-либо или о ком-либо.
  • Мой папа хорошо разбирается в политике. У него есть собственная точка зрения на происходящие политические события.
Задание 6 Объясните значение фразеологизма «развесил уши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Развесил уши — ...

Задание 6

  • Объясните значение фразеологизма «развесил уши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Развесил уши — ...
Проверь себя: Развесил уши — заслушался. Мы пришли на встречу с путешественником. Он рассказывал о своих приключениях, а мы слушали его, развесив уши.

Проверь себя:

  • Развесил уши — заслушался.
  • Мы пришли на встречу с путешественником. Он рассказывал о своих приключениях, а мы слушали его, развесив уши.
Задание 7 Объясните значение фразеологизма «Бить баклуши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Бить баклуши — ...

Задание 7

  • Объясните значение фразеологизма «Бить баклуши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Бить баклуши — ...
Проверь себя: Бить баклуши — бездельничать. Бить баклуши — дело нехитрое. Прилагать старание, чтобы получилось что-то нужное и полезное, бездельник не может и не хочет.

Проверь себя:

  • Бить баклуши — бездельничать.
  • Бить баклуши — дело нехитрое. Прилагать старание, чтобы получилось что-то нужное и полезное, бездельник не может и не хочет.
Задание 8 Объясните значение фразеологизма «с чистого листа», запишите. Ис-пользуя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. С чистого листа — ...

Задание 8

  • Объясните значение фразеологизма «с чистого листа», запишите. Ис-пользуя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • С чистого листа — ...
Проверь себя: С чистого листа — сначала. Я решила изменить свою жизнь. Начну, пожалуй, всё с чистого листа.

Проверь себя:

  • С чистого листа — сначала.
  • Я решила изменить свою жизнь. Начну, пожалуй, всё с чистого листа.
Задание 9 Объясните значение фразеологизма «язык проглотить», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Язык проглотить — ...

Задание 9

  • Объясните значение фразеологизма «язык проглотить», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Язык проглотить — ...
Проверь себя: Язык проглотить — замолчать. Я не выучил урока, поэтому ничего не мог ответить. «Ты что, язык проглотил?» — спросил меня учитель.

Проверь себя:

  • Язык проглотить — замолчать.
  • Я не выучил урока, поэтому ничего не мог ответить. «Ты что, язык проглотил?» — спросил меня учитель.
Задание 10 Объясните значение фразеологизма «несолоно хлебавши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Несолоно хлебавши — ...

Задание 10

  • Объясните значение фразеологизма «несолоно хлебавши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Несолоно хлебавши — ...
Проверь себя: Несолоно хлебавши — безрезультатно. Так мы надеялись хоть одним глазком увидеть знаменитого артиста. Однако охрана была бдительной. Так мы и ушли несолоно хлебавши

Проверь себя:

  • Несолоно хлебавши — безрезультатно.
  • Так мы надеялись хоть одним глазком увидеть знаменитого артиста. Однако охрана была бдительной. Так мы и ушли несолоно хлебавши
Задание 11 Объясните значение фразеологизма «бить ключом», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Бить ключом — ...

Задание 11

  • Объясните значение фразеологизма «бить ключом», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Бить ключом — ...
Проверь себя: Бить ключом — бурно. С приходом новенькой жизнь в нашем классе стала буквально бить ключом. Мы всё время что-то придумывали и с удовольствием во всём этом участвовали.

Проверь себя:

  • Бить ключом — бурно.
  • С приходом новенькой жизнь в нашем классе стала буквально бить ключом. Мы всё время что-то придумывали и с удовольствием во всём этом участвовали.
Задание 12 Объясните значение фразеологизма «бабушка надвое сказала», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Бабушка надвое сказала — ...

Задание 12

  • Объясните значение фразеологизма «бабушка надвое сказала», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Бабушка надвое сказала — ...
Проверь себя: Бабушка надвое сказала — противоречивая, непроверенная информация. — Завтра будет дождь, — сказала мама. — Ну, это ещё бабушка надвое сказала, — возразил папа.

Проверь себя:

  • Бабушка надвое сказала — противоречивая, непроверенная информация.
  • — Завтра будет дождь, — сказала мама.
  • — Ну, это ещё бабушка надвое сказала, — возразил папа.
Задание 13 Объясните значение фразеологизма «краем уха», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Краем уха — ...

Задание 13

  • Объясните значение фразеологизма «краем уха», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Краем уха — ...
Проверь себя: Краем уха — услышать случайно, слушая невнимательно. Ребята, я краем уха слышал, что урока не будет. Давайте, пойдём на площадку

Проверь себя:

  • Краем уха — услышать случайно, слушая невнимательно.
  • Ребята, я краем уха слышал, что урока не будет. Давайте, пойдём на площадку
Задание 14 Объясните значение фразеологизма «без году неделя», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Без году неделя — ...

Задание 14

  • Объясните значение фразеологизма «без году неделя», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
  • Без году неделя — ...
Проверь себя: Без году неделя — очень малый срок. Новенький быстро начал всеми командовать. Без году неделя в классе, а уж возомнил о себе слишком много.

Проверь себя:

  • Без году неделя — очень малый срок.
  • Новенький быстро начал всеми командовать. Без году неделя в классе, а уж возомнил о себе слишком много.
Задание ВПР12. № 1 Определите и запишите лексическое значение слова «прошивают» из предложения 12. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Прошивают — ... (12)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.

Задание ВПР12. № 1

  • Определите и запишите лексическое значение слова «прошивают» из предложения 12. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
  • Прошивают — ...
  • (12)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.
Проверь себя: Слово «прошивают» употреблено в переносном значении, в контексте данного предложения означает «очень много пуль проносится в воздухе». Мама прошивает одеяло.

Проверь себя:

  • Слово «прошивают» употреблено в переносном значении, в контексте данного предложения означает «очень много пуль проносится в воздухе».
  • Мама прошивает одеяло.
Задание 2 Определите и запишите лексическое значение слова «провёл» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Провёл — ... (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл.

Задание 2

  • Определите и запишите лексическое значение слова «провёл» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
  • Провёл — ...
  • (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл.
Проверь себя: Провёл — протянул, проложил. Я хорошо провёл время в гостях.

Проверь себя:

  • Провёл — протянул, проложил.
  • Я хорошо провёл время в гостях.
Задание 3 Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Колебаться — ...   (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться.

Задание 3

  • Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
  • Колебаться — ...
  •   (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться.
Проверь себя: Колебаться — сомневаться. Вода под воздействием ветра начала колебаться, появились небольшие волны.

Проверь себя:

  • Колебаться — сомневаться.
  • Вода под воздействием ветра начала колебаться, появились небольшие волны.
Задание 4 Определите и запишите лексическое значение слова «послать» из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Послать — ... (15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая.

Задание 4

  • Определите и запишите лексическое значение слова «послать» из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
  • Послать — ...
  • (15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая.
Проверь себя: Послать — направить. Бабушка посылает тебе привет.

Проверь себя:

  • Послать — направить.
  • Бабушка посылает тебе привет.
Задание 5 Определите и запишите лексическое значение слова «льётся» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Льётся — ... (4)И доказательство этому — звонкая птичья песня, которая льётся откуда-то сверху. 

Задание 5

  • Определите и запишите лексическое значение слова «льётся» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
  • Льётся — ...
  • (4)И доказательство этому — звонкая птичья песня, которая льётся откуда-то сверху. 
Проверь себя: Льётся — раздаётся, доносится. Дождь льётся потоками.

Проверь себя:

  • Льётся — раздаётся, доносится.
  • Дождь льётся потоками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!